Ольга Александровна Романова (1882-1960), младшая дочь императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, сестра императора Николая II, — одна из немногих членов императорской семьи, кому удалось остаться в живых после падения династии Романовых. Немалую роль в спасении Великой княгини и ее семьи сыграл кубанский казак Тимофей Ксенофонтович Ящик из станицы Новоминской.
Семья Александра III. 1888 год. В центре Александр III и Ольга. Стоят Михаил, Мария Федоровна, Николай (будущий царь Николай II), Ксения и Георгий. Фото С.Л.Левицкого
Рано потеряв отца, детство и юность она провела в имении Ольгино среди простых людей. Со временем Ольга основала в своем имении начальную школу и местную больницу. У земских докторов она получила начальные медицинские знания, которые ей потом пригодились в Первую мировую войну и во время эмиграции. Среди особ императорской фамилии она отличалась необыкновенной простотой и демократичностью. Любила бродить по улицам Петербурга одна, ездить на извозчике, заходить в лавки. Любимым увлечением Великой княгини всю жизнь оставалась живопись.
Императрица Мария Федоровна, Великая княгиня Ксения Александровна, Великий князь Михаил Александрович и Великая княжна Ольга Александровна в Гатчине. 1898 год. Фотограф А.Смирнов
В 1901 году в возрасте 19 лет она вышла замуж за принца Петра Александровича Ольденбургского, который был старше ее на 14 лет. Супружеская жизнь у молодых не сложилась. В 1903 году на кавалерийском параде Ольга повстречала молодого офицера Николая Александровича Куликовского и влюбилась в него с первого взгляда. Куликовский ответил ей взаимностью. Великая княгиня потребовала от мужа развод. Однако принц Ольденбургский развода ей тогда не дал.
Когда началась Первая мировая война, Куликовсий ушел на фронт в составе Ахтырского гусарского полка, над которым с 1901 года шефствовала Ольга Александровна. Вслед за ним на фронт ушла и сама княгиня. Она работала медсестрой в госпитале, ухаживала за ранеными солдатами. За героизм, проявленный при спасении раненых на поле боя, она была награждена Георгиевской медалью.

В начале 1916 года принц Ольденбургский дал Ольге официальный развод. В ноябре того же года в Киеве Ольга обвенчалась с Куликовским. Свадьбу отпраздновали в госпитале. Присутствовали самые близкие – мать-императрица Мария Федоровна, муж сестры Ксении Великий князь Александр Михайлович, полковые друзья жениха, несколько сестер милосердия и доктора.
После отречения Николая II от престола в 1917 году вдовствующая императрица Мария Федоровна, Великий князь Александр Михайлович, Ольга Александровна и Ксения Александровна перебрались в Крым. Здесь в имении Ай-Тодор они находились под домашним арестом. В августе 1917 года у Ольги родился сын Тихон. В марте 1918 года, когда Крым заняли союзники, члены императорской семьи получили возможность покинуть Россию на британском военном корабле «Мальборо».
Ольга с мужем отказались покинуть Россию и перебрались на Кубань, свободную в то время от большевиков. Они до последнего надеялись на победу Белого движения. Убежище Куликовские получили в станице Новоминской в доме казака Тимофея Ксенофонтовича Ящика, который до революции состоял в Собственном Его Величества конвое.
Несколько слов о конвое. Царский конвой был создан в 1811 году для охраны венценосных особ и просуществовал до марта 1917 года. Это было элитное подразделение, ядро которого составляли терские и Кубанские казаки, а также представители горских народов Кавказа. Туда отбирались лучшие из лучших. Конвойцы несли службу в Зимнем дворце, летом в Ливадийском дворце, сопровождали государя и его семью в поездках.
В литературно-историческом журнале «Родная Кубань» Виктор Лихоносов приводит несколько выдержек из книги Н.Галушкина «Собственный Его Величества конвой». На страницах книги есаул Скворцов вспоминает, что «вся царская семья относилась с исключительным вниманием к офицерам и казакам Конвоя. Благодаря редкой памяти, которой она отличалась, а также вследствие своего отношения ко всем конвойцам, царской семье были известны не только имена и отчества офицеров, но и фамилии вахмистров и многих урядников Конвоя. Великая княгиня Ольга Александровна в своих письмах близка к казакам и так просто себя держала с ними, что казаки совершенно откровенно делились с ней всеми своими переживаниями. Сама Великая княгиня Ольга Александровна в своих письмах вспоминает трогательную простоту своих взаимоотношений с казаками Конвоя. Офицеры Конвоя имели высокую честь быть принимаемыми царской семьей в обстановке ее частной жизни». Там же читаем, что офицеры конвоя приглашались на придворные балы, которые проводились в Зимнем Дворце в Николаевском зале и в Ливадийском дворце. Оказавшись в эмиграции, офицеры Конвоя вели переписку с Великими княгинями.

