Ольга Мальцева

monaxi

В Рождество душа настраивается на торжественный, праздничный лад даже у тех, кто не ходит в церковь. Другая жизнь? И другая, особенная музыка. О том, как звучит сегодня церковная музыка в светских концертах, кто и для кого ее исполняет, «Сочинские новости.рф» беседовали с регентом мужского праздничного хора Московского Данилова монастыря Георгием Сафоновым.

«Особенной православная музыка останется всегда, так как является оригинальным жанром», — считает Георгий Сафонов. Разговор с регентом мужского праздничного хора Московского Данилова монастыря состоялся во время первых за 25-летнюю историю коллектива гастролей в Сочи, в Зимнем театре. В рамках юбилейного тура, стартовавшего из Читы, хористы прилетели к нам из Абакана, в тот же вечер отправлялись в Ростов, где на следующий день – снова концерт.

Уточняю у администратора хора: как подобает обращаться к регенту? Вошедший в этот момент регент, услышав мой вопрос, сказал серьезно: «Просто: Георгий». Беседа получилась короткой: прибыл владыка Исидор, и Георгию Леонидовичу нужно было идти к нему. Договорились, что после гастролей спишемся и продолжим общение.

На концерте зал полон. Пение душой — и такое же восприятие. И четкое осознание, что более десятка хористов во главе с регентом – люди из другого мира, представление о котором у многих весьма смутное: церковные службы, батюшка, земные поклоны, свечку поставить… Однако приходит единение, и волшебная музыка уводит в непознанные глубины собственной души.

Хор первого в Москве монастыря, основанного, как пишут историки, не позднее 1282 года князем Даниилом Московским в честь святого Даниила Столпника, ведет свою историю с 1989-го, когда в монастыре возобновились службы.

В рамках юбилейной концертной программы «От сердца к сердцу» переплелись церковные песнопения, духовные стихи, русские романсы, русские народные и казачьи песни — «чтобы как можно шире и глубже познакомить слушателей с  репертуаром хора, включающим произведения самых различных стилей певческого искусства».

—  Мы исполняем более 800 концертных произведений плюс полный круг богослужебных песнопений, которые  мы поем в течение года у себя в монастыре, — говорит Георгий Сафонов. — И наша задача – просветительская: познакомить публику в России и за рубежом с певческим искусством, традициями, показать, насколько богата русская культура. Церковная музыка – не совсем та, которая исполняется в монастыре, не в чистом виде, ей придан концертный стиль. К тому же при составлении программы мы заботились о том, чтобы из зала ни один человек не ушел недовольным, нашел свое. Так, не очень воцерковленный, услышав свой любимый романс, приобщится и к духовной музыке. Приверженцы церковных песнопений поймут, насколько логичны в программе те же романсы и русские народные песни, и что они по сути своей также являются духовными. 

— Одинаковое ли у вас отношение к исполнению песен церковных и светских?

— Мы стремимся петь все произведения так, как это делали дореволюционные церковные хоры: церковную и светскую музыку они исполняли душой, прежде всего исходя из смысла текста. Конечно, в хоре поют достаточно музыкально воспитанные профессионалы. Они знают, что и как надо исполнять, а я пытаюсь в них раскрыть это понятие душевности передачи текста. И если получается, публика всегда адекватно реагирует, потому что сразу идет впитывание смысла песни прежде всего, а потом уже приходит осмысление музыкальной ткани. Это то, чем мы занимаемся в Даниловом монастыре за богослужением. Задача любого богослужения – это, в первую очередь, донесение текста, — и молитвы священнослужителей, и пение хора. Если все внятно, то прихожане выходят из храма с горящими глазами, прочувствовав содержание текстов молитв, песнопений. Ту же задачу мы ставим перед собой и в концертном зале, нам важно, чтобы люди прочувствовали то, что мы хотели донести до них. 

— Как вы подбираете репертуар? И есть ли  уникальные произведения, которые исполняет только ваш коллектив?

— Мы вообще занимаемся исследованиями, поиском партитур, которые или мало исполнялись, или не исполнялись вообще. Некоторые мы поем просто по-другому. Например, у нас есть известный романс «Соловей» Алябьева, который никогда не пели в сопровождении хора, тем более мужского. Невозможно  представить, но мы сделали это, и романс зазвучал, легко, с очень высоким женским голосом – лирико-колоратурное сопрано, в сопровождении мужского хора. 

— Что самое трудное в работе регента? Изменилась ли, на ваш взгляд,  специфика регентской работы по сравнению с XIX веком?

— Регент – не такое уж давнее понятие, с начала XIXвека оно закрепилось в русской церкви за руководящим лицом хора. Ранее это был головщик, главный певец. И понятие регент – главный певец, ведущий за собой своим голосом.

Самое трудное в работе регента, и это же является его главной задачей, – это внутренний климат в коллективе, взаимоотношения между участниками хора. В этом отношении работа регента в XIX веке была более комфортной и спокойной, так как на клиросе певчие трудились, прежде всего, «во славу Божию», а не ради заработка, хотя их труд хорошо оплачивался! А в остальном больших изменений в работе регента XXXXI веков не произошло.

monaxi2

— Какие требования предъявляются к хористам? Сложно ли попасть в ваш хор?

— К нам в коллектив певчие приходят, в основном, по рекомендации тех, кто уже поет в хоре Данилова монастыря или когда-то пел в нем. Требования к приходящим достаточно простые: во-первых, нужно быть нормальным, вменяемым и, желательно, душевным человеком, во-вторых, иметь опыт работы в таких хорах, как наш. Музыкальное образование приветствуется, но не обязательно, если певчий опытный.

(Георгий Сафонов,  регент Московского Данилова монастыря, работает в хоре с 1994 года. Он — выпускник Российской  академии музыки имени Гнесиных, лауреат I Всероссийского конкурса дирижеров, почетный член Всероссийского музыкального общества, обладатель множества церковных и музыкальных наград. Профессиональные певцы хора — выпускники Московской государственной консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных, Академии хорового искусства имени А.В. Свешникова. Хор награжден патриаршими грамотами и многочисленными дипломами Московской Патриархии и государственных учреждений культуры).  

— Как вы считаете, православная музыка должна стать более известной широкой аудитории? Или оставаться камерной, что, возможно, и делает ее особенной?

— Несомненно, православная музыка должна стать основой мировоззрения каждого человека, относящегося к Русской православной церкви или еще выбирающего свой путь в религии. Это наше богатейшее наследие, которое нужно знать и изучать, как мы изучаем азбуку, таблицу умножения, читаем русские сказки и былины, любуемся старинными иконами и картинами художников. А особенной она останется всегда, так как является оригинальным жанром, из которого, впрочем, появились все остальные стили нашей музыкальной культуры. 

— Сегодня мужской хор Данилова монастыря занимает свое место не только в церковной жизни, он стал частью общего музыкального хорового пространства современной России. На концерте вы сказали, что ваша основная работа — в монастыре, а концерты — это хобби. Как удается совмещать службу в монастыре и гастроли?

— Сложно совмещать, но приходится это делать, во-первых, для общего развития хора, и, во-вторых, для проведения той просветительской работы, которая даст возможность расширить рамки восприятия нашего древнего культурного наследия. 

— Каковы, с вашей точки зрения, перспективы развития церковно-певческого искусства?

— Думаю, перспективы развития хорошие. Важно, кто этим будет заниматься и как! Если малопрофессиональные коллективы будут исполнять церковную музыку, которую исполняли и исполняют все подряд, то далеко в просвещении мы не уйдем. А если этим будут заниматься высокопрофессиональные специалисты, которые наряду с общеизвестными шедеврами церковной музыки исполняют еще и редкие образцы, найденные в рукописях, или берут в репертуар сочинения современных композиторов, совместно отработанные для исполнения, да еще, к тому же, объясняют широкой публике смысл и значение данных песнопений, тогда мы будем иметь успех в перспективах развития церковно-певческого искусства! 

— Какие произведения включает дискография вашего коллектива, чем она в последнее время пополнилась, над чем ведется работа?

— Это все жанры, кроме эстрадной музыки или, как ее называют, попсы. Сейчас ведется работа над созданием фильма о русском певческом искусстве на основе традиций и истории Данилова монастыря. 

— Кроме певческого мастерства – что, на ваш взгляд, определяет качество богослужебного пения? Может ли  неверующий быть хорошим певчим?

— Поющих неверующих достаточно много, и они – замечательные певцы. Однако чтобы исполнять наше духовно-музыкальное наследие, необходимо приблизить себя к церковной жизни, пропустить через свое сознание, сердце и душу суть церковных текстов, пережить моменты радости, скорби, покаяния и смирения, которые заложены в церковных праздниках. 

— Как вы думаете, в чем причина успеха вашего хора? И каковы его проблемы сегодня?

— Причины успеха хора – в его опыте, профессионализме, внутреннем климате, в репертуарной политике и в небесном покровительстве благоверного князя Даниила Московского. Проблем много, но все они решаются усилиями каждого участника нашего коллектива. 

— О чем мечтает регент церковного хора? Что хотелось бы изменить?

— Всегда хочется большего – больше служб, больше концертов, больше хороших певчих, хороших солистов, больше публики в залах. Еще хочется больше внимания и понимания со стороны государственной власти! Что-то менять не в нашей воле. Поэтому, уповая на Господа и ожидая от него помощи и благодати, мы терпеливо и смиренно довольствуемся тем, что нам дано сейчас!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь