огневка

В непростой истории единственных в России субтропиков продолжаются крутые перемены. В августе 2013 отмечены первые очаги поражения самшитовых кустарников бабочкой огневкой. Вечнозеленая листва кажется охваченной пламенем: гусеницы объедают растение, оставляя после себя желтую труху. Спасти самшит от огневки можно, но только если действовать быстро — как на пожаре.

Основная трудность в том, что люди слишком поздно бьют тревогу, — говорит специалист по защите растений Рауль Асланян. — Гусеницы в короткий срок объедают всю зеленую массу. На ранних стадиях мы успешно их уничтожаем разрешенными препаратами «карате» или «димилин». Погибшие растения необходимо сжигать вместе с яйцами огневки, чтобы не вывелось новое поколение вредителей.

Уже обработаны и локализованы очаги поражения самшита в «Ривьере» и Верхнеприморском парке, на Красноармейской улице и Цветном бульваре, на площади искусств в центре Сочи. Поскольку борьба с врагом ведется впервые, остаются открытыми вопросы: где, когда, как часто нас ждут новые вспышки огневки? Съеденная гусеницами в «Ривьере» Аллея писателей — это последняя потеря, или через пару лет в центральном парке не останется ни одного самшитового куста?

На сегодня точки проявления самшитовой огневки разбросаны по всей карте Большого Сочи: Лазаревское, Лоо, Уч-Дере, парк «Южные культуры» в Адлере, в центре Сочи санатории и частные дворы, улицы и скверы. Яйцо развивается в гусеницу, затем в бабочку, которая вновь откладывает на нижнюю сторону самшитового листа крохотное яичко. На весь цикл сорок дней. Итого, четыре поколения вредителей в течение одного курортного сезона. Не хило, да?

Самшитовую огневку в прежде не виданной у нас бабочке распознали научные сотрудники ВНИИ цветоводства и субтропических культур. Родом она из Юго-Восточной Азии. Оттуда вместе с посадочным материалом самшита завезена в Германию, где впервые отмечена в 2006 году. К 2008-му распространилась по Европе. В 2011-м огневка достигла Турции. Она не могла не появиться в Сочи в условиях массового неконтролируемого завоза растений для благоустройства частных владений и олимпийских объектов. На таможне ее даже не искали. Пока самшитовой огневки в России не было, ее не включали в список карантинных вредителей. А если б и включили, попробуй найди в плотной листве самшита маленькую неприметную личинку, осматривая всего одно из ста растений в огромных партиях. Мы даже никогда точно не узнаем, через какую таможню проскользнула огневка. Морские грузы досматривают в Сочи, а едущие через Украину автомобильные фуры — в Белгороде, в Ростове-на-Дону… Таков порядок. Или не порядок?

огневка2

Таковы результаты неконтролируемого завоза растений в последние двадцать лет. В Сочи едет много нового и опасного. Только в последнее время появилась, например, мучнистая роса на гортензии, магнолиях, эвкалиптах. Биоразнообразие (или биобезобразие?) сочинских субтропиков растет за счет таких видов, как американская белая бабочка, превращающая листву разных деревьев в мертвые паутинные гнезда. Каждый год в городе и окрестностях специалисты замечают новых пришельцев.

Мы наблюдаем за всеми новыми инвазиями. Но наука не может точно предвидеть, как себя проявит в наших условиях тот или иной занесенный вид, — говорит доктор биологических наук Борис Туниев, много лет посвятивший изучению природы Сочинского Причерноморья.

После появления самшитовой огневки остается открытым весьма занятный вопрос. До сих пор ее гусеницы поедают лишь кустарник — самшит вечнозеленый. А сможет ли огневка перекинуться на листву деревьев самшита колхидского? Если пострадает самшитовый лес, ровесник динозавров и главная приманка интуристов, то последствия для курорта трудно даже представить. Пока из Сочинского национального парка и Кавказского заповедника сигналов о вспышках огневки не поступало.

В еще более угрожающее положение попал бересклет японский. В Сочи он широко используется в городском озеленении. А в Китае наряду с самшитом и падубом пурпурным служит кормовым растением огневки. Слабо утешает лишь то, что в Европе она бересклет не повреждает. Или пока не повреждает?

Великая, спасительная, еще недооцененная бедность советских лет! Она берегла Черноморское побережье Кавказа от самшитовых огневок и других иноземных вредителей. Посадочный материал старались выращивать свой, чтобы сэкономить. Кустарниковый самшит вечнозеленый разводили черенкованием. В «Зеленстрое», во многих санаториях были свои питомники. А местный, районированный посадочный материал лучше всего — наименее опасный и наиболее живучий, об этом свидетельствует мировая история садов и парков.

Кроме того, в советское время завезенные растения год держали в карантинном питомнике, за это время все болезни и вредители себя обнаруживали. Словом, система была другая. А сейчас система авральная. И озеленение олимпийских объектов, и борьба с огневкой — все в авральном режиме. Можно ли его избежать?

В следующем году, в апреле, проведите профилактический осмотр кустарникового самшита. Загляните на обратную сторону листьев. Если обнаружите яйца огневки, обработайте растение димилином. Он менее токсичен, чем химические препараты, и предупредит заболевание, — советует кандидат биологических наук Наталья Карпун.

Если же пустить дело на самотек, то и следующим летом будем бегать на борьбу с огневкой, как на пожар.

Как разъяснил начальник городского лесопаркового хозяйства Андрей Терехов, ответственность за состояние зеленых насаждений несут собственники. В санаториях огневку опрыскивают ядами под наблюдением главврачей. В частных дворах с ней борются домовладельцы. На улицах города — районные администрации. И эти же разношерстные собственники продолжают везти на узкую полоску российских субтропиков растения из разных регионов Земли. Узаконенная бессистемность неконтролируемого завоза и впредь неизбежно будет преподносить сюрпризы. Кто и что еще съест в Сочи? К футбольному чемпионату мира 2018 года не съедят ли какие-нибудь диковинные бабочки траву на стадионах?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь