Владимир Костиников, краевед
В сентябре 1914 года правление Черноморской железной дороги признало желательным для увеличения доходности железной дороги Туапсе – Сочи – Новосенаки ее участие «в деле устройства и развития курортов на Черноморском побережье». Особое внимание правление обращало на предстоящее повышение спроса «на Мацестинские источники со стороны русского общества, в особенности в связи с настоящими военными событиями».
Министр путей сообщения князь М.И. Хилков поддержал идею.
Для обеспечения «мацестинских больных» жилищными условиями было предположено устроить гостиницу-здравницу в Хосте на 150 номеров с необходимым оборудованием (водопровод, канализация, электричество, парк, сады) и морские купанья.
29 декабря 1915 года Акционерное общество, эксплуатирующее Мацесту, выразило согласие на передачу Черноморской дороге своего предприятия.
Тем временем в Хосте подобрали подходящий участок. Основное здание планировали расположить на участках Одинцовой, Кутченко и Щегловитовой. На участках Рахмановой и Невеской собирались разместить служебные здания.
Проект санатория подготовил петроградский архитектор-художник Е.И. Константинович.
В архивах этого дела последний документ, подписанный Е.И. Константиновичем, датируется 27 марта 1918 года.
В зиму 1916-1917 годов курортники жили даже в четвёртой гостинице курорта «Кавказская Ривьера», предназначенной только для летнего размещения. А.В. Тарнопольскому пришлось поставить переносные печки в коридорах.
У предпринимателя тут же появилась идея построить ещё один курорт. Назвал он его «Курортное квартирное Товарищество горно-морской климатической станции «Лазурный берег». Планировался новый курорт в Хосте, в трех верстах от железнодорожного вокзала в сторону Адлера.
А.В. Тарнопольский собирался построить:
1) два больших корпуса зимнего типа, с комнатами и квартирами для пайщиков, помещением правления и квартирами директоров. Помещения общего пользования: приемная, карточная, читальня и др.;
2) несколько зданий летнего гостиничного типа для пайщиков, с комнатами такого же устройства, как и предыдущий корпус, но без центрального отопления (для теплого времени года);
3) большой корпус – гостиницу для посторонней публики;
4) курзал – ресторан с бильярдной, кабинетами врача, летними террасами и т.п.;
5) службы: помещения для служащих, электрическая станция. Водопроводная станция, завод искусственного льда (натурального никогда не бывает здесь), холодильник, прачечная, гараж, конюшня и т.п.;
6) большой субтропический сад с беседками и скамьями и т.п.;
7) большой собственный магазин со всеми товарами, в которых может нуждаться культурный человек.
А.В. Тарнопольским была придумана специально для этого курорта совершенно оригинальная финансовая схема. Пайщиков он привлекал обещанием пользоваться бесплатно номерами нового курорта, да ещё и получать при этом ежегодные дивиденды более 10%. Время обещанного бесплатного отдыха зависело бы от количества купленных акций.
В Головинке появился проект тоже с оригинальной схемой. Выступая на Всероссийском съезде по улучшению отечественных курортов, профессор «по нервной хирургии» Л.М. Пуссеп сообщил, что по примеру западноевропейских стран в головинском имении возникает «кооперативный курорт»:
«Паи предприятия продаются лишь лицам, одновременно приобретающим в собственность один или несколько участков земли, — иначе говоря, — предприятие основывается на началах чисто кооперативных, где каждый владелец, даже самого незначительного пая и участка земли, является совладельцем курорта в прямой операции своего вклада».
Проект курорта «Лиран»
9 марта 1916 года образовалось акционерное общество «Курорт Лиран». Основной капитал был в полтора миллиона рублей, разделённых на 30 000 акций по 50 рублей каждая.
Общество купило в Головинке имение Михаила Михайловича Перепелицына (230 десятин) с целью открыть с текущего лечебного сезона свою деятельность.
Названо общество в честь знаменитого лирана – тюльпанного дерева, растущего на месте Головинского укрепления времён Кавказской войны. Учредители планировали создать курорт европейского типа с разбивкой на его территории улиц, площадей, парков, с возведением церкви, гостиниц, санаториев, торговых рядов, почты, аптеки, складов, молочной фермы, со строительством водопровода и канализации, с последующей электрификацией и телефонизацией курорта.
Проект курорта обосновывался следующими мыслями: «Представляя собой в климатическом отношении золотую середину, Головинское имение может служить как летним, так и зимним курортом. Купанье в море, с его прекрасным пляжем, восхождение на горы, оберегающие местность от туманов и ветров, – вот летние развлечения. Они сменяются ловлей форелей в прозрачных водах Шахэ, охотой в лесах нагорной части урочища, где можно встретить еще медведя.
Такова в общих чертах та местность, которая выбрана ныне для устройства образцового курорта и дачного поселения.
По мысли устроителей «Курорта Лиран» в общий план устройства курорта входит разбивка его на участки для возведения частных построек, и сооружение целого ряда общественных зданий: церкви, курзала, гостиниц, санатории, купален, школы садоводства, молочной фермы, торговых рядов, а наряду с этим устройство улиц, дорог, площадей, парков и садов, электрического освещения, телефона, трамваев, водопровода, канализации и т.п.
Главную курзальную часть курорта, где будут сосредоточены наиболее крупные общественные сооружения, предположено построить в нижней полосе имения, около моря, полотна и станции строящейся Черноморской железной дороги, на месте старого черкесского сада. Разбросанные в разных частях имения дачные участки будут соединены с этой частью курорта, между собой и берегом моря широкими, аллеями и дорогами, которые будут обсажены деревьями и кустами роз вперемешку с цветочными клумбами и газонами.
«Курортъ Лиран» будет представлять из себя одно из тех мест культурных и привлекательных, о которых все у нас мечтают… но на которые ездят любоваться за границу».
19 мая 1915 года Петроградский градоначальник утвердил открытие действий Перемыкинского Общества благоустройства культурных участков. Первое организационное собрание состоялось в зале Общества Изучения Черноморского Побережья (Петроград, Семеоновская, 1, клуб Общественных деятелей). Председательствовал Евгений Эпафродитович Картавцев. Учредители общества барон Петр Александрович Рауш-фон-Траубенберг и доктор Александр Александрович Лучинский сделали весьма интересные доклады о значении Перемыкинской дачи, находящейся в местности серных источников (Агурских), имеющей, по мнению докладчика доктора Лучинского, в недалёком будущем стать лучшей лечебной местностью на Черноморском побережье Кавказа. (Перемыкинскими или Пермикинскими участками называли приморский склон горы Ахун от Агуры до границы дачных участков Хосты.)
Избрали президиум и членов правления. Почётными членами избрали министра земледелия А.С. Ермолова и владельцев культурных участков: статс-секретаря А.В. Кривошеина, министра путей сообщения С.В. Рухлова и некоторых других лиц (предполагаю, что это были вдова генерал-адъютанта София Петровна Шипова, тайный советник Дмитрий Иллариевич Пестржецкий).
Хлудовская экономия. 1904
В декабре 1916 года Высочайше учрежденное Совещание для обсуждения мероприятий по развитию Черноморского побережья Кавказа рассмотрело ходатайство французского гражданина Генриха Антоновича Гоне об уступке ему экономии и фруктового сада бывшего Хлудовского имения с находящимися на них постройками для возведения на означенной площади санатории, курзала, гостиницы, проведения дорог, водопровода и выполнения других мер благоустройства.
Речь шла о том самом участке, который хотел получить в 1910 году князь Аргутинский-Долгоруков.
Г.А. Гоне предлагал построить санаторий, гостиницы, курзал, провести шоссейные дороги, тротуары, водопроводы, пустить трамвай.
При этом французский подданный почему-то посчитал, что цены на земли со времени проекта Аргутинского-Долгорукова «несомненно понизились, ибо некоторая часть участков была продана, большая часть отведена под строящуюся железную дорогу, растения из оранжерей и питомников все распроданы, все постройки и изгородь неудержимо разрушаются. Лес вырубается, загрязняются и заболачиваются луга, сады и другие угодья и зарастают колючими и сорными травами, там же пасутся буйволы, ломающие деревья и вся местность далека от самого примитивного даже благоустройства». Тем не менее, он предлагал заплатить сумму в 265 850 руб. 41 коп., которую не смог заплатить в 1910 году князь.
Но в 1916 году участок был оценен совершенно заново, и была установлена стоимость в 860 172 руб. Французский подданный отказался от сделки.
Красная Поляна
Исследователи курортных ресурсов Черноморского побережья особое значение всегда уделяли району Красной Поляны. Множество минеральных источников, уникальный климат, к огромному сожалению, так и не нашли достойного применения для лечения. Надо полагать, что теперь, после массового строительства в районе минеральных источников санитарные условия их охраны уничтожены надолго.
24 октября 1895 года известнейший первоустроитель Сочи, председатель Высочайше учрежденной Особой комиссии Николай Саввич Абаза пишет министру путей сообщения Михаилу Ивановичу Хилкову:«Произведенные нынешним летом, под моим личным наблюдением, исследования указали, что одно из первых мест между намечаемыми к сооружению дорогами должно быть отведено дороге от м. Адлер, по направлению течения р. Мзымты, чрез существующие уже селения Первинку, Молдовку, Высокую, Вардан и Лесную, на селение Романовское или Красная Поляна. Дорога эта, соединяя селения, лишенные ныне путей сообщения с приморским пунктом, каковым является м. Адлер, предоставит жителям возможность сбыта своих произведений и, следовательно, должна служить средством к развитию сельского хозяйства и особенно плодоводства. Кроме того, по всему направлению ея откроются значительные пространства свободной земли, совершенно годные для новых поселений. Таким образом, пустынная ныне местность оживится. Затем, конечный пункт этой дороги – Красная Поляна – принадлежит по своим климатическим и почвенным условиям к числу наиболее богато одаренных местностей побережья и обещает в будущем широкое развитие. Не говоря уже о больших количествах годной для культуры земли, местность эта изобилует минеральными источниками, имеющими несомненную будущность…».
Организованная Н.С. Абазой комиссия из профессоров А.И. Воейкова, Ф.И. Пастернацкого, А.И. Лебедева и М.В. Сергеева вынесла во время своей экспедиции о Красной Поляне впечатление, «что здесь имеются все необходимые условия для устройства как климатической станции, так и курорта».
М.С. Сергеев исследовал и каптировал в дальнейшем эти источники.
В начале XX века люди, прознавшие про источники, принимали их самостоятельно. Многие богомольцы из Свято-Троицкого монастыря (давшего название селению Монастырь) лечились по совету о. Савватия у Царского источника от ревматизма и получили полное исцеление.
Прожив несколько сезонов в Красной Поляне, благодаря её климату, исцелились и многие, так называемые «слабогрудые» больные. Один из самых известных больных, вылечившийся в Красной Поляне – эстонский писатель А.Х. Тамсааре.
Были в Красной Поляне тогда большие проблемы с размещением, если не попасть в пансион Чайковской или в одну из двух гостиниц — «Ачишхо» и «Гранд-Отель», где во время наплыва туристов брали по 5 руб. за плохую комнату, или «крестьянских греческих домиков, совершенно неподходящих для культурного человека».
Предприимчивый А.В. Тарнопольский ходатайствовал — правда, безуспешно — об аренде казенной земли с минеральным источником Чвижепсе.
В декабре 1915 года обсуждается Проект договора на отдачу в долгосрочную аренду Николаю Елпидифоровичу Парамонову разного рода земельных участков в районе городского поселения Романовска и его окрестностях (Черноморское побережье Кавказа).
Род Парамоновых большой и древний. С начала XIX века они занимались торговлей. Отец Н.Е. Парамонова — донской казак Елпидифор Парамонов переехал из Нижнечирской станицы, где родился и жил, в Ростов. Приобрел мельницу. Делал отборную муку.
Парамоновская мука получила Золотую медаль на выставке в Париже, она продавалась в 14 ростовских магазинах, доставлялась во многие города России и пользовалась особым спросом у столичных жителей.
Еще одной страстью Е.Т. Парамонова был флот. Поэтому он скупал суда. Один из пароходов он назвал в честь себя – «Парамонов». В Ростове до сих пор жива история о том, как Парамонов разорил другого ростовского судовладельца — И.С. Кошкина.
История такова. Парамонов приказал капитанам своих судов бесплатно выдавать пассажирам по бутерброду с красной икрой и стакану горячего чая. В результате Кошкин остался без пассажиров и обанкротился.
Все свое состояние Елпидифор Трофимович Парамонов завещал сыновьям: Петру и Николаю. Петр сразу же занялся торговой деятельностью. Николай увлёкся революционными идеями, содержал тайные типографии. За издательские дела был под судом. Во время Первой мировой войны братья Парамоновы пожертвовали на дело обороны в общей сложности около 1 миллиона рублей. Тогда же Николай был полностью «реабилитирован».
Произошло это при забавных обстоятельствах. Во время посещения Николаем II Ростова Петр Парамонов был среди встречавшихся с императором. Государь, пожимая всем руки, протянул руку и ему. Растерявшийся предприниматель полез в боковой карман, достал оттуда заранее приготовленный банковский билет в 100 тысяч и положил в руку царю. Николай посмотрел на деньги, передал их адъютанту и затем вторично протянул руку, на этот раз для рукопожатия. На следующий день в местных «Ведомостях» было опубликовано всемилостивейшее восстановление Николая Парамонова во всех избирательных правах, которых он был лишен по одному из своих литературных процессов.
