Юные робототехники Беларуси привезли на Всемирную олимпиаду роботов в Сочи роборозу. Искусственная роза под искусственным ветром опускает лепестки – как в книге «Маленький принц». Тем временем взрослые участники форума роботизировали биографию автора книги: военный летчик Экзюпери погиб в полете — сегодня он мог бы управлять боевым беспилотником с земли. Но стал бы он в таком случае Экзюпери? Сумел бы остаться человеком?.. Три дня ученые, политики, коммерсанты искали людям место среди роботов, гаджетов, девайсов.
В решении многих задач, особенно промышленных, роботы сильнее, выносливее, быстрее, точнее, зорче, неприхотливее нас. Людское несовершенство тормозит технический прогресс. Развитие технологий упирается в социальную миссию государства.
— По указанию Путина образован фонд развития моногородов. Он должен создавать рабочие места. Я был одним из разработчиков программы. Мы столкнулись с противоречием. Если создавать высокотехнологичное производство, надо использовать роботов. Но тогда как нам задействовать людей? – рассказал на одном из «круглых столов» «Дней робототехники в Сочи» директор программ по лидерству Сколковского института науки и технологий Максим Киселев.
Российское будущее крепко связано с роботами, о чем говорит и основная тема олимпиады «Роботы и космос». Тему на правах хозяйкиWRORussia 2014 задала наша страна.
— Президентом утверждены основы государственной политики в области космоса. Цель – высадка человека на Луну к 2030 году. Без роботов решить такую задачу невозможно, — сказал заместитель руководителя федерального агентства «РосКосмос» Денис Лысков.
В ходе встречи российского министра образования и науки с работодателями Ракетно-космическая корпорация пожаловалась на избыток выпускников вузов и недостаток классных рабочих. Их на заводах готовят самостоятельно. Часть инженеров переводят в операторы станков с числовым программным управлением. А чему инженер пять лет учился, того не требуется.
— В Советском Союзе поступали в вузы 25 процентов выпускников школ, сейчас — 80 процентов. Многие получают высшее образование по желанию родителей. Отсюда профанация. Сорок процентов выпускников вузов трудятся на рабочих местах, не требующих вузовской подготовки. Нужен ребрендинг среднего специального образования. Сегодня, когда пробел в знаниях можно заполнить подсказкой в Интернете, становится ясно, что образование вторично по отношению к деятельности. Главное – умение работать в команде, приносить пользу. Робототехника позволяет выстроить систему формирования деятельности: от развития мелкой моторики и пространственного мышления в младших классах до умения проектировать и воплощать проекты в старших классах, — сказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
По мнению ректора Санкт-Петербургского университета информационных технологий, оптики и механики Владимира Васильева, рука робототехники вытянет инженерно-техническое образование в России.
Эта рука поборется с родительской волей, толкающей детей в вузы. Младшим школьникам планируют подбрасывать девайсы, которые будут исподволь профориентировать. Благодаря мудрой начинке девайсов дети полюбят рабочие профессии и не позволят взрослым сбить себя с истинного пути.
Работодатели обсудили с Минобразования перекосы и детдомовского воспитания. В детдомах, особенно в богатых регионах, перестарались с заботой и опекой. Так как пол и посуду моют нанятые люди, дети не приучены себя обслуживать, в турпоходе требуют «туалет на горе». В Москве детдомовец до 24 лет получает ежемесячное пособие 25 тысяч рублей. За труд начинающий работать молодой человек получает обычно меньше. Однако Минобр не хотел бы инициировать непопулярные меры в отношении детей. Заместитель министра образования Вениамин Каганов призвал к этому общественность, заметив: «Вместе зашли – вместе и выходить».
Руководитель школьного кружка робототехники Дмитрий Штанахин из Москвы предложил развивать детское роботворчество на отечественной элементной базе, чтобы не кормить зарубежную фирму «Лего», не государственный это подход.
«Дни робототехники в Сочи» прошли в олимпийском медиацентре, построенном с удивительной прозорливостью. Это огромный ангар, где в будущем смогут передвигаться роботы размером с Кинг-Конга. Такая архитектура подавляет и без слов говорит человеку: ты здесь не главный.
На форуме была выражена дискуссионная мысль: человечество прошло точку невозврата в развитии робототехники, наша зависимость от массовых технологий уже сделала людей подвластными.
