Благотворительный показ документального фильма «Блеф, или С Новым годом!» в кинотеатре «Люксор» IMAX в Сочи завершился молчанием. Речь в фильме шла о жизни – вернее, существовании — детей-сирот в современных детских домах. Люди в зрительном зале с трудом приходили в себя: эмоции захлестнули до комка в горле. Приехавшие на обсуждение авторы и консультанты фильма надеялись во время обсуждения подтолкнуть к решению проблемы, пусть даже в одном отдельно взятом городе страны. Но цели собравшихся и приехавших не совпали. Проблема, свидетельствующая о нравственной деградации общества, ни на шаг не продвинулась к своему решению на главном курорте страны.
Если совсем коротко, то фильм еще раз напомнил всем собравшимся о том, что социальное сиротство — свидетельство не только нравственной деградации современных мамаш и папаш, но и безграмотного и равнодушного отношения к детям в госсистеме, специально созданной для тех, от кого отказались родители.
Автор сценария и режиссер фильма Ольга Синяева старается быть объективной. Детские дома в России спрятаны за высокие заборы, у ворот поставлены охранники, имеющие четкие указания не пропускать на территорию посторонних. Тем не менее, воспитатели и нянечки — в общем-то, милые женщины — стараются добросовестно выполнять свои обязанности. Но для них это всего лишь повседневная работа. Да и дано ли простому смертному ежедневно надрывать свою душу в борьбе за жизнь и здоровье чужого больного ребенка?
А больны в детских домах все: больны, потому что из-за отсутствия любви близких они не могут полноценно расти и развиваться. Образ укачивающего себя ребенка рефреном проходит через весь фильм. От этого — мечущегося по кровати ребенка — становится не просто страшно. Боль и безнадежность пронизывает все в этом фильме и «выливается» с экранов в зал на тех, кто был или не был готов к таким откровениям. В завершение фильма — окончательный приговор: кардинально решать проблему сиротства в стране никто не торопится. Системе это невыгодно: она должна функционировать и себя содержать. И машина изо дня в день крутится… за счет жизни и здоровья попавших в эту систему малышей.
Фильм – еще одна попытка достучаться до тех, кто может взять из детского дома в свою семью хотя бы одного ребенка. Забрать малыша из системы, чтобы дать ему возможность стать человеком, не потерянным ни для себя, ни для общества.
В свое время сама Ольга Синяева — автор сценария и режиссер фильма, мать двоих детей – именно так и поступила: взяла из детдома третьего малыша. «Взять всех не смогла». Чтобы помочь остальным детям, сняла этот фильм. Но даже это — снять фильм, чтобы подтолкнуть к решению страшной проблемы — сделать было непросто.
— Скрытой съемки не было — это было одно из моих правил. Система серьезно сопротивлялась, но у меня была хорошая группа поддержки, которая писала письма в разные инстанции. Мы пытались «продавливать» при помощи разрешений. Когда пыталась подойти поговорить с бабушкой, пришедшей на встречу с внуком, ко мне подбегал возмущенный директор детдома или представитель опеки, понимая, что люди могут что-то лишнее рассказать. Многие руководители так и заявляли: «У нас не тюрьма, но закрытое учреждение». Считаю, что мне Бог помог — люди шли на контакт, и я смогла снять «всю подноготную», — рассказала Ольга Синяева.
Известная актриса и руководитель фонда «Обереги Будущее» Ольга Будина приехала в Сочи, чтобы поддержать продвижение фильма на большой экран, а также помочь «разбудить общественность». Как рассказала сама актриса, совмещать актерскую профессию с работой в созданном ею пять лет назад фонде ей удается с трудом. Уже почти год она не играет в театре, не снимается в кино. Актриса в зале была одной из тех немногих, кто, зная проблему изнутри и снаружи, был готов не только критиковать, но и предлагать реальные шаги решения проблемы.
— Центральные каналы не заинтересованы в прокате этого фильма, так как люди не хотят ни видеть, ни слышать об этой проблеме. Но дело даже не в продвижении фильма, а в продвижении решений этой проблемы. Люди ждут, что кто-то решит эту проблему за них. Не решит. Начать каждый должен с себя: что я могу сделать, чтобы кому-то не стало еще хуже? Сейчас во многих городах создаются Центры семейного устройства, которые ведут работу с родителями, готовыми взять детей на воспитание. Эти центры — связующее звено между ребенком из детдома и его будущими родителями. Выпускник советского детского дома Александр Гезалов – автор различных обучающих семинаров, направленных на решение проблемы социального сиротства. Он готов приехать в ваш город, чтобы провести работу как со специалистами, так и потенциальными усыновителями. Мы хотим исправить ситуацию в стране и понимаем, что должны вести диалог с людьми, реально влияющими на ситуацию. К решению этой проблемы нужно подключаться всем: и простым людям, и органам власти, и общественным организациям. Поэтому на просмотр этого фильма в вашем городе были приглашены многие руководители. Мы очень надеялись, что такие люди будут в зале и наш разговор будет более конструктивным. К сожалению, этого не произошло.
Как пояснили организаторы, приглашения на просмотр фильма и обсуждение были отправлены главе города Анатолию Пахомову и его заместителю по социальным вопросам Ирине Романец, руководителям и специалистам управления образования и науки и управления по вопросам семьи и детства, представителям общественных организаций и бизнесменам, занимающимся благотворительностью, студентам социальных факультетов вузов и многим другим.
Прийти на трудный и явно нелицеприятный для властей любого ранга разговор от городской администрации духа хватило только у начальника управления по вопросам семьи и детства Нонны Кардавы. И она не стала отрицать, что поднятые в фильме проблемы, действительно, есть. Как руководитель критикуемой системы она пыталась защитить сотрудниц органов опеки и обозначила тот комплекс проблем, с которыми им приходится сталкиваться.
— То, с чем мы каждый день сталкиваемся, своими силами мы изменить не можем. Я не могу до конца ассоциировать свое ведомство с тем, которое показано в фильме. Мы до конца боремся за то, чтобы родители оставались с детьми, и забираем ребенка только тогда, когда пьяные родители не в состоянии позаботиться о нем. Через неделю после этого, когда мы ждем их для разговора, — приходят единицы. Большинство из таких родителей делает все, чтобы ребенок оставался в подвешенном состоянии в детдоме, чтобы не ушел в другую семью. Многим из них все равно даже тогда, когда выросший ребенок возвращается в родной дом. Такие родители остаются совершенно безнаказанными, и ничего невозможно с ними сделать – у нас нет механизмов для работы с такими родителями. В нашем регионе, в отличие от многих, работает патронатная система воспитания. Но многие ли согласны брать детей? Сейчас у меня сложная ситуация: не оставившие своего внука 70-летние дедушка и бабушка просят меня найти для него семью, так как не хотят умереть, понимая, что их внук не пристроен. Я второй месяц рассказываю всем о нем, но не могу найти ему новую семью. Я приглашаю всех: у нас не хватает специалистов — приходите к нам работать или хоть что-нибудь сделайте для таких детей, — не скрывала эмоций Нонна Кардава.
Консультант фильма Александр Гезалов — выпускник детского дома, позднее ставший успешным предпринимателем, — занялся решением проблем социального сиротства в 1999 году после того, как узнал, что остался единственным из своего выпуска. Остальных уже нет в живых. Сегодня он не только материально помогает выпускникам детдомов, но и много пишет. Он рассказывает подросткам из детдомов «Просто о сложном», дает своеобразную «Шпаргалку для добровольцев», прошедших через «Соленое детство». Автор всех этих книги создает и проводит обучающие семинары и готов помогать как «трудным детям», так и потенциальным родителям и специалистам органов опеки.
— Ребенок не должен находиться в системе — у всех детей должна быть семья. Сегодня, к сожалению, профилактика семейного неблагополучия в стране находится на низком уровне. Из-за слабого взаимодействия страдают все. Отдельно взятые органы не выполняют возложенные на них функции. Пока приоритетом государства не будет семья и детство — все останется на прежнем уровне. Гражданское общество должно обратить внимание людей, обременённых властью, на эту проблему, — уверен Александр Гезалов.
Благородный порыв авторов, продюсеров и экспертов фильма никого не оставил равнодушным. После того как люди пришли в себя, они начали говорить, многие — сквозь слезы. Одни говорили о том, что пережили, оставшись без родителей, другие — о том, как воспитывали усыновленных детей, третьи выражали негодование по поводу «ада в детских домах». Все благодарили за фильм. Все повторяли: проблему нужно решать.
В этот день в зале, кроме журналистов, были, в основном, пенсионеры… Пожилых людей организованно вывезли на просмотр фильма с многообещающим названием «Блеф, или С Новым годом!».