В четверг в Сочи прошло заседание Общественного совета по подготовке Олимпийских игр 2014 года, посвященное экологии. Судя по тому, что длилось оно чуть больше получаса, экологических проблем в Сочи нет. А если и есть, то несерьезные и вполне решаемые. По отчетам чиновников, за время олимпийского строительства город-курорт стал еще зеленее, в нем исчезли мусорные полигоны, отмечается снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Заседание Общественного совета по подготовке Олимпиады-2014, посвященное экологии, прошло как-то вяло. Как будто действительно никаких экологических проблем в городе, вдоль и поперек изрытом олимпийскими строителями, нет. Такое впечатление, что в своих выступлениях чиновники рассказывали о каком-то другом городе.
Директор департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды РФ Светлана Юрманова сухим бюрократическим языком рассказала о том, что делают чиновники для сохранения природы города-курорта.
— В рамках экологического сопровождения Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи основной задачей Минприроды России является выполнение повышенных экологических обязательств и минимизация негативного воздействия на окружающую среду при реализации олимпийского проекта, — сказала она.
Создана рабочая группа по охране окружающей среды, сформирован координационный штаб Минприроды России, в который вошли руководители территориальных подразделений ведомства, представители Сочинского нацпарка и Кавказского заповедника. Ведется разнообразная работа по восстановлению нарушенной экосистемы Сочи. Среди примеров Светлана Юрманова почему-то назвала восстановление численности переднеазиатского леопарда, центр по разведению которого построен на территории Сочинского нацпарка. А кто позаботится о других диких животных, в местах обитания которых теперь будут кататься горнолыжники и бобслеисты?
Егеря рассказывают, что сотни оленей и медведей погибли в раскуроченных лесах Красной Поляны, потому что полностью нарушены места их обитания.
Директор департамент Минприроды рассказала о том, что в Сочи создана уникальная система комплексного экологического мониторинга, исследования говорят о стабилизации и снижении уровня негативного воздействия на окружающую среду. Мзымту восстанавливают, качество ее вод заметно улучшается.
А как же отвалы строительных отходов, которые каждый день фиксируют местные жители? В отчетах чиновников об этом не пишут. Зато в официальных бумагах говорится о создании в Сочи новой схемы обращения с отходами. Принцип «Ноль отходов», по мнению заместителя главы города Олега Ясюка, в Сочи действует. По его словам, курорта стал первым городом в России, где нет ни одного мусорного полигона.
— Полигон ТБО в Лазаревском районе официально существует с 1983 года, 30 мая 2012 года прекращен прием твердых бытовых отходов в поселке Лоо, с октября 2012 года прием отходов пятого класса опасности прекращен, с мусоросортировочного завода Сочи отходы автомобильным транспортом вывозятся за территорию Сочи, — заявил Олег Ясюк.
Видимо, за территорией Сочи они волшебным образом испаряются, и нет никаких жителей Белореченского района Краснодарского края, которые теперь буквально живут на отходах из Сочи. Так же как нет жителей Лазаревского района, перед глазами которых на свалку в Лоо возят мусор ночью, под покровом темноты, а когда и нагло днем.
Отчитался Олег Ясюк и о строительстве новой системы водоотведения в Сочи, которая будет запущена в эксплуатацию в ближайшее время. И тогда море будет чистое, и зловонные ручьи перестанут в него впадать, пообещал он.
Но оказалось, что не везде. Генеральный директор санаторно-курортного объединения «Адлер-курорт» Михаил Миленин рассказал, что целый микрорайон Цитрусовый в Адлерском районе остается без канализации. И никто не собирается там строить очистные сооружения.
— Микрорайон очень большой за санаторием «Знание». Его узнают по запаху. Еще четыре года назад там было 950 домов, все без канализации. Сегодня там еще понастроили многоэтажных гостиниц, количество отдыхающих возросло в разы. Там настоящая экологическая катастрофа, все стекает в море, но никаких подвижек нет, — сказал Михаил Миленин.
— По этому вопросу я предлагаю собраться у нас в администрации, пригласить представителей Водоканала, всех заинтересованных лиц и выяснить ситуацию досконально, — ответил Олег Ясюк.
— В администрации так часто меняется заместитель главы города по коммунальному хозяйству, что толку нет собираться, — парировал Миленин.
Говорили и про компенсационные высадки. По данным городской администрации, во время олимпийского строительства было вырублено 55 тысяч деревьев и кустарников, взамен будет высажено 168 тысяч, то есть в три раза больше. По замыслу разработчиков программы компенсационных высадок, чахлые пальмы и магнолии должны компенсировать реликтовый самшит, который уничтожили при строительстве совмещенной дороги Адлер – «Альпика-сервис», и сосну пицундскую, которую вырубили при строительстве тоннеля на мысе Видный. И это далеко не все примеры. Вместо субтропической зелени в Сочи теперь сплошь и рядом бетон развязок и стекло олимпийских объектов.
Вспомнили и про Кудепстинскую ТЭС. Светлана Юрманова заявила, что принято решение исключить ее строительство из олимпийской программы. Присутствующие отметили, что это очень радостное известие для курортного города. А дальше стали вспоминать о своей роли в борьбе против ТЭС.
— Мы эту несчастную ТЭС здесь четыре раза обсуждали, до скандалов доходило. Но я должен сказать, что здесь была очень твердая позиция Минприроды, они с самого начала были «против». Туда бы провели дорогу, там многотонные грузовики бы носились, Кудепсту бы угробили, — сказал председатель Общественного Совета Сочи Виталий Игнатенко.
В последние дни появилось множество так называемых защитников Кудепсты от ТЭС, каждый норовит перетянуть одеяло славы на себя. Теперь оказывается, что и Минприроды изначально было против этой стройки. Только почему-то среди реальных защитников Кудепсты не было ни одного чиновника.