Смотреть постановки в кукольном театре взрослым интересно так же, как детям. В них – по-детски чисто и ясно воплощенная жизненная мудрость, философия, возвращающая к истокам – непосредственности, любви, к нам самим. А куклы позволяют реализовать самые смелые режиссерские замыслы. Это подтверждает и профессиональный опыт Романа Соколовского, руководителя театральной студии «Саквояж» при Доме культуры Центрального района Сочи.
Увлечение куклами у Романа Соколовского – родом из детства.
— Раньше в Сочи приезжало много кукольных театров – из Челябинска, Львова, Магнитогорска, и я часто летом смотрел их выступления в парке «Ривьера», — рассказывает он. – Мне все это так нравилось, что мы с друзьями пытались даже у себя во дворе спектакли показывать с первыми самодельными куклами из подручных материалов.
Тема кукольного театра была близка ему и во время работы ведущим детской программы «Здравствуй, это я!» на Сочинском телевидении. Для другого проекта, «Баиньки» (похожего на «Спокойной ночи, малыши!»), он уже сам изготавливал кукол – крысу Шушунью, гуся Крякрякыча, Домового и фантастическую девочку Нектошку и других. После окончания Сочинского училища искусств по специальности «режиссер театрального коллектива» (потом был и ГИТИС) тяга к куклам все-таки пересилила.
— Как-то поставили с друзьями кукольный спектакль на Масленицу, с этого и началось, — говорит Роман.
В этом году театр кукол «Саквояж», возглавляемый Романом Соколовским, отметит 15-летие. В профессиональном багаже около десяти спектаклей, главное в которых – полная свобода творчества самих актеров. Но все постановки объединены тем, что учат добру, теплым отношениям между людьми.
— За год мы вместо «положенных» четырех успеваем поставить пять-шесть спектаклей, — добавляет Роман.
Сейчас, отмечает он, для кукольных театров очень мало произведений, так что практически все имеющиеся можно отнести к «заигранной» классике. И поэтому Роман пишет их сам. Особенность жанра – «меньше разговоров и больше действия, у кукол не может быть длинных речей».
Оригинальный «Город сказочных легенд» — стихотворная сказка, где сплелись старинные легенды и поверья народов Кавказа, в том числе о Мацесте, дольменах. Они рассказаны с юмором, метафоричным языком от имени старинных часов. И каждая эпоха представлена в своем стиле и технике.
В «Старой сказке, или Когда бабушки были девочками» главные героини, живущие в доме престарелых актеров, вспоминают свою жизнь. Детский спектакль «Скоморох и Змей Горыныч» принимал участие в фестивале театров кукол стран Причерноморья, прошедшем в Сочи в рамках Культурной Олимпиады. А авторский спектакль «Саквояжа» «Маленькая ведьма» по Пройслеру, в котором действие вместо Германии происходит в Ирландии и множество новых персонажей из других сказок, в прошлом году занял первое место на Всероссийском фестивале кукол в Саратове.
Правда, по наблюдениям Романа, дети «от трех лет и до…» не всегда, к сожалению, знакомы даже с такими известными старшему поколению Щелкунчиком и Мышиным королем, Арлекином и Пьеро, персонажами из сказок Пушкина. Их «спутники» — герои современных мультфильмов, причем зачастую далеко не лучших, те же «бездушные трансформеры». Это оборотная сторона родительского цейтнота. Может быть, в том числе поэтому дети так искренне участвуют в интерактивных постановках спектакля – помогают персонажам отгадывать загадки, пугают лису, подсказывают. А мамы «смотрят даже внимательнее, чем дети».
— Вообще у детей более широкий и глубокий взгляд на жизнь, чем у взрослых, — отмечает Роман. – Поэтому им под силу понять даже диалог Чехова и Шекспира, изложенный простыми словами в спектакле «Старая сказка, или Когда бабушки были девочками».
