После окончания Олимпиады туристы в Сочи не ринулись. Сочинский бизнес в упадке, в том числе ресторанный, по сути, представляющий лицо курорта. Ожидания не оправдались, вложения не окупились, впереди – неизвестность.
Когда заявка Сочи на проведение зимних Игр победила, Наталья Плотникова, владелица ресторана «Наутилус», спросила во время телемоста у президента Путина, как бизнесу выживать во время строительства. Общеизвестно, что материальное благополучие Сочи зиждется, в том числе, на туристах. А так как вряд ли будет много желающих отдыхать на стройке, то, может быть, для предпринимателей в сфере общепита введут какие-либо льготы?
— Фабула ответа была такой: ничего страшного, зато потом у вас все будет хорошо, — говорит она. – Если бы мы открыли заведение только под Олимпиаду, не выжили бы. А сделать это удалось только благодаря нашим постоянным гостям-сочинцам.
Без олимпийской разницы
Ресторан Friend’s House в июле отмечает год своего существования. Андрей Никитин, владелец этого открытого перед Играми заведения в зоне олимпийского гостеприимства, настроен пессимистично. Вложенные средства вернуть не удалось, видов на развитие в его сегменте мало. Да и вряд ли добавляет оптимизма ситуация с закрывающимися кафе, ресторанами, барами – The Борщ, Sheriff, Savoy и др. Рестораторы отмечают, что 20-процентное увеличение турпотока в этом году на самом Большом Сочи никак не сказывается. Туристы сосредоточены в Лазаревском, Лоо, Дагомысе. Впрочем, как и в предыдущие годы строек и пробок. После Олимпиады ничего не поменялось в этом плане.
— Поэтому и город, и заведения пустые, — утверждает Никитин. (Во время нашей беседы около 9 часов вечера в пустующий ресторан зашли два-три посетителя, которые не задержались надолго). – Во время Олимпиады ровно две недели людей было много, а потом как отрезало.
Особо не почувствовала на своем ресторане «олимпийской разницы» и Наталья Плотникова. Основной наплыв туристов был в Адлере, где проходили Игры. А последний перед ними сезон был, по ее словам, самый отвратительный. Подготовленное ею олимпийское меню, состоявшее из коронных блюд прошлых Олимпиад, пошло на «ура» среди гостей. А российские, иностранные журналисты (Первый канал, ТНТ, ОРТ, а одних только японских телекомпаний было шесть) снимали, брали интервью. Потом выяснилось, что нельзя использовать символику Игр, называть меню олимпийским, и пришлось выполнять штрафные санкции. Меню вынуждены были переиздать и назвать иначе – «Вкус зимней победы».
— Подготовка к Олимпиаде «успокоила» ожидания рестораторов от турсезонов, —констатирует Анна Нетягина, президент Ассоциации сочинских рестораторов, владелица ресторана «Оливье». – Пробки и стройки отвернули отдыхающих от Сочи.
Правда, по ее словам, во время строительства в ресторанный бизнес немало «вложились» многочисленные инженерно-технические работники, труд которых оплачивался высоко и которые стали завсегдатаями ресторанов и кафе.
А вот олимпийские бонусы, утверждают рестораторы, администрация раздавала только своим, то есть шкуру медведя поделили еще задолго до того, как его убили. В путеводитель для иностранцев заведения включали за деньги, хотя положено бесплатно.
Дым сигарет — за 15 метров
Причинами оттока гостей от Сочи и ресторанов их владельцы считают конкуренцию со стороны крымских курортов, а также вступивший с 1 июня в силу так называемый антитабачный закон. Он запрещает курение не только в закрытых помещениях, но и на террасах. Курить можно не ближе 15 метров от здания. С одной стороны, рестораторы, сами люди некурящие, только «за» такие нововведения, способствующие сохранению здоровья людей. С другой, введение жестких мер должны соблюдать все заведения одновременно. А иначе одни теряют клиентов, у других курение продолжается на открытых террасах.
У Анны Нетягиной ресторан для некурящих. Сразу же с вступлением в силу закона., с 1 июня, здесь запретили курить и на террасе.
— Я считаю, средства, которые люди готовы потратить на чашку кофе с сигаретой, не окажут ощутимого влияния на состояние бизнеса. Но все же послабления на федеральном уровне необходимо сделать для сигарных клубов, чтобы не было откровенной дискриминации, ведь есть жуткие курильщики.
