Сцена из спектакля «Старший сын»
В воскресенье, 9 февраля, в народном театре «Замок на песке» очередная премьера – «Старший сын» Александра Вампилова. «Театр – это не то, что актер побежал, покричал, посуетился и создал зрелище. Здесь важны дух, тонкие материи, это проникновенная история, — уверена Лариса Коростелева, руководитель театра. – Поэтому очень сложно пройти сквозь толщу человеческого тела и найти в актере персонаж».
Бывший преподаватель режиссуры, актерского мастерства, сценической речи Сочинского училища искусств почти с 30-летним педагогическим стажем, Лариса Коростелева вот уже десять лет возглавляет это культурное объединение при Центральном ДК. Ровно столько же, сколько лет самому театру.
Он начинался в 2004 году с инициативы одного из талантливых курсов Коростелевой, когда ребята решили организовать свой «маленький театрик». Тогда они вместе с ней пришли к Ольге Доценко, директору ДК Центрального района.
— Она посмотрела нас и сказала, что возьмет — рассказывает Лариса. — Она сама режиссер, тонкий человек, и с ее стороны мы находим полное понимание.
«Маленький театрик» сначала назывался «ПРИМус». Это имя было выбрано в качестве символа профессионального роста актеров.
— В логотипе к прописным буквам ПРИМ, означающим «первый» (это первые шаги театра), пририсовывались усы, тоже в качестве нашего грядущего мастерства, — объясняет Лариса Коростелева. – А через несколько лет показалось, что название «Замок на песке» — не из песка, заметьте! – более сочинское, что ли. Более романтичное. Ведь то, что создает театр, — ощущения, настроения – эфемерны. И еще, знаете, как дети строят на песке пирамидки, замки из камушков-голышей. Ощущение детской игры.
Задачей театра «Замок на песке» она видит не столько «развлечь человека», сколько, по ее словам, «собрать» его.
— Современный человек получает и пытается переработать гигантское количество информации, а мы стремимся к тому, чтобы он отошел от этого, вернулся к самому себе, остановился, подумал, осознал себя и только потом двинулся дальше, — говорит она.
Премьерная постановка по пьесе Александра Вампилова «Старший сын» как раз дает такую возможность.
— У него вся драматургия строится на процессе осознания себя. Внутренний мир персонажей «Старшего сына» — это шекспировские страсти. Здесь и «Король Лир», у Вампилова — Сарафанов, разочарованный своими детьми; и молодой «Гамлет» — Васенька, с вопросом «быть или не быть?»; и «Ромео и Джульетта» — Бусыгин и Нина, без права на любовь! Каждый персонаж представлен в такой драматической ситуации, что разрешить её он сможет, только исповедуясь перед самим собой, — уточняет Коростелева.
Первый спектакль по драматургии Вампилова в постановке театра «Замок на песке» назывался «Двадцать минут с ангелом», где речь идет о том, что у каждого существуют нравственные долги. Молодой человек не мог приехать к матери, и деньги, которые он копил для нее, оказались ненужными, потому что она умерла. И после ее похорон он отдал деньги двум пьяницам.
— После спектакля одна зрительница подошла к нашему охраннику, протянула ему пять тысяч и сказала: «Купите себе что-нибудь, тортик какой-нибудь». Так что, конечно, есть действенность, есть смысл работать.
«Старший сын» — родом из 60-х, из оттепели, когда человек мог позволить себе такие вещи, как любовь, дружба, у него было время на общение с другими людьми.
— Сейчас все это, к сожалению, уходит, — размышляет Коростелева. — Брачные контракты: ты мне подходишь – будем с тобой жить. Не все могут позволить себе влюбленность: надо зарабатывать деньги, двигаться вперед. И хочется показать дистанцию между тем временем и нашим, в котором человек варится, дать людям возможность проанализировать свое состояние и вникнуть в будущее. Рассмотреть свою динамику, перспективы, внутреннюю диалектику. Как идти, к чему идти, может, стоит себя переоценить.
Что касается постановки «Старшего сына» в феврале этого года, — серьезной, сложной, психологичной, — то взялись за нее из-за стечения обстоятельств.
— Этот год для нас – счастливый, — делится руководитель театра. – Потому что стали возвращаться в театр люди, с которыми мы начинали его, которые отучились у меня на актерском отделении и имеют опыт работы на сцене. По житейским обстоятельствам они теперь осели в Сочи. Я несказанно этому рада. Надеюсь, что сможем создать репертуарный театр, потому что при стабильном составе труппы появится возможность чаще создавать и выпускать в свет новые спектакли.
Несмотря на то, что Сочи – город нетеатральный, талантливой молодежи, желающей заниматься театральным ремеслом, много. К сожалению, одна из главных проблем «Замка на песке» — текучка.
— Человек уезжает учиться, его же не остановишь, не скажешь, что мы на тебе завязаны! А он — главное действующее лицо в спектакле или не главное, неважно! При вводе другого актера получается другой спектакль.
Работа в театре кипит. Репетиции – несколько раз в неделю. Причем если посреди нее они длятся достаточно недолго – по 3-5 часов, то на выходных – с двух часов дня и до 10-11 вечера.
— Мы бы работали днем и ночью, — говорит Лариса Коростелева. — Идеальный театр – театр Карабаса Барабаса! Надо подумать над названием «Ларисса Карабаса».
Недавно при народном театре «Замок на песке» открылась студию для ребят 15-16 лет. Они занимаются актерским мастерством, сценической речью, движением и т.д.
В «Замок на песке» принимают всех, кто хочет и может играть на сцене, кому интересно. Сегодня труппа насчитывает порядка 20 актеров, но не все пока задействованы. Однако люди все равно приходят, учатся, впитывают театральную атмосферу. У кого-то небольшие роли. Как, например, у Даниила Патмэна, студента-первокурсника Сочинского училища искусств.
— Я спросил у своего друга-четверокурсника, где в городе можно развиваться профессионально. И он привел меня к Ларисе Александровне, — рассказывает он. – В новом спектакле «Старший сын» у меня роль без слов, будут небольшие эмоции. Но все впереди, и я надеюсь, что буду играть главные роли.
Театр вдохновляет, это другая жизнь, — солидарны с ним другие ребята.
— Это отдых, погружаешься совершенно в другую атмосферу – творчества, здесь все близкие, друзья, это не передать словами, надо почувствовать, — считает Андрей Папуша. – Хоть и сложный график работы – я занимаюсь арендой автомобилей в аэропорту, – все равно стараюсь подстраиваться под занятия. Я переехал в Сочи из другого города, где посещал театр-студию, так что это мое хобби.
— Атмосфера у нас самая дружеская, мы как одна семья, все друг другу помогают, — делится Анастасия Семенова, ученица 11-го класса. — Если останетесь на репетицию, убедитесь сами.
Девочка собирается поступать в Театральную академию в Санкт-Петербурге и серьезно вникает в азы будущей профессии, но акцент делает на режиссуре, даже написала пьесу. Только вот учится она в выпускном классе, времени катастрофически не хватает на постановку. По ее словам, сейчас она задействована в премьерном спектакле «Старший сын».
Любой театр, в том числе театр-студия «Замок на песке», по выражению Ларисы Коростелевой, дело хлопотное.
— Столько нужно всего! Одни охотничьи спички для постановки стоят 210 рублей. Так это только спички, которые прогорят за несколько секунд. А еще нужны декорации, костюмы, реквизит, свет, звук, фонограмма, — перечисляет она. – Конечно, ДК старается помочь нам всем, чем может, но его силы не безграничны. Стараемся зарабатывать на себя сами. «Обнаглели» и даже поставили цену билетов на свои спектакли 300 рублей.
Премьерой «Замка на песке» в 2004 году стал детский спектакль «Пиноккио». Работа с детьми не прекращается в театре и сейчас. Планируется постановка спектакля по повести Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями». В процессе разработки программа «В помощь изучающим классическое наследие», где инсценируются школьные драматические произведения. Так появились викторины «Наш Чехов», «Наш Гоголь», спектакль по Булгакову «Житие мое, или Повинен смерти!»
— И тогда глаза у детей загораются, они просто поглощают классиков, им интересно воплотить произведение на сцене, — рассказывает Лариса Коростелева. – Нравятся им и обозрения-викторины с призами, и многое другое. Детскую линию мы не забываем, потому что собственную публику надо растить, воспитывать. И очень приятно, когда детки приходят на чеховские семинары и говорят, что вот мы видели ваших актеров, вот это Пиноккио, вот это Золушка была. То есть уже есть какое-то движение, зацепки, накопление этой театральной энергии внутри маленьких людей.
В основном же репертуар подбирается в расчете на состав актеров. Это «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру — большой спектакль с большим количеством актеров, «Двадцать минут с ангелом» Вампилова, триптих по Чехову «Предложение. Трагик поневоле. Медведь». Последний спектакль – «Старший сын».
Специально самим создавать пьесы «под себя» не стоит, считает Лариса Александровна.
— Сейчас столько замечательных драматургических произведений, что нет необходимости самим сочинять.
Мечтают артисты «Замка на песке» о своем доме, здании для собственного театра, где они могли бы репетировать сколько и когда захочется.
— В Зимний мы не рвемся, — говорит Коростелева. — Мы камерный театр, и хотим разговаривать со зрителем лицом к лицу, от сердца к сердцу. Там совершенно другие сцена, условия, которых мы не выдерживаем. Нас пригласили в Зимний в прошлом году играть «Сон в летнюю ночь», но спектакль-то мы ставили на эту сцену, Центрального ДК. В итоге в Зимнем мы просто размазывались, как тонкий кусочек масла по огромному пирогу. Что касается Зимнего, то в нем нужно жить, работать, ставить непосредственно на него. Там есть, конечно, очень хорошие вещи – свет, звук, поворотный круг, колосники, там можно творить чудеса.
И еще артистам из «Замка на песке» очень хочется участвовать в конкурсах. Но чтобы выехать куда-то, нужны деньги.
— И хотя Центральный ДК старается для нас, мы сдержаны финансовыми рамками, — заключает Лариса Коростелева.