По мнению аналитиков, самую болезненную, плохо управляемую фазу переворота, приведшего глобальное общество под власть машин, мы прошли. В 1987 году американская ракета сбила иранский самолет, зенитный комплекс произвел боевой пуск сам, без участия человека. Сегодня американские беспилотники не допускают такие сбои. Стрельбу по террористам или мирным гражданам ведут живые операторы с роботизированной моралью, но пуски не бывают случайными.
— Ничего нового в дронах, летающих над Ближним Востоком, нет вообще. Они безопаснее другого высокотехнологичного оружия, так как постоянно находятся под контролем оператора. Сейчас активно начал подниматься другой вопрос… XV век, битва при Азенкуре, цвет английского рыцарства против французского. Рубили люди друг друга. В результате обе нации оказались сформированы. Военные столкновения формируют нации. Нашу нацию — Россию — очень сильно сформировали две мировые войны. Каким образом боевые действия с помощью боевых дронов будут формировать нации в будущем? Думаю, значение военной истории очень сильно изменится с появлением комплексов, позволяющих вести удаленные боевые действия, не прибегая к личному мужеству и героизму. Банально психология общества изменится. Она сейчас уже начинает меняться, — считает руководитель робототехнического центра «Сколково» Альберт Ефимов.
Главная угроза кроется не в роботах, а в создателях. По наблюдению Альберта Ефимова, у большинства робототехников, что бы они ни делали, «танк получается». У изобретателя нет внутренней этической «кнопки», чтобы нажать ее и остановиться. Он склонен наращивать разрушительную мощь робота до предела возможного.
Преподаватель Сколтеха Дмитрий Цецерюкоу Тоехаси вглядывался в перспективу через очки дополненной реальности (гугл-гласс) и другие носимые киберустройства. Гугл-гласс (замена смартфона, его слияние с человеком) уже используется в США в тестовом режиме. Экран над правым глазом подключен к человеческому организму и к Интернету, управляется голосовыми командами. От подобных очков недалеко до чтения мыслей. Вероятно создание массовой технологии улавливания альфа- и бета-волн мозга, что позволит правительствам знать, как настроены граждане, позитивно или негативно, и через Интернет управлять этим настроением. Причем гасить плохие волны будут в автоматическом режиме: живых операторов хорошего настроения на всех граждан не наберешься.
В организме больных и здоровых людей ожидается рост числа механических протезов и электронных чипов под предлогом повышения качества жизни.
— Но в будущем сможем ли мы смотреть на такого человека, как на человека? Где грань, за которой человеческий по преимуществу организм перейдет в по преимуществу кибернетический? Останется ли он под гражданской юрисдикцией или его надо будет признать машиной? За счет чего человек будет повышать способности? За счет дополнительных устройств или за счет личных способностей? Все эти важные этические вопросы остаются открытыми, — сказал Дмитрий Цецерюкоу Тоехаси.
— В робототехнике человек реализует подсознательное желание стать Богом. В Библии творец создает человека по своему образу и подобию, и так же человек творит робота. Иначе для чего антропоморфные роботы? Зачастую они менее эффективны, чем роботы, не похожие на людей, — заметил Петр Левич из Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково».
Представление о власти машин в виде человекоподобных монстров — утешительный самообман: мы полагаем, что порабощение будет похоже на приход Терминатора, а пока его нет, мы правим миром. В действительности машине чужды наши образы и логика. Бунт роботов, судный день придуманы, чтобы кино было интересное. Но роботу ни к чему интрига. Самый неуязвимый робот представляет собой систему, обслуживаемую людьми и меняющую вкусы общества для подчинения себе его интересов. Покушение на такого робота означает покушение на себя.
Суть происходящего затемняет еще один ложный стереотип: якобы для установления господства над людьми роботам необходим искусственный интеллект, злой умысел. Это допущение основано на преувеличенной роли разума. В новейшей истории человек носится со своим разумом, как дурак с писаной торбой. Мы дорожим своей монополией на сознание, опасаемся конкурентов и завистников. Между тем, биосфера Земли управляется без участия человеческого разума гораздо эффективнее техносферы.
Как говорят о нашем времени православные, «мы позже, чем думаем». Мы смотрим кино про грядущий бунт машин, тогда как в реальности они уже у власти. Массовые технологии осуществляют массовый переход населения в киберпространство. Быстрее или медленнее, все мы туда идем, только одни вперед головой, а другие вперед ногами. В последнем случае человек оборачивается назад к природе, но это тоска удаляющегося.
Роботизация все глубже пронизывает разные сферы деятельности. Например, роботы-журналисты пишут биржевые и спортивные новости. Специалисты «Сколково» не исключают, что популярные газетные колумнисты могут быть робототехническими компиляциями цитат из Интернета.