С осени прошлого года новые трассы, ведущие в Олимпийский парк, а также площадь Адлерского железнодорожного вокзала и разные территории за пределами этого района уже не раз попадали в ситуацию, которую легко можно назвать наводнением, потопом, да как угодно. Потому что когда фуры уходят под воду практически под крышу, то слово «подтопление», как обычно именуют власти эти инциденты, выглядит лукавым.
Вопрос: отчего это происходит? Ведь строили все под Олимпиаду, с учетом возможных катаклизмов. Во время Игр их не было. Были до и после. Так что организаторам сказочно повезло. Вот представьте затопленным Адлерский вокзал в те дни, когда «Ласточки» развозили оттуда десятки тысяч гостей Олимпиады. Ой, что бы было! Ох, полетели бы головы!
Но как говорил булгаковский человек-собака Шариков – «свезло». Сказочно свезло вам, господа!
А кто, собственно, кроме небес, виноват в этих наводнениях?
По версии мэра Сочи Анатолия Пахомова, в «подтоплениях» виноваты эксплуатирующие организации. Он сказал об этом на еженедельной планерке. Это халатность и безответственность специалистов привели к таким последствиям, считает глава города. Потому что «городская инфраструктура должна выдерживать даже такую аномальную норму осадков». Пахомов ругал железнодорожников и Росавтодор и даже пригрозил, что если «подтопления» случатся снова, то мэрия обратится в прокуратуру. «Надо наказывать людей, которые бездействуют в таких ситуациях», — назидательно сказал мэр.
Формально он вроде прав. Эксплуатирующие организации виноваты. Но это не только железнодорожники и просто дорожники. В городе есть еще МУП «Водосток». Почему мэр его не упомянул? Ведь как информирует нас страница этого предприятия «ВКонтакте», оно обязано заниматься проблемами, «связанными с содержанием ливневой системы, берегоукреплением, защитой от оползней». Может, потому, что оно создано по инициативе самого Пахомова? Или потому, что мэр знает (а знать должен) в какую ситуацию попал «Водосток»?
А ситуация такая.
— МУП «Водосток» не финансируется на сегодняшний день, он является банкротом, — говорит член Общественного экологического совета Сочи, доктор технических наук, академик Российской инженерной академии Николай Куликов. – Из-за отсутствия финансов там катастрофически не хватает персонала, а имеющиеся специалисты работают на износ. Отсутствие денег не позволяет систематически ухаживать за оборудованием, в том числе за насосами.
По словам Куликова, те участки, которые затопило 13-14 июля, оснащены нормально. Там есть и насосы, и очистные сооружения. Все это было сделано в ходе «олимпийской подготовки». Но нехватка обслуживающего персонала и ремонтников превращает эту инженерную сеть в бесполезную. Она не работает. Потому что служба эксплуатации без должного финансирования существовать не может.
— Насосные станции и очистные вполне хорошие, но там даже не было пуско-наладочных работ, — пояснил академик. – Кроме того, ливневые системы надо систематически проверять и чистить. А это люди и деньги, которых нет. Это касается и подземных ливнеочистных станций, построенных вдоль дорог. Кроме того, в Адлере, а также в районе Бзугу и на Красной Поляне до сих пор не налажена переработка осадков сточных вод. И все это «добро» идет в море.
А вот что до вечно «плавающего» поселка Мирный, то там для бесперебойной работы насосов должно быть три независимые системы энергообеспечения. А есть только одна, да еще и не принятая официально в эксплуатацию. И как уже не раз показывала жизнь – ненадежная. Любое отключение подачи электричества в Мирный в период ливней сразу приводит к затоплению.
Есть еще одна «фишка», которая сильно смахивает на еще советского периода карикатуру в журнале «Крокодил». Там изобразили агрегат, который спереди — асфальтоукладчик, а сзади – землеройная машина. Причем работают они одновременно. Карикатура называлась «Дорожно-коммунальный комбайн». Прошло больше 30 лет, но ничего не изменилось.
Вот, к примеру, сейчас по отремонтированному накануне Олимпиады участку федеральной автодороги от Адлерского вокзала до Кудепсты спешно и лихорадочно укладывают ливневку. То есть курочат то, что сделали дорожники, роют траншеи и т.д. Почему это не сделали до Игр, когда шел капитальный ремонт и реконструкция трассы, можно только гадать. То ли, опять же, денег не было, то ли спешили побыстрее уложить дорожное полотно, чтоб сиятельное российское, а также международное олимпийское начальство ездило тут «по гладкому».
Как считает не только Куликов, но и другие экологи и специалисты, ситуация с хроническими затоплениями в Сочи, если срочно не принять меры, только усугубится.