Кукол Роман Соколовский делает сам. Этому он научился у профессиональных художников, технологов, на многочисленных мастер-классах, «методом проб и ошибок». Идея того или иного персонажа для него самого — загадочное смешение вдохновения, экспромта, изменений и дополнений.
В коллекции театра – около двух сотен авторских кукол, сделанных в самых разных техниках. В ноябре в Центральном ДК прошла персональная, вторая по счету, выставка кукол Соколовского, где была представлена лишь малая их часть. И каждая кукла – со своим характером.
Например, Афродита с героико-пафосным выражением лица из спектакля по мифам Древней Греции «Игры богов» — тростевая кукла (она находится над ширмой, выше кукловода, название получила от тростей, при помощи которых поддерживаются и приводятся в движение туловище, голова и конечности куклы). У персонажей «Города сказочных легенд» Мацесты и ее отца Керендукака, марионеток, классические серьезные лица. Гротескные куклы из «Сказки о добрых делах» — маппеты (помните юмористическое «Маппет-шоу», в котором участвовали очень подвижные куклы-марионетки с широкими ртамии и большими выпуклыми глазами?). А вот Фрида, интерьерная кукла, «осенняя история», как называет ее Роман. Готовятся к выходу на сцену в спектакле «Человечки с чердачка» Ведьмы и страшный Бабай, которым пугают детей и который, оказывается, совсем не страшный, а добрый.
— Это чердачные куклы, — рассказывает Роман. – Возникновение подобной техники связывают с легендой о кукле, которую сшила из старого тряпья для своей дочки работница маленькой кофейной фабрики. Куклу якобы нашли на чердаке этой фабрики, она закоптилась за годы и пропахла кофе и корицей. Такие куклы примитивные, они просто сшиты, покрашены, черты лица могут быть нарисованы, в их изготовлении использованы пуговицы, лоскуточки.
Под силу Соколовскому и создание сложных кукол, марионеток, управляемых посредством ниток сверху, обращению с каждой из которых актеру заново приходится учиться.
— Они очень подвижные, к ним нужно привыкать, работать с каждой куклой, — объясняет он.
Так из недорогих материалов, тех, что под рукой, рождаются новые удивительные существа. Со своим неповторимым обликом, обусловленным видением мастера.
Кстати, Роман не стал делать подписи к выставленным куклам специально:
— Это для того, чтобы для приходящих детей выставка была проще и доступнее, они рассматривают кукол, трогают их, развлекаются.
По его словам, сегодня найти взрослых людей, играющих в куклы, несложно. Гораздо труднее даже профессиональным артистам театра «Саквояж» оживить куклу, «попасть в маску», чтобы не было диссонанса между образом куклы и ее характером, который проявляется мастерством актеров.
— Начинаем искать единственно верный образ, соответствующий маске, со всеми интонациями, тембром голоса, характерными движениями и пластикой еще в процессе читки текста пьесы, — рассказывает Роман. – А на каждой репетиции добавляются многочисленные штрихи, воссоздающие характер персонажа, и тогда кукла начинает жить собственной жизнью.
Это происходит в залах Центрального ДК, либо в авторской школе «Ступеньки» в Хосте, либо в Лазаревском независимом камерном театре. А еще театральная студия «Саквояж» является одним из активных участников фестиваля художественного творчества детей с инвалидностью «Хрустальный петушок». Актеры привозят своих сказочных персонажей в сочинские детсады, школы, санатории.
За годы работы у «Саквояжа» сформировалась собственная аудитория, поклонники и ценители, по нескольку раз посещающие одни и те же спектакли, интересующиеся жизнью театра и очередными постановками.
А на втором этаже Центрального ДК в специальной комнате артистов «Саквояжа» ждут куклы. Чтобы снова рассказывать детям «от трех лет и до…» о милосердии, доброте и любви и учить создавать жизнь радостную и светлую, подобно мечтам героини из сказки «Маленькая ведьма» о том, чтобы все сказки оставались добрыми.