Нетягина готова оборудовать специальную площадку для курения, куда смогут выходить и жильцы дома, где располагается ее ресторан. Только вот где взять место?
Наталья Плотникова утверждает, что заядлых курильщиков невозможно перестроить в одночасье.
— Из общения с краснодарскими коллегами знаю, что там на открытых площадках и сейчас курят, — говорит она. – То есть город защищает своих рестораторов, бизнес, который платит налоги, и немаленькие. А что делать кофейням, куда люди приходят выпить чашку кофе с сигаретой? Закрываться? В ночные клубы приходят за этим. Когда-то в рамках борьбы с алкоголизмом вырубили виноградники. А люди как пили, так и пьют. То же и сейчас при запрете курения.
Андрей Никитин при вступлении в силу антитабачного закона сразу же изменил формат ресторана.
— Теперь, по статистике, отток посетителей не только у нас, но и у других составляет 20%, — говорит он.
Не только сочинские заведения терпят существенные убытки из-за антитабачного закона. Что, по всей видимости, недавно и привело к внесению в Госдуму законопроекта, разрешающего курение на террасах кафе и ресторанов. Когда он будет принят и в каком виде – еще вопрос. А пока консенсус между прибылью и сохранением здоровья нации не достигнут.
Отмахнувшись от магнита
Малое количество туристов в Большом Сочи рестораторы склонны объяснять также общей дороговизной отдыха. Перелету в Сочи из северных частей страны стоимостью 30-50 тысяч рублей россияне предпочитают отдых за те же деньги в Турции, Египте, Таиланде, где в эту сумму «все включено». Из-за несформированности сочинского турпродукта туристы вынуждены отдельно и очень дорого платить не только за транспорт, но и за проживание, и за питание.
— Перед Олимпиадой арендную плату подняли, а после она так и не снизилась, — констатирует Андрей Никитин. – Это дополнительная статья расходов вкупе с другими делает стоимость блюд такой, как будто продукты доставляются на самолетах, пароходах. А у нас рядом Кубань, свои, свежие мясо, фрукты, овощи и т.д.
На данный момент в Сочи преобладает бюджетный сегмент туристов, которые предпочитают селиться в минигостиницах, в санаториях с трехразовым питанием, частном секторе, покупать продукты в магазинах «Магнит» и готовить еду самостоятельно.
Несмотря на проходящую через город федеральную трассу М-27, Сочи географически расположен в своеобразном тупике, где отсутствует серьезный транзит. Поэтому бороться за место под солнцем сочинским ресторанам приходится в суровых условиях.
Для содействия развитию ресторанного бизнеса Анна Нетягина несколько лет назад создала и возглавила Ассоциацию рестораторов. В ее рамках десять предприятий общепита пытаются решать общие проблемы, оказывать консультационную помощь, устраивают ежегодный гастрономический фестиваль. Для успешного развития ресторанного бизнеса в Сочи не хватает также информационного центра или интернет-портала, подобного московскому или питерскому RestoClub.ru, где есть информация о всех пожелавших разместиться заведениях. Причем бесплатно. Продвижение ресторана — за отдельную сумму.
— Хоть у нас и прошла Олимпиада, но город все равно остался провинциальным, здесь другой оборот денег, и здесь каждый сам по себе, — констатирует Анна Нетягина.
Проблем на самом деле много. Жгучая — кадровая, обусловленная отсутствием подготовки профильных работников : официантов, администраторов. Качество же подготовки поваров оставляет желать лучшего. На сочинские предприятия общепита приходят выпускники, не имеющие представления о современном кухонном оборудовании. Кроме того, дает себя знать текучка.
— Набираем людей методом перебора, обучаем «под себя», другого выхода нет, — констатирует Анна Нетягина.
Складывается впечатление, что городская власть не заинтересована в развитии ресторанного бизнеса, гесмотря на то, что он является одним из магнитов, притягивающих туристов. Чем больше они потратят денег, тем мощнее будет приток средств в городской бюджет, скудный после Олимпиады. Но пока рестораторы не в силах самостоятельно решить проблемы, а городская власть не обращает на них внимания, Сочи так и останется курортом мирового уровня на бумаге.