Скрипач Михаил Казиник ознаменовал свое появление в Сочи в апреле серией концертов-размышлений «Встречи радости». По его словам, это должно помочь сочинцам выйти из неизбежной постолимпийской депрессии.
Скрипач, воспринимающий и передающий музыку известных композиторов не иначе как для гармонизации мира, уверен, что только искусство позволяет человеку превозмочь страх смерти и сделать жизнь действительно радостной. Михаил Казиник — просветитель, убеждённый, что звуки, завораживающие душу, должны быть во время концертов дополнены словом, будоражащим ум, ибо гармонизация возможна только при условии деятельности души и ума. Публицист, которого шведские журналисты назвали «апостолом культуры», во время пресс-конференции в Сочи размышлял о своем восприятии мира и жизни, о желании сделать их светлее и радостнее и об ограниченности человеческих возможностей в неограниченном пространстве бытия.
— Михаил Семенович, свои концерты-размышления вы называете «Встречами радости». Почему?
— Потому что человек, приходящий на концерт, стремится к искусству, к познанию какого-то другого, если хотите, параллельного, мира – и эта встреча должна быть радостной. Я уверен, все искусство — радостное, даже если оно говорит о чем-то печальном. Когда-то Моцарт заметил, что даже в его трагических и драматических произведениях музыка светла и гармонична. У Пушкина мы встречаем эту же мысль. «Печаль моя светла», — был уверен Александр Сергеевич. Таким образом, искусство — единственное, что сражается с нашим «страшным» знанием. Почему страшным? Потому что с момента рождения мы идем к тому, чего все боятся, — к смерти. Разум дает нам это страшное осознание. Есть ли противоядие? Есть. Но не в материальном мире, а в духовном. Искусство — доказательство бессмертия. Культура, как все божественное, не имеет ни начала, ни конца.
— То есть, приобщаясь к искусству, мы приобщаемся к бессмертию, что и нивелирует наши страхи?
— Искусство — совершенно особый вид деятельности. Наука имеет движение от простого к сложному: сначала в математике нужно складывать, затем умножать, потом осваивать интегралы высшей математики. В искусстве этого нет. Музыка Иоганна Себастьяна Баха, жившего 300 лет назад, не проще музыки Дмитрия Шостаковича. В то время как математика времен Баха гораздо проще математики времен Шостаковича. Искусство никогда не развивается от простого к сложному — и это доказательство его божественности. Эммануил Кант, изучивший пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, дал человечеству шестое — категорический императив. А именно: в жизни человечества есть то, что доказывает бытие Бога, – это потребность людей в гармонии и красоте, которые человечество создает не для выживания и продолжения рода, а для совершенствования души и духа. Кант заявлял, что это искусство и культура. Таким образом, существование искусства дает веру в бессмертие. Если нет пути от простого к сложному — значит, нет пути от рождения к смерти, в духовном смысле этого слова.
— Философская подоплека Вашего творчества так явно прослеживается на концертах?
— А как же иначе?Недавно я давал в Канаде концерты «Доказательства бессмертия», сейчас приехал в Сочи, чтобы подарить его жителям «Встречи радости». Мы посчитали, если Олимпиада пройдет неудачно, у людей будет депрессия из-за этого. Если пройдет удачно — депрессия все равно будет от того, что так долго готовились, превратили ценой неимоверных усилий российский курорт в центр мирового уровня, а праздник так быстро закончился, и начались будни. В любом случае нужно было помочь людям выйти из депрессии. «Встречи радости» должны доказать сочинцам, что карнавал духа никогда не заканчивается.
— Именно поэтому Сочинское концертно-филармоническое объединение запланировало вторую «Встречу» в августе, а затем – ежегодное проведение одноименного фестиваля?
— И я уверен, в Сочи у нас все получится, здесь собралась удивительная группа единомышленников-энтузиастов, очень светлых людей, влюбленных в музыку и творчество. Уверен, это судьбоносно для региона. У шведов есть такое понятие, которое в дословном переводе на русский означает «огненная душа». Шведы считают: чтобы в регионе резко поднялся уровень культуры, нужно не лучшее правительство, нужна одна «огненная душа», которая вокруг себя будет распространять «огненную энергию». Именно этой душе по силе перевернуть в регионе систему взглядов и взаимоотношений, реализовать важный проект. Сочи жизненно необходимо стать культурным центром страны. Во всех цивилизованных странах именно курорты становились центрами музыкальной культуры. Люди, приезжающие на курорт, должны иметь возможность отдохнуть и телом, и душой, увезти с собой частицу здоровья, памяти и любви… и моцартовского взгляда на мир.
— Вы считаете, что концерты классической музыки способны гармонизировать как отдельно взятого человека, так и целый регион?
— Музыка – действенный вид искусства, помогающий выйти из кризиса не только людям. Сейчас мы (я и мои представители) активно сотрудничаем в Швеции с фирмой, которая занимается тем, что помогает предприятиям преодолеть ситуацию кризиса, пережить состояние реструктуризации.Мы участвуем в этом процессе возрождения или преодоления концертами. Для этих концертов особым образом подбирается репертуар, в который входят произведения известных на весь мир композиторов и музыкантов. Недавний случай — выходные в течение трех недель мы проводили в Финляндии, под Хельсинки. Крупнейшая электронной компания «Фортум» реорганизовалась — все топ-менеджеры компании в обязательном порядке посещали мои концерты. Мы структурировали крупнейшую европейскую фирму — структура великой музыки Моцарта и Баха способна выстроить систему компании. В Европе это считается новейшими технологиями. Для того чтобы понимать живопись или танец, необходимы определенные знания, предварительная подготовка. Музыка воспринимается человеком без особой дополнительной подготовки — и творит чудеса.
— Следуя Вашей логике, делаю вывод, что серьезная музыка понятна даже детям. То есть Вы готовы работать с детской аудиторией?
— Я готов к этим встречам. Встречи с детьми — это самое сложное и самое важное. Большое количество детей мгновенно воспринимает музыку. В Москве состоялось два детских и три взрослых концерта. На вечерние, более продолжительные, концерты родители приходили с детьми. Из общения с родителями я сделал вывод, что пятилетний ребенок вполне способен выслушать квартет Чайковского в четырех частях. Стоит понимать, что у детей, способных на это, проблем с реализацией не будет, их общение будет проходить совсем на другом уровне. Я всегда рад детским концертам и удовольствием их провожу. Общение получается удивительное.
— Слышала, что вы разработали систему обучения, воспитания детской души в музыке…
— Скорее это система общения ребенка с музыкой. Приобщать ребенка к музыке нужно во время беременности мамы – эти первые девять месяцев жизни человека бесконечно важны. Девять месяцев — время колоссальной ответственности матери не перед отцом, не перед предками, а перед человечеством. В помощь женщинам я выпустил диски, на которых музыка, позволяющая поэтапно формировать культуру восприятия у ребенка. Поэтому в этой коллекции есть диски и для новорожденных, и для детей двух-трех лет — «Необычайные приключения петушка», и для более взрослых детей — «Моцарт» и «Мальчик, победивший дракона». Стоит сказать, что музыка развивает не только душу и дух, но и влияет на физическое тело. Например, музыка итальянского гения эпохи Возрождения Арка́нджело Коре́лли влияет на формирование вестибулярного аппарата – поэтому будущим мамам ее необходимо слушать первые десять недель беременности. Корелли — это космические весы абсолютного равновесия.
Эффект Моцарта в том, что вокруг него все было музыкой: и мама, и папа, и сестра были музыкантами. Гости приходили к ним играть квартеты и трио, а не пить водку. Для Моцарта другой жизни не существовало, поэтому он в пять лет и потребовал, чтобы его посадили за клавесин. Он был уверен, что все дети играют на клавесинах и пишут музыку. Это было восстановление справедливости.
Если ребенок растет в среде, где культивируется искусство, культура, дух, то ребенок воспринимает это как естественную норму. Поэтому обществу необходимо решать свои проблемы, начиная с создания атмосферы и окружения детей.
— Почему известный музыкант стал ещё и просветителем?
— Моя память сохранила детские воспоминания о том, как каждое утро мы с мамой ехали на трамвае 45 минут в детский садик. Каждый раз меня окружали мрачные сонные люди, а мне как ребенку хотелось, чтобы вагоновожатый рассказывал сказки и веселые истории. Я вырос, но понимание того, что ценный кусок своей жизни нельзя так бесполезно терять, осталось. Оно и привело меня к мысли фундаментального изменения нашей жизни.
Для проведения своей первой беседы я интуитивно выбрал детскую колонию. Позднее понял, почему меня потянуло именно туда. Дети попали в колонию, потому что в свое время им родители не рассказали им нужных сказок. Руководство колонии быстро согласилось на мое предложение, выделив мне час на концерт-беседу, — распорядок дня жизни колонии очень жесткий. Но после концерта дети меня окружили — и с разрешения надзирателей мы общались еще час. Во время этого общения один мальчик произнес: «Если бы я услышал тебя раньше, я бы сюда не попал». Это и стало символом на всю жизнь. Я уверен, если человеку вовремя сказать что-то важное, сыграть музыку — он опомнится, и ему станет интересно жить.