Сцена у фонтана

Сочи – город особенный во всех отношениях. Главный парадокс открылся к исходу олимпийской кампании: чем больше миллиардов вкладывают в развитие Сочи как города-курорта, тем меньше он похож на курорт. То есть совсем уже не похож. Свет на его природу пролил эксперимент, ставший побочным эффектом реализации олимпийской программы: ни воды, ни света, сплошной ущерб природе.

Примечательно, что жителей уже не просят «немного потерпеть» — терпение у всех давно кончилось. И заметно реже докучают обещаниями, что ещё чуть-чуть – и заживём как люди: потому что кто же поверит? Надежда и вера сгинули в окопах (700 км разрытий, и это только по официальным данным). Увещевательная лирика властей сменилась бодрыми отчетами о свершениях и достижениях. Нам просто рассказывают, как вокруг хорошо: и подстанции новые, и кабели тянут-потянут, и школы построили, и детские сады, и водоводы, и вокзалы, и развязки, и 360 км новых дорог, не считая спортивных олимпийских объектов… Не жизнь – сказка!

Поверил в такое безоблачное счастье пока только президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге. На излете своей президентской карьеры (10 сентября выберут нового главу МОК) он заявил в Буэнос-Айресе в прошлый четверг:

«Все, что нужно для проведения Олимпийских игр в Сочи, уже построено, все уже на своем месте». При этом, правда, уточнил: «Я говорю о спортивных объектах, дорогах, отелях. Все, что необходимо для организации турнира, — готово».

«Город готов», — думается всякий раз совсем в другом смысле, когда в самом центре, под окнами мэрии на Навагинской, не говоря о более удаленных улицах, приходится с риском для жизни плутать среди траншей, заборов, труб, сваленных поперек будто взорванной дороги, строительной техники и прочих рвов и надолб. Сочи, включая центр, выглядит, как поле проигранной битвы. Масштабы пугают, и возникает опасение, что уже никто не знает, что со всем этим делать.

Однако наши градоначальники всегда фонтанировали разными смелыми идеями. И тут, судя по всему, осенило – как рассказывают очевидцы, недели три назад губернатор Александр Ткачев при обходе центральной части города остановился напротив городской администрации, перед которой тоже всё разрыто-перекопано, и предложил мэру вместо пальмы, которая росла в центре уцелевшего при раскопках пятачка, оборудовать большой фонтан.

сцены у фонтана

Пальма росла там, конечно, не сама по себе. В свое время на мраморный постамент в центре площади, где до этого была обычная южная клумба, ее водрузил Виктор Колодяжный, один из предшественников нынешнего мэра, тяготевший к монументализму, не считаясь с затратами. Анатолий Пахомов с подачи губернатора оставит теперь свой след, заменив живую пальму светомузыкальным фонтаном. Зачем нам столько пальм? И потом — надо же куда-то девать деньги.

К слову, в трех шагах от мэрии уже есть подобный фонтан, много лет назад оборудованный предпринимателем Удаловым на месте первого в Сочи цветомузыкального чуда. После реконструкции он сразу прирос рестораном, и чтобы успокоить возмущенную такой энергичной застройкой общественность, было обещано посадить рядом много больших пальм – в дополнение к тем, что пришлось слегка потеснить при строительстве. Однако ресторанами и магазинами, как водится, всё и ограничилось, до пальм дело не дошло. Фонтан, справедливости ради, работает.

Из каких источников будет финансироваться новое гидротехническое сооружение при мэрии, кому новый фонтан будет бить по карману и в какие суммы это выльется, пока неясно. Депутаты, обратившись с запросом в городскую администрацию, получили расплывчатый ответ: «Проект корректируется». Конкурса, однако, не проводилось — до того ли, когда вокруг такое творится?.. Да и время не терпит. Просто сказали: будет красиво.

— Мечтаю, когда увижу наших детишек, которые будут купаться в этом фонтане, — поделился сокровенным мэр Анатолий Пахомов в интервью телекомпании «Макс ТВ». И несколько даже обескуражил такой перспективой: день ВДВ, когда в фонтанах людно, только раз в году, да и дети – не десантники, надо ли им туда?.. (Тем более дети были вполне счастливы, гоняя вокруг пальмы на роликах и велосипедах. Но это так, к слову, концепция уже поменялась.)

Пикантность ситуации, помимо прочего, в том, что вся эта романтическая история разворачивается на фоне весьма драматических событий, перманентно происходящих в многострадальном Сочи. В то время как на месте пальмы перед администрацией рыли котлован для фонтана, едва ли не полгорода – от Адлера до Бытхи – осталось без воды. Объявленное на сутки плановое отключение обернулось аварией, последствия которой ликвидировали больше двух суток, где-то воды не было больше трех дней. Всё это, напомним, в разгар сезона, при 30-градусной жаре…

На десятках улиц в то же время отключался свет – то в плановом, то в аварийном порядке. У кого-то сутками не было ни воды, ни света. При этом — полная неопределенность. И беспомощность администрации, оказавшейся не в состоянии решать возникшие проблемы и никак не проявившей себя в эти тяжкие дни.

Тем временем на смену Великой Суши пришёл Великий Потоп – первый же осенний дождь вызвал в городе коллапс. Неработающая, а местами вовсе отсутствующая ливневая канализация, затопленные дороги, подземные переходы, подтопленные дома, больничный городок… Виновных искали недолго и в тот же день объявили по телевизору: во-первых, непогода (за два часа выпала месячная норма осадков), во-вторых, недобросовестные строители и, в-третьих, несознательные предприятия-частники, которые не заключили договор с «Водостоком».

Выводы уже сделаны: ужесточить требования к компаниям, у которых есть собственные ливневки, и решить вопросы – надо их чистить, — отчитался перед телекамерами заместитель главы города Виктор Филонов.

За собой никаких грехов городские власти, по всему, не заметили, пребывая в уверенности, что ни отсутствием воды в кранах, ни тотальными отключениями, ни потопом на улицах ее репутация ничуть не подмочена.

Сказать, что у нас не было проблем, нельзя, — подытожил мэр Анатолий Пахомов, — но то, что город был готов к этому, это факт. Потому что буквально за полсуток, — сказал он, как будто речь идет о двух-трех часах, — мы провели комиссию по чрезвычайным ситуациям, мы ввели режим особой готовности, и мы в средствах массовой информации предупредили наших жителей о том, что возможны вот такие опасные явления природы. Это главное.

Наше население научилось понимать, что всё зависит от нас, — не без гордости отметил глава. – Наши чиновники научились дежурить, мониторить…

Всё вместе Анатолий Николаевич оценил это как «очередной положительный опыт».

Самое главное – не допустить неповторимого, — сказал он

«Население», между тем, все стерпело – и Большую Беспросветную Сушь, и Тьму, и Великий Потоп. Повозмущались в блогах и на кухнях по месту жительства, куда еще не пришли с полицией проверять постоянную регистрацию, и стали терпеть дальше: а куда деваться? При нынешнем способе руководства городом и качестве принимаемых решений в наших влажных олимпийских субтропиках теперь всякая погода – катаклизм: дефицит воды, избыток ли… Лишения поставлены на поток. Во что всё это выплеснется, преобразуется ли недоданная нам энергия в осознанный выбор, когда придет пора голосовать за нового мэра, — пока вопрос. До той поры главе города ничто не мешает заниматься обустройством фонтана. Со светом и музыкой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь