Не так давно городские власти заявили, что в Сочи планируют построить мусоросжигательный завод. Эта новость поставила окончательный крест на последней надежде довести до ума принцип «ноль отходов». По мнению многих специалистов, это все еще возможно и не слишком дорого. Впрочем, если внимательно взглянуть на попытки города реализовать Zero Waste, станет понятно, что никто этого сделать особенно и не пытался.

Zero Waste по-сочински

То, что с существовавшими в Сочи городскими свалками необходимо срочно что-то решать, экологи говорили еще тогда, когда про Олимпийские игры здесь никто даже не слышал. Один из старейших полигонов в Адлерском районе на момент получения Россией права на проведения Игр полностью себя исчерпал. А свалка в окрестностях Лоо разрасталась пугающими темпами, вызывая бурю протеста у местных жителей и отравляя токсичными стоками реки и море.

Нормальное обращение с отходами, принятое во всех цивилизованных странах мира, – одно из требований Международного олимпийского комитета. Поэтому работы по рекультивации сочинских свалок были включены в программу строительства олимпийских объектов. Переход Сочи на новую систему обращения с отходами преподносился как одно из преимуществ проведения Игр. В длинном списке плюсов на тему «что нам дала Олимпиада» Zero Waste стоял чуть ли не на первом месте. Сочи должен был стать первым городом в России, в котором будет реализована уже давно принятая в других странах система обращения с отходами, — но так и не стал. Как обычно, что-то пошло не так…

Мусоросортировочный комплекс, построенный на объездной, тоже стал первым в России. На сайте предприятия сказано, что завод построен по самым современным технологиям и оснащен оборудованием, которое соответствует всем современным стандартам. Как заявил председатель правления сочинского СМК Олег Шияновский в интервью одному из деловых изданий, общая стоимость проекта должна составить 2, 72 миллиарда рублей.

Однако те, кто хотя бы поверхностно знаком с принципом Zero Waste, знают, что начинается он не со строительства суперсовременных и дорогостоящих предприятий, а с установки на улицах города контейнеров для раздельного сбора отходов и организации пунктов приема вторсырья. Они в Сочи так и не появились. И мы, по сути, стали первым городом мира, в котором была изобретена своя вариация «ноля отходов» — мусор сортировался на суперсовременном комплексе и вывозился в брикетах еще на одну свалку, в Белореченск. Вскоре выяснилось, что это, оказывается, дорого.

Таинственные миллионы

Один из плюсов Zero Waste не только забота об экологии, но и возможность зарабатывать на мусоре – продавая вторсырье. Сочинская схема оказалась не просто убыточной, а катастрофически убыточной. В 2013 году резко поднялся тариф на вывоз мусора. По официальной информации – это мера вынужденная и связанная с тем, что перевозка брикетированного мусора на свалку в Белореченск обходится очень дорого. Однако и это не помогло. Сочинское Спецавтохозяйство (САХ) с переходом на новую схему пришло к убыткам.

В последние дни 2014 года депутаты собрались на внеочередную сессию Городского Собрания. Никто из журналистов на нее приглашен не был. Получить какую-либо официальную информацию о том, что там обсуждалось, нам не удалось. Однако, как удалось выяснить, на ней было принято решение о перечислении МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» 600 миллионов рублей на погашение убытков. На 300 миллионов «похудел» бюджет города и еще 300 — было выделено из краевой казны. Причем, на каких именно условиях (безвозмездное поступление или кредитование), так и осталось непонятно. Однако таинственность, которой окутано это решение, позволяет склоняться, скорее, в пользу второй версии.

В январе «Сочинские новости.рф» отправили официальный запрос в Городское Собрание Сочи, в котором просили дать подробную информацию о принятом депутатами решении, касающемся изменений в городском бюджете. Однако ГСС запрос не прокомментировало и перенаправило его директору городского департамента по финансам и бюджету Сергею Щербинину. Поскольку проект решения о выделении средств разрабатывался и вносился им. Ждем ответа.

А в перспективе, я скажу…

На очередной сессии Городского Собрания, состоявшейся уже в присутствии журналистов, глава города Анатолий Пахомов сообщил о необходимости появления в Сочи мусоросжигательного полигона.

Мы давно искали площадку для размещения полигона для сжигания ТБО, — заявил он. – Жители выражали свой протест, устраивали митинги. Поскольку к нам в последние годы было приковано всеобщее внимание, мы шли на уступки. Но сегодня тем, кто был против появления полигона, придется с этим смириться. А в перспективе, в Сочи будет построен мусоросжигательный завод.

