В течение нескольких недель в СМИ гуляла информация о том, что житель Сочи Игорь Сискевич, военный пенсионер, работающий инструктором по подводному плаванию, также известный как активист партии «Яблоко», во время поездки на Украину был задержан сотрудниками тамошней госбезопасности и обвиняется в помощи сепаратистам. Некоторые неравнодушные земляки организовали кампанию по его спасению и даже пытались собрать средства на «выкуп» Сискевича из плена.

Но всего этого не понадобилось. Игоря Сискевича, пробывшего под арестом около 40 дней, вместе с другими гражданами России, задержанными на Украине, обменяли на равное количество украинских военных, плененных ополченцами самопровозглашенной Донецкой народной республики. Всего в тот раз с обеих сторон было обменено 52 человека.

siskevichЭто очень легкая развязка по сравнению с тем, что грозило Сискевичу. Ему предъявляли обвинение в поддержке сепаратистов, практически в терроризме, что по украинским законам тянет на все 15 лет лишения свободы. А вообще, по рассказам задержанного, ему и без этого хорошо досталось от украинских силовиков, особенно от тамошних «чекистов» (СБУ).

— После допросов у меня появился темно-синий загар, — рассказал Игорь Сискевич на пресс-конференции в Сочи, устроенной по поводу его освобождения, намекая на синяки и кровоподтеки. – Кроме того, медики отметили повреждение легких.

Игорь Васильев, вождь сочинских коммунистов, который фактически возглавил кампанию по спасению земляка, в ходе пресс-конференции показал письмо от украинского адвоката Антонины Шостак, защищавшей интересы Сискевича. В нем она сообщала, что у «пленного» отмечен пневмоторакс, ушибы головы, помутнение сознания и отек ног. Также ему была сделана операция в больнице. Там же адвокат уведомляла, что ей удалось переквалифицировать «преступление» на более легкое, и вместо 12-15 лет тюремного заключения Сискевич должен выплатить штраф за незаконное пересечение границы Украины в размере более 51 тысячи гривен (148 тысяч рублей).

Васильев через одного из депутатов Госдумы в свое время передал эту информацию в Министерство иностранных дел РФ. «Мы представляем разные политические силы, но тут надо было просто помочь земляку», — так объяснил он свое участие в ответ на вопрос, почему коммунист «яблочника» выручал. При этом Васильев добавил, что никаких заметных действий со стороны министерства он не увидел. Все решилось на небольших переговорах между донбасскими ополченцами и украинскими военными. Он отметил также помощь журналистов в этом деле.

Тут, конечно, возникает вопрос: а что, собственно, понесло сочинца в страну, где идет внутренняя война?

Вот как он об этом рассказывает сам.

Я жил на Украине, служил там, у меня много родственников в Краматорске, Днепропетровске, Донецке и Одессе, — говорит Сискевич. — Поехал посмотреть, как живут родственники, правильно ли освещаются события, а также вез небольшую гуманитарную помощь. Также я хотел помочь в эвакуации одного из детских домов.

По словам Игоря Евгеньевича, до этого он уже ездил на Украину. Был там, например, в мае. «Тогда я впервые увидел, как изменились настроения людей, — рассказывает он. – Все стало хуже».

23 июня Сискевич выехал автобусом из Ростова-на-Дону в Донецк. Оформил пересечение границы на российском посту. Однако на другой стороне пассажиры не обнаружили украинских пограничников: «там никого не было, все было брошено». Это никого не остановило, и, не имея возможности оформить переход границы, они продолжили свой путь. Как говорит Сискевич, такое бывало не впервые, по, крайней мере, подобные вещи мало кого удивляют.

А задержали сочинца уже при попытке возвращения в Россию. Было это на территории Херсонской области. Он рассказывает, что у него попросили миграционные документы. Их не было. Вот тогда-то его арестовали. При аресте залепили глаза клейкой лентой и надели наручники.

— Они назвали мою фамилию, — говорит Сискевич. – У меня было полное ощущение, что меня ждали.

Первые допросы также шли с заклеенными глазами, поэтому он ничего не видел. Предполагает, что «первый этап» продолжался двое суток. Точнее не знает, так как не мог видеть смену дня и ночи. Допросы были жесткие, с применением физического воздействия. Задержанного называли при этом террористом и сепаратистом (видимо из-за того, что у него был пропуск, подписанный одним из тогдашних лидеров ополчения Стрелковым), принуждали дать признательные показания. По словам Сискевича, за время следствия его не раз перевозили с места на место. Среди прочих, он побывал и в здании управления СБУ по Запорожской области. Допросы обычно вели офицеры СБУ, но один раз – контрразведчик.

Побывал и в Харькове, где от Сискевича также требовали признания об участии в военных действиях на стороне сепаратистов. Как бывший военный инженер, он знал, каким образом можно доказать свою непричастность к «нападениям на силы АТО».

Я предложил им сделать экспертизу на наличие следов пороховых газов в моем организме, — пояснил бывший «узник СБУ». – Они сказали, что это ерунда и следы исчезают быстро. Я был удивлен, что украинские спецслужбы не знают элементарного: такие следы держатся до месяца. Никаких признательных показаний я не дал, потому что признаваться мне не в чем.

После обмена на украинских военных, попавших в плен к ополченцам, Игорь Сискевич выехал в Россию вместе с колонной беженцев.

На вопрос, чем он займется в будущем, освобожденный ответил так: «Сначала подлечусь, а там видно будет».

В финале пресс-конференции журналистам показали некоторые документы, которые сопровождали арест и обвинение Сискевича на Украине. А он сам выложил на стол коллекцию осколков от боеприпасов, в том числе и запрещенных к использованию международными соглашениями, которую он собрал во время своего драматического «путешествия».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь