Я вообще-то не из тех кто, попадая заграницу, тут же лишается зрения и способности адекватно воспринимать ситуацию. Хотя этот типаж в России весьма распространен: выехав куда-нибудь, все хвалят, заходясь от восторга, и даже если там, «за бугром», кто-то – сейчас просто фантазирую — специально плюнет им на башмаки, и то, как пить дать, расцветут блаженной улыбкой. Тем не менее, ездить туда я люблю. Ибо хорошего и интересного за рубежами хватает. А Италию я люблю особо. Но и здесь вижу то, что вызывает, мягко говоря, недоумение.
Куда спешить?
Вот возьмем автобусы. В них надо держаться крепко, потому что водители, как и их собратья в Сочи, резко рвут с места. Народ валится, но, что интересно, никто не возмущается, не кричит «эй, не дрова везешь!» и т.д.
Должно быть, дело обычное.
В США, кстати, я с этим не сталкивался. Нигде.
Еще в Италии плохо с информацией, указателями, табличками, расписаниями и пр. Если на автобусных остановках можно найти расписание движения (хотя в нем тоже надо разобраться: составлено совсем по иному принципу, чем в РФ и в других странах).
Автобус – это еще ничего, это относительно недорого. Но когда худо с информацией на железных дорогах…
Вот на них остановлюсь поподробнее, ибо нигде я не имел столько приключений. Мы, в РФ живущие, конечно, привыкли ругать РЖД на чем свет стоит. И бывает за что.
Я тоже ругал. Теперь буду реже. Ибо увидел кое-где такой бардак, что любые ситуации с РЖД – легкое недоразумение, просто забыть и все.
В нынешнем мае на вокзале Porta Nuova в Турине я полчаса искал, где стоит «мой» поезд. На табло была указана одна платформа, а служащие говорили о других, причем все – о разных. У меня сначала было время побегать, но когда до отправления осталось 7 минут – уже было не до шуток. Я, было, подумал, что тут кто-то свихнулся. Возможно – я. Но увидел панически бегающих по разным платформам итальянцев и понял, что проблема не во мне.
В конце концов, нам всем удалось найти нужный состав, когда пришел некий компетентный чин. Однако поезд стоял на пути, который не был обозначен на табло, да и служащие о нем ничего не знали. Всех сбило с толку и то, что это не был фирменный состав Freccia Rossa, а серо-голубой поезд с «региональной» раскраской. Фирменный, говорят, сломался и укатил в депо, а вместо него прислали более скромный состав. Но об этом, повторяю, никто не знал, включая справочную службу!
Состав опоздал в Рим на 20 минут. И вместо 25 минут на пересадку на региональный поезд, который следовал в Анкону, у меня осталось всего 7. А римский вокзал Тибуртина не мал. Я побежал по тоннелям, попутно озираясь в поисках табло, чтобы узнать, где находится следующий состав. «Свой» я вычислил только по времени отправления, ибо в информации номера поездов и направления обозначены не были. Возможно, вокзальный программист просто забыл их «загрузить».
На место я доскакал в тот самый момент, когда в него погружались последние пассажиры. Это был региональный поезд второго класса, и только тут я понял, почему в билете не указаны ни номер вагона, ни место. Потому что мест не было. Вернее, там имелись кресла, но они все были заняты. В них сидели далеко не местного вида люди, в основном из Африки, а также из Азии. Они, похоже, подсели на вокзале Термини, который в Риме считается главным.
Бывалые итальянцы разбрелись по тамбурам, чтобы в них прикорнуть на своей поклаже, а молодежь уселась прямо на полу. Потому что и в вагонных проходах мест не было. И мне каждый раз приходилось поднимать свою «тележку» над головой, когда кто-то протискивался в другой вагон или в тамбур. Время было уже вечернее, и вскоре я сделал еще одно открытие, когда примерно через час иммигранты начали потихоньку выходить из поезда на разных станциях. Видимо, они едут после рабочего дня, вот почему состав так набит. А выходят подальше от города, потому что там аренда жилья дешевле.
Эти открытия меня немного успокоили, тем более, что вскоре появилось свободное место, и я смог разместиться почти комфортно и даже не обращать внимания на духоту (кондиционер не работал, а окна были задраены).
Тут пришел контролер. Я спокойно протянул ему билет.
— Синьор, не порядок, — сказал он, покачав головой.
— А в чем дело?
— У вас нет отметки электронного компостера…
— Как нет? Я ее сделал в Турине!
— На Тибуртине надо было сделать еще одну отметку.
— Но ведь билет единый!
— Единый, но это уже другой поезд.
— Так я бы все равно не успел сделать отметку, «Фречаросса» опоздала.
— Сожалею, синьор, но придется оплатить штраф.
Пришлось.
Обратный путь был относительно благополучным, и уже в нынешнем ноябре, с учетом своего прошлого опыта, в сторону Анконы уехал другим маршрутом, а назад захотел вернуться прежним. Хороший знакомый из Сполето в предпоследний день моего там пребывания покатал по разным древним городкам, и в процессе этого путешествия я предложил пораньше заехать на вокзал за билетом.
— Куда спешить? — сказал знакомый. – Кассы работают долго, а билеты есть всегда!
Где-то к пяти вечера, после длительной экскурсии, мы заехали на местный вокзал. Кассы были закрыты.
— Первый раз такое, клянусь! — сказал мой гид.
Я поверил, потому что он вообще-то человек надежный. Разве что иногда приходит не в то время, о котором договаривались. Но здесь это нормально. Я хотел сказать – тоже нормально.
— Может, в автоматах купим? — спросил я.
— Они только для ближних поездов, — пояснил знакомый. – К тому же я в них не разбираюсь. А знаешь что, поехали в агентство, мы ведь прошлый раз там билет брали, помнишь?
Приехали в агентство, которое находится на главной здешней площади.
— Моему другу из России нужен билет до Милана, — сказал знакомый со значением.
— А мы билеты не продаем, только принимаем предварительные заказы, — сказала администратор.
— Как это? Мы полгода назад брали билет у вас! – напомнил мой провожатый.
— Да, но это было, как вы правильно сказали, полгода назад, — пояснила она. – А теперь билеты продают в другом офисе.
Администратор назвала адрес.
Приехали туда.
— Банковские карты не принимаем, только за наличные, — сходу заявила кассирша.
— А где банкомат?
— Два квартала отсюда, рядом с рестораном.
— Надеюсь, он обслуживает международные карты? –осведомился я, ибо уже имел печальный опыт на эту тему.
Кассирша кивнула.
К счастью, так и оказалось.
О страшном
Это все еще цветочки. В Милане со мной случилась куда более драматичная история. Было это по весне на вокзале Milano Cadorna, куда я прибыл заранее, чтобы уехать оттуда в аэропорт Малпенза. Купил билет на ж.д. экспресс, рассмотрел на табло платформу и путь, ну и пошел туда. У той платформы стоял один поезд, других там не наблюдалось. Спросил время отправления у проходящего мимо служащего. Все точно — 16.58. Значит, поезд «мой».
Раньше уже ездил этим маршрутом, и когда за окном замелькали знакомые станции, окончательно решил, что все нормально. Встревожился я лишь тогда, когда увидел что расчетное время движения уже превышено на 10 минут. К тому же, вокруг была незнакомая местность. Я спросил у пассажиров, куда идет состав. Оказалось – «не туда», он уже свернул на другую ветку. В панике выскочил на ближайшей станции. Туда уже прибывал поезд, который шел в обратном направления – на вокзал Кадорна.
Кинулся за билетом, а там только билетные автоматы, с которыми надо изрядно повозиться, а времени уже нет. Через подземный переход двинулся на нужный путь, вошел в вагон, нашел контроллера и объяснил ему ситуацию. Он оказался добрым и понимающим человеком (что в Италии не редкость, а предыдущий контроллер – не в счет) и сказал, что я могу ехать и так, поскольку билет мой стоит вдвое дороже, чем на этом маршруте. И получается, что я уже заплатил, время действия билета еще не закончилось, а он предупредит начальство, что и как.
До Кадорны я добрался часа через полтора (в пути были непредвиденные технические остановки) и купил новый билет на аэроэкспресс, хотя понимал, что уже дико опаздываю. И вот тут я и нашел тот самый состав.
Он стоял не в общей линейке поездов, прямо у вокзала, а куда дальше. К тому же его заслоняло здание офиса скоростных железных дорог. Вот почему я не увидел его в первый раз! Причем, с учетом этого явного нарушения логистики, к стоянке поезда не было никаких указателей. О том, что это именно он я узнал от служащего. На самом составе надпись Malpensa Espresso была выполнена мелким шрифтом, а выше – уже огромными буквами, название компании, которое ни о чем не говорило.
В общем, на самолет я опоздал, что обернулось большими финансовыми издержками. Пытался дозвониться в швейцарскую компанию, где застраховал свои билеты. Тщетно. Уже потом выяснил, что у них по пятницам и выходным «короткий день», до 17.00.
Di la, di qua
В «крайний» свой приезд в эту красивую страну, уже наученный горьким опытом, я отправился на вокзал еще раньше, чтобы в случае неразберихи было время для маневра. К тому же, на этот раз меня подстраховывал друг-итальянец, живущий в Милане с детства. Мы купили билеты (до этого изрядно побегав, так как кассы «аэроэкспресса» находились в каком-то глухом флигеле, а миланский вокзал Centrale огромный).
Ну, не важно, времени было полно. Потому решили прогуляться. За полчаса до отправления поезда вернулись. Однако сначала надо было забрать багаж.
— Багажное отделение на два уровня вниз, — уверенно сказал друг.
— По-моему не там, — возразил я.
— Послушай, я тут живу, и много раз ездил отсюда, встречал и провожал друзей, доверься мне, — заявил он.
Мы пошли искать. Через некоторое время мой итальянский друг заблудился. Впрочем, я это понял еще раньше, когда он указывал рукой то в одно направление, то в другое. Сопровождалось это словами “di la!” (туда!), “no, di qua!” (нет, сюда!). В конце концов, я настоял на своей версии и мы нашли то, что нужно.
Мой друг, видимо, чтобы скрыть конфуз, воскликнул:
— Голову бы оторвать архитектору, который это придумал!
— Ну вокзал-то старый, и видно, что его модернизировали, —пробормотал я.
— И тому, кто модернизировал – тоже!
Затем пошли смотреть, на какой путь прибудет аэроэкспресс. Обошли штук десять электронных табло, но там была только информация о поездах, направлявшихся в другие города.
— Пойдем туда, где брали билет, — предложил друг.
Пошли. Кассирша сказала, что поезд будет на втором пути первой платформы.
Нашли платформу. Поезда не было видно. «Похоже, повторяется прошлая история», — подумал я про себя с некоторой тревогой.
Оказалось, тут все устроено, как на вокзале Кадорна. Состав стоял левей, на особых путях, вдалеке от других поездов. Вдоль него уже выстроились пассажиры. Меня насторожило, что в вагонах не горит свет, но я промолчал. Настало время отправления. Состав стоял. Пассажиры тоже.
Потом, когда уже прошло минут двадцать, как он должен был быть в пути, «аэроэкспресс», все так же, не зажигая огней, издав гудок, отъехал. Пассажиры заметались по платформе, спрашивая друг друга: а что это было? На электронном табло информации о следующем рейсе не было никакой.
Мой друг страшно разнервничался: «Как это может быть? Где чертово расписание? И почему они ничего не объявляют? О, мадонна!»
Тут на платформе нарисовался железнодорожник. Друг кинулся к нему с вопросами. Служащий сказал, что ничего не знает. Друг не отставал. Тогда железнодорожник достал свой айфон и стал искать в нем расписание.
— Ничего утешительного, синьоры, — сказал он, пряча устройство обратно в карман. – Следующий поезд будет только через два с половиной часа. Вам нужно ехать на вокзал Кадорна, а то опоздаете в аэропорт.
— Но разве аэроэкспрессы не ходят каждый час? По-моему так, —уточнил я.
— Нет, нет, каждый час только с Кадорны, — уверенно заявил железнодорожник.
— О боже, о мадонна! — запаниковал друг. – Надо было ехать автобусом, я же говорил! Что тут у них творится! О дьявол, уже и автобусом не успеем! Делать нечего, надо ехать в Кадорну!
— Подожди, помнится, кассирша сказала, что в 16.25 будет еще поезд в аэропорт…
— Я такого не помню, — засомневался друг. – Ты точно это слышал?
— А откуда у меня в голове взялись эти цифры?
— Но тот тип сказал, что.. – начал было миланец.
— Знаю… Но давай подождем.
— Ну, если ты уверен, — нерешительно протянул друг.
И он-таки пришел. И даже ушел почти по расписанию.
Я был счастлив. Достал фотоаппарат и стал снимать убегающие виды.
Напротив сидели два итальянца и обсуждали ситуацию.
— Одна женщина, иностранка, мне сказала: почему у вас так плохо с информацией? Ничего не найдешь! — рассказывал приятель приятелю. – Вот никогда не ездил в аэропорт, самолетами не летаю. А сегодня увидел, что она права. Что об этом думаешь, Микеле?
Микеле думал недолго.
— Это дурацкое правительство виновато. Посмотри, кто там сидит, — ответил он. – И еще этот проклятый Евросоюз. Туда ведь наши налоги идут, разве нет? Мы бы давно сами навели порядок, если б фрау Меркель из нас все деньги не вытряхивала.
А вообще итальянцы в массе своей очень приятные люди. Без шуток. Я их люблю.
P.S. Итальянцы сами любят над собой посмеяться. Этот ролик — лучшее тому доказательство.