лес1

В районе Дагомыса продолжают уничтожать краснокнижную сосну пицундскую. Массовый спил уникальных деревьев, растущих только на Черноморском побережье России и Абхазии, проводит РЖД для безопасности движения. Вырубленные склоны начинают «ползти», а порода сыплется на железнодорожное полотно. В ближайшее время из зоны отчуждения железной дороги могут совсем исчезнуть редкие деревья, каждое из которых пересчитано и внесено в реестр.

Сосне пицундской не повезло расти в зоне отчуждения железной дороги. В Сочи ее уничтожают уже много лет. На Мысе Видном, который является памятником природы, спилили целую рощу, чтобы построить запасной тоннель для Олимпиады. В апреле 2011 года между железнодорожными станциями Дагомыс и Лоо был вырублен целый участок пицундской сосны, причем в районе пляжа тоже.

Уничтожение эндемика Черноморского побережья Краснодарского края продолжается. Теперь в районе Дагомыса. В РЖД посчитали, что деревья могут угрожать безопасности движения. В Абхазии деревья растут на протяженности всей железной дороги от российско-абхазской границы до города Гудаута и никому не мешают. Сосна пицундская считается самым древним представителем третичной флоры, ископаемые останки обнаружены в плиоценовых отложениях Верхней Грузии.

Новые вырубки экологи обнаружили случайно. Эксперту Экологической вахты по Северному Кавказу Ольге Носковец остается только констатировать – срублено более десяти деревьев, на нескольких стоят красные метки, в ближайшее время и эти деревья будут уничтожены. На пне, который остался от многовековой сосны, написано: «Прости нас лес». Наверное, у тех, кто рубил эти деревья, есть хоть немного совести, в отличие от представителей РЖД, которые приняли решение срубить деревья, возраст которых более 100-200 лет.

лес2

В Абхазии есть Пицундская роща. Там наиболее сохраненный и большой массив. Здесь локально встречаются вот такие небольшие насаждения сосны – это как раз район Дагомыса, где мы находимся, — говорит Ольга Носковец. — Район Уч-Дере, который несколько лет назад подвергся массовой вырубке, деревья вырубались даже на пляжной полосе. Мы писали в полицию, проводились следственные мероприятия, естественно, нарушений закона выявлено не было, работы велись по графику РЖД. Такое варварское отношение к природе Черноморского побережья мы уже наблюдали на примере совмещенной дороги Адлер — Красная Поляна, где было уничтожено огромное количество краснокнижных растений.

В прошлом году департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу отреагировал на обращение Сочинского отделения Русского географического общества, в котором говорились о незаконной массовой вырубке деревьев вдоль железнодорожного полотна в районе Уч-Дере. Сотрудники РГО как раз собирали необходимые документы, чтобы создать там памятник природы. На это были все основания — сосна пицундская находится под угрозой уничтожения и занесена в Красную книгу России.

Специалисты Росприроднадзора побывали на месте вырубок и выписали штраф ОАО «РЖД» в размере 400 тысяч рублей. Арбитражный суд Ростовской области, в котором акционерное общество пыталось оспорить постановление Росприроднадзора, снизил сумму штрафа до 300 тысяч рублей, мотивируя это тем, что ранее ОАО «РЖД» к административной ответственности за подобное правонарушение не привлекалось.

Для монополиста в области перевозок по железной дороге 300 тысяч рублей не деньги. Поэтому штраф был уплачен, а вырубка деревьев продолжилась. По словам Ольги Носковец, выдать разрешение на вырубку краснокнижных деревьев может только специальный отдел в Росприроднадзоре, и это очень непросто. Каждое дерево сосны пицундской внесено в реестр охраняемых государством. Сначала экологи считали, сколько сосны уничтожено на территории Сочи, сейчас уже и со счета сбились. Деревья под Дагомысом уничтожали в момент цветения, лежащие на земле сосновые лапы в пыльце, формирование шишек только началось. Даже собрать семена для компенсационных посадок сейчас не получится.

— Еще нарушения – это метки на деревьях, которые подлежат уничтожению, они не соответствуют правилам. То есть это обычная зарубка, помеченная красной краской, такое может любой прохожий сделать. Меток, которые делает лесничество, здесь нет. Возмущает именно тот факт, что сосновый массив здесь уничтожается и вырубается. Если дальше пройти, места, где деревьев нет, там идет сыпуха большая, то есть вся вот эта фракция с горы сыплется на железную дорогу. А в местах, где деревья произрастают, такого нет. За всю историю ни одна крупная сосна на железнодорожные пути не упала, — говорит Ольга Носковец.

Экологи опасаются, что сосна пицундская может повторить судьбу самшита, который погубили при строительстве совмещенной дороги Адлер – Красная Поляна. Для уничтожения этого краснокнижника тогда переписывали законы. Конечно, никто не вправе лезть в дела РЖД, тем более которые касаются безопасности движения. Не дай Бог во время Олимпиады краснокнижная сосна вдруг упадет на рельсы прямо перед движущимся составом. Но ведь именно эти деревья многие века держат черноморские склоны как природные берегоукрепительные сооружения. Человек опять посчитал себя умнее природы. Средств у РЖД, видимо, достаточно, чтобы вкладывать в укрепление склонов после того, как все деревья на них будут уничтожены. Может быть, лучше вложить деньги и придумать, как совместить заботу о природе и безопасность пассажиров. В век высоких технологий и это возможно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь