
Красиво докладывать в России умеют. В очередной раз в этом можно было убедиться на встрече иностранных министров туризма, проходившей на курорте Роза Хутор 16-17 июня.
По словам Владимира Мединского, министра культуры России, стратегической задачей встречи стала крайняя заинтересованность страны в активизации международного обмена туристами. Тактическая цель – показать свои возможности всему миру. И показали, проведя экскурсию по нескольким объектам зимнего курорта. А когда настало время докладов, посыпались интересные факты.
— Слабым местом туризма всегда была инфраструктура, — отметил Мединский. – Теперь с новой инфраструктурой Сочи и Краснодарский край вырвались вперед. Того, что есть в Сочи, нет ни в Карловых Варах, ни в Карлсбаде. Здесь и море, и грязи, и природа, и многое другое. Мы не вышли на мировой уровень, мы его превзошли!
Правда, иностранцев у нас днем с огнем не сыщешь. По словам Олега Сафонова, временно исполняющего обязанности руководителя Федерального агентства по туризму , 95% иностранцев едут в Москву и Санкт-Петербург, и только 0,5% из них – в Краснодарский край. Но кто же будет возражать министру!
Мэр Сочи Анатолий Пахомов подхватил эстафету и выдал сравнение в том же духе, говоря о коротком сроке подготовки к Играм, похвале МОК о том, что сочинская Олимпиада стала лучшей.
— Достижения Сочи не имеют аналогов со времен Петра I, — заявил он.
И действительно, в те времена не могли, например, не думать о том, как использовать в дальнейшем построенное. У нас же несколько раз менялось постолимпийское предназначение ледовых дворцов. Городу и краю затратно держать их у себя на балансе, впрочем, как и федеральному бюджету. О легкости, с которой идет перетасовка назначений объектов, а значит, и отсутствии продуманности их применения в будущем, свидетельствует, в том числе, ситуация на недавнем Общественном совете. Под игорную зону, которую снова просили для Сочи мэр, губернатор и члены Общественного совета, было предложено использовать один из имеретинских дворцов. Некем занять и пустующие брендовые отели в горном и прибрежном кластерах. Как выяснилось на встрече министров, сейчас некоторые 4-5-звездочные опустили цены до 3-5,5 тысячи за номер. Во время Олимпиады указ президента ограничил аппетиты отельеров, установив порог стоимости размещения порядка 13 тысяч рублей; в некоторых, отнюдь не относящихся к ведению делами президента, цена проживания в сутки достигала 27 тысяч. Олимпиада пролетела, и надо жить дальше и как-то зарабатывать, а для этого создавать привлекательные условия! Тем не менее:
— Еще на этапе проектирования мы знали, что будет после Олимпиады! – утверждает мэр Сочи.
Кстати, то же самое говорил и Сергей Иванов, председатель Государственного комитета Республики Татарстан по туризму. Однако с маленьким, но значимым уточнением. Зона спортивных объектов на Универсиаде в Казани была, возможно, не настолько компактной, как в Сочи, но между ними пустили транспорт для гостей и участников. А при планировании и строительстве учли удобство их расположения для использования местными жителями после спортивного события. В результате чего сейчас эти объекты заполнены на 100%. Все. А «олимпийскую» деревню в виде студенческого кампуса под Универсиаду запустили в эксплуатацию за три года до нее. Свою востребованность она подтвердила как до, так и после мега-события.
Дипломатичные иностранцы слушали и на ус мотали. Современные российские достижения по турпотоку они сравнивали с показателями многолетней давности, чтобы динамика была более явной.
— В прошлом году въездной туризм в Россию превысил показатели 2000 года в три раза, — сказал Талеб Рифаи, генеральный секретарь Всемирной туристской организации. – Турпоток составил 30 миллионов человек. А поскольку Россия как туристская дестинация открылась миру сравнительно недавно, 20-25 лет назад, и представляет собой страну с самыми разнообразными условиями для туризма, то с этой точки зрения у нее огромный потенциал для неоднократных посещений.
Не на широкую публику, а перед журналистами Анатолий Пахомов признался, что на сегодня заполняемость новых объектов оставляет, в среднем, 49%, и что надежда на 100% на июль-август. Его прогноз на 2015-2016 годы по турпотоку – увеличение на 30% в среднем, по новым отелям – на 20%.
Сложно сказать, на чем основаны подобные ожидания. Однако даже интерес к недавней Универсиаде, по информации Сергея Иванова, председателя Госкомитета Республики Татарстан по туризму, способствовал увеличению количества туристов всего на 14% в 2013 году.
А для иностранцев и представителей туристских дестинаций России снова прозвучал рассказ об инфраструктуре, модернизации всех отраслей в городе, чистом море (Мединский подыграл: «Мне показалось, в Сочи море чище стало»). Конечно, за рамками осталась информация об инфекционной больнице, забитой летом отдыхающими, которые имели неосторожность хлебнуть морской воды, так же, как и о провале принципа «Ноль отходов». Напротив, «весь мусор мы вывозим за пределы города». Куда — мэр, правда, не уточнил. Сочинские санатории оказывают любые «диагностические и реалистические услуги». А в морпорт зайдут порядка 160 круизных лайнеров за сезон. Правда, на том же Общественном совете мэр упоминал о подписании договоров на 190 лайнеров и жаловался вице-премьеру Козаку на то, что в силе осталось всего 100, остальные отказались из-за бюрократии пограничников.
А информация про забытую богом и властями Мацесту была преподнесена так, как будто о ней вовремя вспомнили и навели порядок.
— Когда-то несправедливо была забыта Мацеста, сердце курорта. Теперь она в новом виде предстала перед туристами, — сказал мэр.
Подразумевал он, наверное, косметический ремонт здания в сочетании с советским интерьером. Конечно, сегодня Мацеста является профсоюзной собственностью, находится в упадке, однако немногочисленные отдыхающие, которые приезжают полечиться сероводородными ваннами, оставляют свои деньги, в том числе, в Сочи. И город, по идее, должен быть заинтересован в привлечении к мацесте как можно большего числа людей.
И ни слова – про неудобства для жителей во время строек, чудовищные пробки в преддверии Олимпиады и коммунальный коллапс. А вот Абульфас Гараев, министр культуры и туризма Азербайджана, честно признался, что «мы постоянно живем в стройке», так как в ближайшие годы пройдут Европейские Олимпийские игры, Исламские.
Так же, как и Мауро Майяни, начальник международного департамента министерства туризма Сан Марино – в том, что Формула 1 вначале привлекала 180 тысяч туристов одновременно, а теперь – 83 тысячи.
Регламент встречи министров туризма подразумевал 10-минутные доклады. Однако Анатолию Пахомову настолько было что рассказать об успехах Сочи, что он почему-то не принял в расчет напоминающий колокольчик модератора.
— Я не понял, я должен закончить? – удивился он.
— Анатолий Николаевич, надо дать возможность высказаться другим экспертам, которые посмотрели Сочи.
Согласившись закруглиться после паузы, мэр продолжил рассказ, который, судя по количеству слайдов в презентации, грозил растянуться, по крайней мере, на три колокольчика. После второго напоминания последовала реплика:
— Вы бы меня не перебивали, я бы уже закончил.
И снова продолжение повествования. Соседи рядом предложили захлопать. Но не вовремя, потому что история про достижения Сочи наконец подошла к концу.
Вскоре после этого доклада кресло мэра в конференц-зале опустело. А представители 26 зарубежных стран продолжали делиться опытом, полезным для Сочи.