В Сочи начал работать первый приют для бездомных животных. Но каким будет его будущее, пока неизвестно.
Чтобы добраться до первого в городе приюта для бездомных животных, нужно сесть на маршрут №104, доехать до ресторана «Дудук», а потом спуститься вниз по засыпанной щебенкой дороге вполне в стиле сочинских сел. Спуск займет 5-7 минут. Сейчас довольно просторный участок, большую часть которого занимает склон, условно разделен на три зоны. Здесь расположены вольеры разных организаций – Центра защиты животных, общественной организации «Добромир» и фонда Олега Дерипаски «Вольное дело».
Представители всех организаций единогласно сообщают, что цели и задачи у них общие и работать они собираются сообща, но напряжение витает в воздухе и временами материализуется в виде случайно брошенных фраз вроде: «А вот у них совсем не так, как у нас…» Расклад понятен – есть один земельный участок и один достаточно удачный, с точки зрения перспектив, проект, разработанный когда-то Муниципальным институтом генплана, и несколько хозяев, чуть ли не на одной кухне…
Собаки, которых организационные нюансы интересуют мало, тоже ведут себя по-разному. Кто-то, завидев посетителей, бросается к решеткам, которые огораживают вольеры, просовывают мордочки сквозь прутья и всячески выражают желание пообщаться. Кто-то спит, а кто-то просто наблюдает. Были и такие, которые после того как посетители уходили, начинали плакать и жаловаться на то, что визит был уж слишком коротким. Недоедающих животных, о которых писали блогеры, мы во время посещения приюта не заметили. А вот тех, кто испытывает крайний дефицит общения, было, действительно, много.
С чего все начиналось?
История создания приюта в Сочи долгая. В качестве инициаторов в свое время выступали разные организации. Несколько лет назад администрация города официально сообщила о том, что для приюта выделен земельный участок площадью 5 гектаров в селе Барановка. Общественная организация «Добромир» взялась оформлять на него документы. Процесс этот занял определенное время. Потребовались такие исследования, как радиологическая экспертиза, заключение археологов о том, что на этом месте не может быть стоянок древнего человека и других археологических памятников. Потом пакет документов долго проходил согласования в администрации Хостинского района, а после того как эта процедура была пройдена, проект «застопорился» на самом последнем этапе – для того чтобы приют заработал официально, необходимо было издать постановление главы города о начале его работы.
Откроем «страшный» секрет Полишинеля, о котором зоозащитники говорят чуть ли не шепотом. Пока «Добромир» вел долгий и дорогостоящий процесс сбора необходимых бумаг, а чиновники их так же долго подписывали, – на участок, выделенный под приют, потихоньку свозили собак. Не всех, конечно, а только тех, кто совсем уж оказался в сложной ситуации. Центр защиты животных по договоренности с «Добромиром» за счет собранных средств оборудовал здесь несколько очень удобных и комфортных вольеров.
Свозить сюда всех животных до официального открытия было невозможно. Поэтому печально известная служба по отлову бродячих животных «Бася» все так же продолжала свою работу на улицах Сочи. Защитники животных били тревогу, в социальных сетях появились сообщения о том, что с приближением Олимпиады количество убитых животных становится все больше. В результате жители других городов России развернули кампанию по эвакуации собак из олимпийской столицы. Кампания широко освещалась в социальных сетях и прессе, в том числе и зарубежной. Через несколько дней после того как в Москву была вывезена первая партия сочинских дворняг, постановление об открытии приюта было, наконец, издано, и он заработал официально. Практически на следующий день после официального открытия Фонд Олега Дерипаски «Вольное дело» разослал в средства массовой информации пресс-релизы о том, что в Сочи официально заработал приют «ПовоДог», который будет финансироваться Фондом, причем на том же самом участке, документы на который оформлял «Добромир». Для строительства вольеров уже было выделено около полумиллиона рублей и в дальнейшем, говорилось в пресс-релизе, фонд планирует выделять на развитие приюта в Сочи около двух миллионов рублей в год.
Как нам удалось выяснить, вольеры, которые оборудовал фонд, появились в Барановке после того,как встал вопрос о том, куда девать бездомных животных, которых прикармливали строители одного из олимпийских объектов, финансируемого с участием Дерипаски. Как правило, после окончания крупных строек на объектах остается около десятка бродячих животных. Для того чтобы они не стали жертвами «Баси», сочинские зоозащитники обратились к представителям Олега Дерипаски с просьбой устроить судьбу этих животных. Тогда за счет средств фонда и были оборудованы вольеры на участке, выделенном городом под приют.
В настоящий момент расклад выглядит следующим образом: сочинский Центр защиты животных, целью которого было не организовать работу приюта, а лишь пристроить собак до его открытия, в ближайшее время планирует передать оборудованные за свой счет вольеры и животных на попечение «Добромира» и продолжить навещать приют в качестве волонтеров. А вот как совместят свою деятельность на одном участке «Добромир» и «ПовоДог», пока непонятно.
Представители общественной организации сообщают, что готовы подписать соглашение о совместной деятельности. А представитель приюта «ПовоДог» во время нашего визита рассказала нам, что Олег Дерипаска лично посещал участок на Барановке, и он ему не понравился. И, скорее всего, фонд подберет себе другой, более подходящий «по статусу».
В то же время, пока писался этот материал, стало известно, что представителям «Добромира» позвонили чиновники из департамента муниципального имущества и сообщили, что не исключают того, что в ближайшее время договор об организации приюта на муниципальной земле с ними будет расторгнут по той причине, что общественная организация не располагает достаточным количеством средств, чтобы реализовать проект, разработанный МИГом.
Стоит сказать, что проект сочинского приюта, который разрабатывал Муниципальный институт генплана, получил высокую оценку разных специалистов. Приют изначально задумывался как тематический парк, который включает приют и гостевую зону. Это хорошо продуманный с точки зрения инвестиций проект, который при грамотном подходе способен принести прибыль.
Помимо приюта на 800 собак и 400 кошек, на участке планируется разместить автостоянку, конюшню, площадки для выгула и дрессировки животных, плац для показательных выступлений, загон для временного содержания крупного рогатого скота, здание карантина, боксы для приема животных от населения. А в зоне гостеприимства будет расположен визит-центр, лечебно-диагностический комплекс и гостиницы для домашних животных. Проект должен вписаться в 5 гектарв, расположенных на Барановке. По словам представителей общественной организации «Добромир», они показали этот проект Олегу Дерипаске, и он ему понравился.
Как развернется ситуация в ближайшее время и кто возьмется за реализацию проекта, еще не известно.
А пока приют можно посещать. Как заверили нас представители всех трех организаций, они не будут препятствовать визитам волонтеров на Барановку. Любой из сочинцев может сейчас посетить приют и пообщаться с собаками. Они в этом очень нуждаются. Что касается финансовой помощи, то «ПовоДог» по вполне понятным причинам в ней не нуждается. А вот «Добромир», существующий исключительно за счет благотворительных взносов, будет рад принять от сочинцев помощь в виде кормов и лекарственных препаратов.
Самый главный вопрос, который нас интересовал, – сколько времени собаки будут жить в приюте. Ведь в некоторых из них животных усыпляют по истечении определенного срока. Представители всех организаций заверили нас, что собаки будут находиться в приюте либо до старости, либо до того времени, пока их не захотят забрать. Правда, это пока… Проект МИГа рассчитан только на 800 мест. В Сочи, где программа стерилизации не действует, бездомных животных гораздо больше.