19 декабря 1915 года Совещание для обсуждения мероприятий по развитию Черноморского побережья Кавказа под председательством А.С. Ермолова обсуждает проект договора на отдачу в долгосрочную аренду Н.Е. Парамонову разного рода земельных участков в районе городского поселения Романовска и его окрестностях для устройства лечебных мест, приютов-гостиниц и дач, а также для возведения разного рода построек и сооружений.
Обсуждались условия аренды участков в черте городского поселения Романовска, участков на Ачишхо, Аибге, по берегам рек Бешенки и Мзымты, на склонах гор Ачишхо, Абига, на реке Пузико, на берегу озера Кардывач, в долине пяти Аибг, около перевала Псеашхо и в других местах.
Арендатор обязывался построить в самом Романовске (Красная Поляна) гостиницу не менее как на сто номеров, с залом, рестораном, читальней, электрическим освещением, ваннами, водопроводом, канализациею и со всеми служебными помещениями. В Романовске или его окрестностях — климатический санаторий не менее, как на 100 кроватей, надлежаще оборудованный для водяного и электрического лечения, с водопроводом, канализацией и электрическим освещением.
Со дня открытия санатория при нем должна быть предпринимателем учреждена метеорологическая станция второго разряда. Он должен построить в Романовске соответствующий потребностям публики курзал, с танцевальным залом, эстрадой, рестораном, библиотекою, службами и проч.
На удаленных от Романовска участках предприниматель обязуется устроить приюты-гостиницы.
Установлен срок в три с половиной года для устройства в Романовские одного или двух парков для общего пользования, с дорожками для гуляний, беседками, скамьями и т.п.
Предприниматель должен устроить, согласно проекту, на свой счет, в пределах городского поселения Романовск водопровод (магистральные трубы, водоразборные и пожарные краны). Водопровод этот, который может быть устроен и с применением системы самотека, должен обслуживать все помещения, уже существующие в настоящее время в черте городского поселения, и в будущем распространяться на все вновь заселяемые части города, причем вода должна подаваться не ниже второго этажа городских домов.
Вода для водопровода должна получиться из источников с доброкачественной для питья водой.
Предприниматель также обязан в пределах означенного плана доставлять электрическую энергию в заселенных частях Романовска каждому заявившему на то требование.
Предприниматель обязан устроить автомобильное сообщение от Романовска до Адлера: к сезону 1916 года не менее одного раза (двух рейсов) в день, а со времени открытия санатория – не менее двух раз (четыре рейса) в день. Автомобили должны быть не мене как на 6 мест каждый. Такса за проезд утверждается Управлением земледелия и государственных имуществ.
Прекращение движения на зимнее время может быть допущено не ранее как с 1 декабря по 1 апреля.
Предприниматель на свой счет устраивает в Романовске и его окрестностях телефоны с платой не дороже 40 руб. в год. Проводка в черте городских участков — бесплатно, проводка же на культурных участках делается за счет абонента.
Предприниматель имеет право снять в аренду, на срок по день окончания договора также минеральные источники Ачипсе (Николаевский), Пслух, Железистый, Аишхо и Царский. К таковым источникам отводятся, для надобностей эксплуатации, земельные участки до 200 десятин. При каждом снятом в аренду минеральном источнике предпринимателем должны быть устроены и открыты не далее пятого года аренды все отвечающие современным требованиям приспособления для питья; в случае же если дебит какого-либо из источников допускает, пользование последним и для принятия ванн.
Н.Е. Парамонов
Проекту помешали события революции и гражданской войны. В конце гражданской войны Н.Е. Парамонов эмигрировал. Многие годы занимался в Европе издательской деятельностью, издавая русских классиков: Лермонтова, Пушкина, Крылова, Гоголя и др.
Большинство прочих перечисленных в статье проектов курортов также не состоялись из-за событий революции и гражданской войны.
После революции наркомом здравоохранения Советской России стал Н.А. Семашко, сделавший своей целью поворот медицины к большему вниманию к профилактике болезней, а не их последующему лечению. Будут созданы профилактории при предприятиях, дома отдыха, санатории. Снова обратят внимание на выдающиеся курортные условия Сочи и его окрестностей. Но это уже другая история.