В станице Новоминской супруги Куликовские пробыли полтора года. За это время у них родился второй сын Гурий. Местные казачки величали Ольгу «царицей». Когда в станице оставаться стало опасно, Ольга с мужем и сыновьями в сопровождении преданных им казаков бежали в Ростов-на-Дону, а оттуда с помощью датского посланника в феврале 1919 года перебрались через Новороссийск в Копенгаген, где жила мать Ольги императрица Мария Федоровна. Тимофей Ящик тоже эмигрировал в Данию и постоянно находился при государыне Марии Федоровне.
Невестка Великой княгини Ольга Николаевна Куликовская-Романова описывает то время в своей публикации «Немеркнущий свет милосердия»:
«Великая Княгиня прожила при Матери-Императрице вплоть до ее смерти в 1928 году. После этого печального события семья Великой княгини приобрела ферму в 17 километрах от Копенгагена с уютным домом, ставшим центром русской монархической колонии в Дании. Великая Княгиня Ольга Александровна была в контакте со всем миром, ведя обширную переписку со старыми друзьями, с офицерами Гвардейского экипажа, конвойцами, кирасирами, ахтырцами, стрелками полка Императорской Фамилии и многими другими. Тогда же был по-настоящему оценен ее художественный талант. Она выставляла свои картины не только в Дании, но и в Париже, Лондоне и Берлине. Значительная часть денег, вырученных от продажи полотен, шла на благотворительность».
Вторую мировую войну Куликовские пережили, находясь в Дании. Ольга Александровна и в эмиграции занималась благотворительностью. Во время войны она принимала у себя дома соотечественников, находящихся на службе у немцев, помогала им после войны, и этим настроила против себя местное население. В свою очередь, советское правительство обвинило Великую княгиню в помощи «врагам народа». Испугавшись преследований, в 1948 году семья Куликовских переехала в Канаду.
Ольга Николаевна Куликовская-Романова отмечает, что по своему характеру Ольга Александровна не очень жаловала светские приемы и очень редко бывала на них – больше из вежливости. Конечно, наивные канадцы и представить себе не могли, что живут рядом с Великой княгиней, багрянородным ребенком (т.е. рожденной от царствующего императора) Всероссийского самодержца Александра III, родной сестрой последнего русского царя Николая II. Но скромность Ольги Александровны была столь велика и столь естественна, что простолюдины принимали ее за ровню, и только близкие и русские эмигранты понимали истинную картину вещей.

Скончалась Великая княгиня 24 ноября 1960 года в Торонто в возрасте 78 лет, пережив на два года мужа.
Первый муж Ольги Александровны принц Ольденбургский, покинув Россию в 1917 году, умер через несколько лет во Франции от скоротечной чахотки. Сестра Ксения скончалась в 1960 году в возрасте 85 лет в Англии. Погребена она на юге Франции рядом с мужем Александром Михайловичем.
Старший брат император Николай II был расстрелян большевиками в Екатеринбурге в июле 1918 года вместе с семьей и приближенными. Другой брат, Михаил Александрович, был убит в июне 1918 года под Пермью. Родственники Тимофея Ящика, верного слуги императорской семьи, тоже были расстреляны.
Сыновья Куликовских Тимофей и Гурий окончили русскую гимназию в Париже и стали офицерами датской армии. Они, хотя и были внуками императора, но к особам королевской крови не принадлежали, т.к. их отец был простым дворянином.
Много лет спустя в Россию вернулся прах императрицы Марии Федоровны, бывшей датской принцессы Дагмары, погребенной в 1928 году в фамильной усыпальнице датского королевского дома. В своем завещании она просила похоронить ее в России рядом с мужем Александром III в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Воля ее была исполнена в сентябре 2006 года.
Судьба распорядилась так, что внук Гурия Поль-Эдуард Куликовский выполнил наказ деда – побывал в станице Новоминской, где родился его дед Гурий Куликовский и где во время гражданской войны жили родители деда Великая княгиня Ольга с мужем Николаем Куликовским.