На прошедшем в конце минувшей недели в Сочи заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», как считает большинство комментаторов, центральным событием было выступление президента России Владимира Путина. Оно вызвало бурные отклики и самую разную реакцию. Бывший президент СССР Михаил Горбачев назвал его «потрясающим», официальные круги США устами своего официального представителя Госдепа Джен Псаки на сей раз обошлись какой-то уклончивой оценкой, заявив только, что «не стремятся к конфронтации с Россией», но и на компромисс не пойдут.
А некоторые думские деятели уже успели сравнить речь Путина с выступлением Черчилля в Фултоне в 1946 году, которую считают началом «холодной войны» Запада с СССР, длившуюся несколько десятилетий. Об этом сказал, например, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Франц Клинцевич. Однако уточнил для прессы:
— Только последний запустил своей речью холодную войну, а Путин хочет ее остановить.
Ряд экспертов уже предрекают, что путинское выступление может стать хитом «самиздата», в том числе интернетовского, для тех граждан стран Евросоюза, которым не нравится политика США и ЕС. Это те европейцы, коих можно увидеть на манифестациях против финансовой и экономической политики Евросоюза. Они недовольны также гегемонией Германии в ЕС и требуют возвращения к национальным валютам. Это растущая сила, в некоторых странах она обзавелась уже даже парламентскими партиями.
А обозреватель Financial Times, специально прилетевший на российский курорт послушать Путина, заметил, что его выступление было «одной из его самых ярких антиамериканских речей за 15 лет в качестве самого влиятельного политика России».
Так что же, собственно, сказал такого президент России в Сочи?
Начнем с названия. «Мировой порядок: Новые правила или игра без правил?» — так Путин поименовал свою речь.
Важное место в ней заняла оценка событий, произошедших после акции, которая в блогосфере фигурирует под хэштегом #крымнаш. В мире она получила разный резонанс: руководство многих стран, как входящих в блок НАТО, так и ряда других, посчитали ее аннексией. Кто-то воздержался от оценок, кто-то сказал, что отношения на постсоветском пространстве – это их, постсоветских стран, дело. А небольшая часть политиков (из числе тех, кто не хочет видеть США в роли «мирового жандарма») даже поддержала действия Кремля.
Так вот, о Крыме. Можно сказать, что Путин в оценках этой «операции» и не думает миндальничать с критиками внешней политики РФ, а свою думку имеет.
— Возможно, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Но я хочу сказать, медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Он у нас в стране, вообще, считается хозяином тайги. Ему в других зонах неудобно. Но он никому тайгу не отдаст, — просто и без затей заявил российский президент.
В этой связи он высказался и по «украинскому кризису» в целом. По словам Путина, «если Украина хочет сохранить территориальную целостность, не надо цепляться за какую-то деревню. Нужно прекратить кровопролитие и выстраивать диалог с юго-востоком». В то же время он недвусмысленно предупредил Запад:
— Если кто-то опять войдет в искушение в попытках использовать силу для окончательного решения украинского конфликта, он загонит его в тупик.
Он косвенно дал оценку и бывшему украинскому президенту. Назвать ее комплиментарной очень трудно. По сути, это обвинение в трусости:
— Уехал и вывел силы правопорядка. Красавец тоже, — по-простецки выразился Путин. — Не буду скрывать. Мы помогли Януковичу перебраться в Крым, который был тогда частью Украины. Янукович попросил вывезти его в Россию, что мы и сделали.
Также президент впервые в своей политической карьере открыто назвал себя националистом.
— Самый большой националист в России — это я. Но самый правильный национализм — это выстраивание действий и политики так, чтобы это пошло на благо народа, — без обиняков сказал Путин.
На этом его откровенные высказывания не закончились. Он однозначно дал понять, что всякие протестные движения ему не по душе: «Революция — плохо. Мы уже наелись в двадцатом веке этих революций. Эволюция — вот что нам нужно».
— Россия, конечно, обойдется без таких, как я, — добавил он скромно. Однако пояснил: — Для меня Россия — это жизнь. Это очевидный факт. Я не могу представить себя без России ни на одну секунду.
В то же время Путин поспешил успокоить либеральную часть российской общественности, а заодно и зарубежных лидеров, сказав что «у нас нет желания вернуться к тоталитарному прошлому. Это тупиковый путь развития… Мы не собираемся сколачивать какие-то блоки и втягиваться в “обмен ударами”. Не имеют под собой оснований и утверждения, что Россия пытается восстановить какую-то свою империю, покушается на суверенитет своих соседей. Россия не требует себе какого-либо особого, исключительного места в мире. Уважая интересы других, мы просто хотим, чтобы наши интересы учитывали и нашу позицию также уважали».
Также российский президент отправил своеобразный посыл государствам, входящим в ЕС, по весьма беспокоящей их теме.
— Если, допустим, прекратить полностью наши поставки энергоносителей в страны ЕС, мы хотим этого? Конечно, нет. Зачем нам это делать, когда это исправный клиент и платит, —подчеркнул Путин. — Но можно представить, что это произойдет по воле наших партнеров в Европе? Я с трудом себе это представляю… Отказ от российского газа убьет конкурентоспособность экономики Европы. Это я уж даже не знаю, какой колонией нужно быть Европе для того, чтобы пойти на это. Я думаю, что здравый смысл восторжествует, и до этого не дойдет.
Президент «посигналил» и американцам. В том духе, что мы вас, мол, не боимся, однако, проанализируйте свое поведение: «Я не думаю, что США для нас представляют угрозу. Я думаю, что «политика правящих кругов» США является ошибочной. Она противоречит нашим интересам и подрывает доверие к США. И в этом смысле наносит и США определенный ущерб. Подрывает доверие к США как к одному из глобальных лидеров в экономике и политике».
Вполне сенсационным можно назвать и оценку Путиным политики государства в отношении неправительственных организаций. Если верить его словам, в Кремле поняли, что наломали дров в этой сфере и могут дать обратный ход.
— Мы готовы вести диалог и вносить изменения. Вот по НКО, там многих «зачехлили», как у нас говорят, которые не занимались политикой. Ошибка. Точно совершенно это нужно исправить, — заявил президент.
Путин также признал, что в России в последние годы «наезжали немножко на демократию», однако обещал исправить положение.
Многие политические эксперты, в том числе и на Западе, уже успели заметить сходство сочинского выступления Владимира Путина с его речью в Мюнхене в 2007 году, где он впервые поднял тему опасности появившейся после развала СССР системы однополярного мира. Президент, уже комментируя эти свои выступления, пояснил, что обе речи он написал лично.
В целом, если посмотреть реакцию главных адресатов речи российского президента – лидеров западного мира и западных же СМИ, то пока не видно, чтобы она вызвала какой-то страшный переполох. Ряд изданий назвали ее «жесткой», другие – «важной». Руководители многих стран воздержались от комментариев. Возможно, выскажутся позже.
Хотя – уже пора. Или решили не заметить? А вот это – вряд ли.