Алексей Симонов: «Страна подстраивается под несуществующую ТВ-реальность»

0
450

Алексей Симонов нацелен на то, чего не мог его отец Константин Симонов во время войны и культа личности Сталина. Отец мог много: служил военным корреспондентом, писал книги, пьесы, стихи (включая знаменитое «Жди меня»). Не мог одного — свободно выражать свое мнение. За такое право каждого гражданина Алексей Симонов открыто выступает с 1991 года,  тогда он возглавил Фонд защиты гласности. В 2012 году сын сделал шаг, невозможный во времена отца — вышел из Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека.

В Сочи Алексей Симонов приехал на XVIII фестиваль журналистов «Вся Россия 2014» и рассказал «Сочинским-новостям.рф», до чего довели в России гласность.

— Алексей Кириллович, в 2010 году Вы говорили, что после выборов 2012 года следует ждать еще большего ужесточения запретов и ограничений. Реальность не превзошла ожиданий?

— Она им соответствует. За последние два года принят целый пакет законов, связанных, в первую очередь, с Интернетом. Обсуждается каннибальский закон, который, слава Богу, еще не принят, о переходе на внутренний Интернет с обособлением российского Интернета от мировой практики. Но уже приняты законы о приравнивании блогеров к средствам массовой информации, о запрете мата и другие в этом пакете…

Я считал и считаю, что выбрано энное количество не деловых и не дельных — придельных молодых людей, которые идут в Государственную Думу с мечтой о принятии закона, связанного с их именем. Возникает соревнование. А поскольку менталитет не позволяет устраивать соревнование за свободу, они соревнуются за несвободу.

Меня больше всего возмущает практическая неприменимость этих законов. Они работать не могут, потому что идиотичность сути не оправдывается необязательностью применения. Например, закон, запрещающий мат. Если была бы возможность упасти детей от мата, неужели нашелся бы в стране хоть один здравомыслящий человек, кто бы не проголосовал «за»! Но почему это надо делать на уровне закона? Это надо делать на уровне воспитания. А на уровне воспитания идет идиотизация страны, а не увеличение количества серых клеток на душу населения. Мы пытаемся воспитывать запретами, что, как правило, не получается. Со всеми законами так происходит, и это лично меня чрезвычайно беспокоит.

simonov— Центральная тема — Украина. В Сочи есть случаи, когда люди звонят туда и наталкиваются на враждебное отношение своих родных, уверенных, что главная причина украинских бед в России. В то же время россияне в огромном числе уверены, что Россия одна помогает Украине. Складывается впечатление, что и антироссийские, и российские СМИ искажают объективную картину, чтобы своим отклонением от реальности уравновесить отклоняющегося в противоположную сторону противника. Каждая сторона все сильнее гнет свою линию. В результате реальность на экранах украинских телевизоров все разительнее отличается от того, что показывают в России. Что происходит с реальностью?

— Давайте вспомним, что два наиболее успешных шоумена из российского политического бомонда Савик Шустер и Женя Киселев уехали на Украину, когда еще не было никаких серьезных конфликтов. Они себя чувствовали там значительно свободнее, чем в Москве. Иначе бы они не уехали. Не такие большие деньги им стали платить на Украине, чтобы из-за них менять дислокацию всей своей жизни. Значит, им там было свободнее. Я ездил к Шустеру на передачи, участвовал в них. Ему очень смешно было их делать, потому что это была молодая поросль депутатов, которые у него паслись в передаче, как бараны. Он ими манипулировал и выстраивал из них любые конфигурации, зная примерно, кому чем потакать, а кого чем остановить. Они были не умны. Как правило, очень распалены желанием продемонстрировать себя, болтливы. И он среди них чувствовал себя замечательно. Передача считалась очень влиятельной в Киеве… Значит, зараза идет от нас. К сожалению.

До того как возник вопрос о Крыме, российское образование и культура в течение двух-трех лет заметно занимались оболваниванием населения. Телевидение становилось все более и более независимым от общественного мнения. Они думают, что рейтинг — это общественное мнение. Но это совершенно не одно и то же. Рейтинг может быть и уровнем идиотизма. Общественное мнение — это оценки, это совсем другое. Но общественное мнение постепенно сводилось к рейтингу. И сегодня это доведено до абсурда, когда глава государства имеет 85 процентов рейтинг и все принимаемые им решения имеют зашкаливающий рейтинг, именно в связи с тем, что происходит на телевидении. Потому что телевидение создало на сегодняшний день несуществующую реальность, и страна стала под нее подстраиваться. Мы подстраиваемся под страну, которую демонстрирует нам телевидение. А не телевидение подстраивается к стране, в которой мы что-то значим.

— Вы разделяете мнение, что украинский хаос сделан в США?

— Я глубоко убежден в том, что наша пропаганда умножает силы американцев многократно, уровень их вмешательства в эти дела — многократно. Но, с другой стороны, чего мы хотим? Мы думаем, если мы такие дураки, то они умные, что ль! Они не намного умнее нас, просто у них контрольных аппаратов больше. У нас их нет совсем, а у них есть. Все-таки они каким-то образом коррелируют свои высказывания, действия с контрольным аппаратом. Иногда это выходит, иногда — нет. Вот Сноуден появился. Почему? Потому что они пытались нарушить. Но их кто-то продал, и кто-то вышел, и сразу нашлись люди, которые стали Сноудена защищать. Вы на секундочку представьте себе русского Сноудена, который появился сегодня в Москве и стал говорить о наших преступных секретах. Если его не успеют вывезти в Бенилюкс, где он будет через 20 минут? Это же катастрофа будет для него! Поэтому не надо сравнивать…

Но я вполне допускаю, что во многих вещах виноваты американцы. Потому что в свое время, когда мы развивались, они нам тоже насоветовали массу разных идиотизмов, которые в России просто не прижились. Чубайса изобрели американцы! Просто Чубайс, как истинный большевик, напитался этими соками и больше уже никуда от них не делся. Может, сейчас делся, когда у него появилась совсем другая жена совсем из другой среды. Я его видел с этой женой. Влюбленный Чубайс — это зрелище для закаленных…

— Из каких источников Вы черпаете информацию, чтобы получить сколько-нибудь объективную картину происходящего?

— У меня их очень немного. Я читаю ежедневно «Спорт-экспресс» и три раза в неделю, как она выходит, «Новую газету». Еще у меня сидит информационный отдел в моей же комнате, в Фонде защиты гласности. Они ежедневно плавают в Интернете, вылавливают нарушения все, которые есть. Поэтому большая часть новостей попадает ко мне через этот источник. Он мне понятен, я испытываю к нему безусловное доверие, иначе 17 лет он бы со мной не работал. Вот три основных источника информации.

Телевизор я не смотрю. Борюсь с женой, взявшей дурацкую привычку смотреть новости по телевизору последние полгода. Надо сказать, она устала от этих новостей, но в силу женской эмансипации продолжает смотреть. Однако я добился, чтобы это происходило не во время футбола, который я единственный смотрю по ящику.

— Наш футбол — общая боль. Что Вы думаете о натурализации иностранных спортсменов? Получив гражданство, они смогут выступать за сборную России на чемпионате мира по футболу 2018 года, как это было на сочинской Олимпиаде.

— Здесь в Сочи двое натурализованных иностранцев выиграли половину нашего золота. Это была замечательная мысль, очень своевременная, но сделать из этого систему я не рискнул бы на месте наших начальников. Потому что, с моей точки зрения, патриотизм достигается победами, а престиж государства — нет.

Я был против Олимпиады в Сочи. Мне все это кажется чудовищной липой. Мы еще с этим хлебнем горя. Потому что значительное количество сооружений после Игр всеми силами пытаются загрузить, а они не загружаются, потому что это далеко, нет инфраструктуры, и не очень хочется сюда ездить, хотя вроде замечательное место. Я его люблю… Но не футбольное место — Сочи! И не хоккейное! И то, что они разгоняют, собирают с бору по сосенке хоккейную команду, и в скором времени вновь начнут футбольную, — это все паллиативы, абсолютно не работающие альтернативы. Это — затыкание дырок идеологии путем траты физических денег. Не более того.

Те, кто наворовал на сочинской Олимпиаде, а таких людей довольно много, постарались отъехать от Сочи подальше. Поэтому заставить их раскошелиться на футбол или хоккей окажется трудно. Если не возбудить судебное производство по итогам строительства: по его ценам и результатам. Но, как говорится, выиграли Олимпиаду — и всех простили. Провели что-то вроде всеобщей амнистии. Во всяком случае, у меня ощущение, что мы возвращаться к этому не будем. Но дальше возникает вопрос: кто будет отвечать, когда сооружения начнут сыпаться? А они не могут не сыпаться, потому что наспех сделаны. Что бы ни рассказывали про современные методы, торопливое никогда не бывает прочным и долговечным.

— В субтропических лесах Черноморского побережья Игры-2014 себя уже увековечили. По ходу броуновского озеленения олимпийских объектов в Сочи завезли самшитовую огневку. Гусеница этой бабочки съела весь самшит колхидский — реликтовый краснокнижный вид доледникового времени. Ни один из крупных телеканалов не показал эту катастрофу. Зато про нашествие пауков каракуртов на Ростовскую область НТВ расписало в красках. Такая избирательная гласность не кажется Вам проявлением запущенного видового эгоизма человека?

— Среду своего обитания каждый зверь защищает по-своему. Человек в этом смысле зверь! Каракурт претендует на среду обитания людей. А бабочка претендовала на среду обитания самшита. Поэтому она была несущественна в представлении людей о своем окружении. К сожалению, вся история человечества построена на том, что человек похищает у природы право выживать.

— У гласности есть какая-то надежда выжить?

— Надежда только в человеке. Никаких других посторонних надежд нету! В человеческих коллективах на сегодня не вижу серьезной надежды. Вижу надежду только в упертости отдельного человека, не желающего уступать обстоятельствам, желающего сохранить собственное лицо и защитить собственное достоинство. А такое желание очень у многих людей пока еще есть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь