На территории Абхазии вынужденно находятся сотни граждан бывших союзных республик. Таджики, узбеки, армяне перешли российско-абхазскую границу, чтобы получить миграционную карту, которая позволит оставаться на территории Российской Федерации 90 дней. Въезд обратно им оказался закрыт. Люди вынуждены скитаться по территории непризнанной республики. Некоторые живут там годами без документов и средств к существованию.
Родные люди оказались по разные стороны государственной границы. Альберту Марукяну пришлось оставить работу, теперь каждый день он ходит по инстанциям и уже четыре месяца пытается вызволить из непроизвольной ссылки своего 25-летнего сына Аркади. МИД и ФСБ России, посольство Армении, миграционная служба — нигде Альберту помочь не могут. Аркади Марукян приехал в Сочи на заработки вслед за отцом, долго искал работу, наконец, нашел, а тут закончилось время его пребывания в России. Нужно было перейти любую государственную границу Российской Федерации, получить на таможне миграционную карту, заполнить ее и вернуться обратно. В начале февраля он пересек российско-абхазскую границу, обратно его не пустили. Без объяснения причин. Молодой человек с красным дипломом педагога вынужден работать за кусок хлеба.
— Я говорю: причину хотя бы скажите. Они: «Россия не желает тебя принять — и все». Конкретную причину мне не говорят, — рассказывает Аркади Марукян. — Приютили меня люди, я помогаю по хозяйству, кушать родственники иногда приносят. Отец нашел здесь знакомых, мне сделали регистрацию на месяц. А дальше я не знаю что. Начнутся проблемы. Пока не было регистрации, ловили возле границы, штрафы брали, сказали, что нарушаем законы Абхазии. Я вот не знаю, что делать, в армянском посольстве говорят: мы ничего сделать не можем. Россия не пускает, у них свои законы.
Альберту Марукяну предлагали незаконные методы пересечения российско-абхазской границы, но он не хочет, чтобы его сын стал преступником – нарушителем границы и навсегда лишился права въезда на территорию России. В прошлом году на пункте пропуска Верхний Ларс на российско-грузинской границе в Северной Осетии у Аркади так же возникли проблемы с пропуском на территорию России. Ему сообщили, что он был депортирован из России и имеет несколько судимостей. Тогда пограничники разобрались, что депортирован другой человек с таким же именем, фамилией и годом рождения. На российско-абхазской границе никто выяснением личности человека заниматься не хочет.
Сколько в непризнанной республике таких вынужденных невозвращенцев, не знает никто. Некоторых несколько лет не пускают в Россию. Таджиков, узбеков, армян. Они стараются держаться вместе, поддерживают друг друга. Десять человек приютила местная жительница Наталья Путинцева, которая когда-то переехала в Абхазию из Читинской области. Женщина говорит, что ее широкая сибирская душа и абхазское гостеприимство не позволяют отказать людям, которые оказались в беде. Дом у нее большой, места хватит для всех. Наталья рассказывает, что такие люди у нее жили и раньше, но это были единичные случаи. Сейчас каждый день приходят несколько человек, в поселке каждый прохожий покажет дом тети Наташи, которая примет и накормит.
— Много у меня таких людей живут постоянно, — рассказывает Наталья Путинцева. – Многие болеют от такого стресса, мы их лечим. У одного вообще было прединфарктное состояние, кое-как мы его отходили, он нашел работу себе, уехал в Сухум, а дальше я его судьбу не знаю. Так же эти ребята сюда попали. У некоторых даже нет денег, чтобы купить себе еды. Как можем, помогаем им, на улицу же не выкинешь людей. Семьи их тоже остались без всякой помощи. И вот они сидят, как в тюрьме. Некоторых даже забирали в рабство. У них безвыходное положение, они же хотят работу какую-то найти. Увозят их, они там где-то на плантациях работают, им не платят ничего. Вот такая судьба у этих людей. Просьба такая, чтобы их на границе предупреждали, что обратно их не выпустят, они как заложники здесь.
Тельман Модуян приехал в Абхазию проведать дядю, который живет в поселке Гантиади на территории Абхазии. Обратно его не пустили, таможенники сообщили, что въезд в Россию ему закрыт на три года. Геворг Согоян появился у Натальи Путинцевой совсем недавно. Родственники Геворга не могут переправить ему ни смену белья, ни денег. Ему сообщили, что въезд в Россию закрыт из-за непогашенного штрафа ГИБДД. Родственники в России штраф оплатили, но российско-абхазская граница для него так и остается закрытой.
— На каком основании его не пускают, никто ничего не говорит, — рассказывает сестра Геворга Мэри. — У него жена через три недели должна рожать, от нервов она попала на сохранение. Не знаем, что делать – ребенка спасать или его оттуда вызволять. Он как пошел в шортиках в майке, без денег, так там и остался. Гоняют их там как бомжей. Ничего отправить не можем. У нас там нет ни родственников, ни друзей. Сами боимся туда идти, вдруг тоже не пустят.
— У меня там семья, маленький ребенок полтора года и еще жена должна родить, — говорит Геворг Согоян. — Кто их кормить будет, в больницу отвезет? Как хорошо, что мы здесь попали к человеку, у кого совесть есть, дал место, кормит, но сколько можно? Мне стыдно. У меня высшее инженерное образование. Отсюда выхода нет. Через Грузию невозможно в Армению попасть. Все!! Мы как в аквариуме оказались, нам кислород весь перекрыли. Посольство ничего не делает – стыдно. Депортируйте нас на родину — и все.
Советник армянского посольства в России Артур Мадоян рассказывает, что ведут активную работу по вызволению своих соотечественников из Абхазии. Проблема заключается в том, что Армения не признала независимость Абхазии, поэтому между двумя республиками нет дипломатических отношений. Российская сторона предлагает Армении разбираться со своими гражданами самостоятельно. Раньше договориться удавалось, в мае прошлого года граждан Армении, которые оказались на территории Абхазии, погрузили в автобус, перевезли через российско-абхазскую границу и отправили на родину. МИД России и сейчас дал согласие на оформление вынужденным невозвращенцам временных разрешений на въезд в Россию. Ноту Министерства иностранных дел России передали в ФСБ, но люди продолжают оставаться на территории Абхазии. Представители посольства Армении просили хотя бы предупреждать выезжающих из России граждан других государств, что обратно их могут не впустить. Но и этого сделано не было.
Попасть из Абхазии в Грузию так же не реально, — человек, пришедший с оккупированной, по мнению властей Грузии, территории Абхазии, автоматически становится преступником. За это преступление грозит серьезное наказание – 6 лет лишения свободы. Во время правления Саакашвили в грузинских тюрьмах находились десятки граждан Армении, пересекших абхазо-грузинскую границу. Амнистировать их удавалось только после личной договоренности президентов двух стран.
У людей, которые оказались в чужом государстве без средств к существованию, начинают сдавать нервы. Геворгу Согояну, у которого вот-вот родит жена, после отъезда нашей съемочной группы все же удалось пересечь границу фактически легально. На пешеходном пункте пропуска он прошел паспортный контроль, получил отметку в миграционной карте о пересечении российско-абхазской границы. Чуть позже на таможне спохватились, что этот человек не имеет права пребывать на территории России, но было уже поздно, Геворг растворился в толпе.
На российско-абхазской границе в преддверии Олимпиады ужесточен паспортный контроль. В Абхазию продолжают поступать вынужденные невозвращенцы.