Получается, угробив на «ноль отходов по-сочински» огромные деньги налогоплательщиков и потребителей, город собирается вернуться к тому, с чего все и начиналось.

Многие наверняка помнят старый мусоросжигательный завод, дымивший в свое время на объездной. Общественники не раз говорили о вреде, который предприятие наносит экологии курорта. Завод был закрыт и снесен. Сегодня в одном из интернет-каталогов предприятий нам удалось найти забавную информацию о том, что «завод закрыли, потому что дым от него закрывал половину города». Возможно, в этом есть какая-то доля правды.

Технологии мусоросжигания считаются во всем мире считаются одними из самых опасных для окружающей среды. Некоторые специалисты даже называют этот метод «экологическим безумием». Из наиболее опасных последствий экологи называют попадание в атмосферу ядовитых веществ, возникновение у населения близлежащих районов опасных для жизни заболеваний, загрязнение почвы токсичными шлаками. Но самое главное, большинство из них отмечают, что точных исследований о масштабах последствий вредных веществ, полученных в процессе сжигания отходов, нет или они выглядят более оптимистично, чем реальная картина.

Если бы в Сочи была налажена система раздельного сбора и переработки мусора, никакого завода не потребовалось, — считает эколог Сурен Газарян. — Современные технологии позволяют почти полностью перерабатывать мусор, остатки можно вывозить за пределы Черноморского побережья. На СМК сегодня извлекается около 10% от всего городского мусора. Остальное некуда девать. Это позорный показатель, уровень 70-х годов прошлого века. Проблема в том, что найти сторонних инвесторов на глубокую мусоропереработку в России практически нереально, и эти технологии дороги, хотя со временем окупаются. Но если речь идет о государственных деньгах, то гораздо рациональнее вкладывать их в экологически чистые и рентабельные технологии.

Где деньги, Зин?

По информации главы города, 40% от тарифа, который оплачивают сочинцы, уходит СМК. Напомним — самого дорогого в России тарифа. Значит, предприятие могло бы развиваться и увеличивать мощности. Хотя инспекция свалки в Белореченске, которую проводили члены Эковахты в 2013 году, заставляет еще раз задасться вопросом: за что мы, собственно, платим?

«Жителей Белореченска, возмущенных появлением сочинских отходов, убеждают в том, что на полигон будут свозить исключительно безвредные «хвосты», оставшиеся после извлечения полезного вторсырья.

В том, что это обыкновенное вранье, убедились активисты ЭкоВахты, которые провели инспекцию свалки возле села Верхневеденеевского. Они обнаружили, что туда сваливают обычные смешанные бытовые отходы без малейших признаков отсева полезного вторсырья. В разорванных биг-бэгах присутствовали пластик, металл, электропроводка, картон, а также всевозможные органические отходы — пищевые отбросы, просроченные продукты из магазинов, отходы животноводства (шкуры и требуха забитых животных).

Поразило также наличие в мешках опавшей листвы и отходов садовой обрезки. Для чего из Сочи за 350 километров нужно возить собранную на улице опавшую листву и ветки — самая главная загадка программы «ноль отходов» в ее кубанском исполнении. При том что расходы на абсурдное перемещение органических отходов, которые можно было бы утилизировать на месте, возложены на самих жителей Сочи: тариф за вывоз отходов увеличился в два раза с 74 рублей до 134 рублей», — говорится в отчете Экологической вахты, опубликованном на ее сайте.

По сути дела, довести до ума уже показавший положительные результаты во всем мире принцип обращения с отходами в Сочи — возможно. Вопрос об этом поднимался на конференции «Постолимпийский Сочи». Там же специалисты говорили, что нам еще необходимо сделать: запустить линию по биокомпостированию отходов, установить раздельные контейнеры для сбора мусора, организовать в микрорайонах пункты приема вторсырья и — самое главное -разъяснить населению, почему это важно и нужно, и как сможет заработать на мусоре город и каждый из его жителей. Все это до сих пор остается реальным и не требует фантастических вложений. Однако пока на Zero Waste по-сочински мы только потеряли и ничего не приобрели.

Сочинская схема вытянула из бюджета сотни миллионов рублей, предположительно завела город в кредит, заставила потребителей оплачивать мусор по максимальным расценкам и привела в протестам в Белореченске. Но самое главное, это даже не финансовые вложения, а все-таки перспектива. А она у нас, сами понимаете, какая.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь