Уровень корреляции между падением стоимости рубля и цен на нефть достиг максимального показателя с 2003 года, пишет РБК со ссылкой на агентство Bloomberg. В августе российская валюта ослабла на 8,1%, а цены на нефть марки Brent снизились на 6,4%.
По мнению главного экономиста ING по России Дмитрия Полевого, нефть теперь стала «главным фактором воздействия» для рубля. Падение цен на нефть отразилось на всех российских активах, в частности, рублевые облигации подешевели в августе на 9,6%. Индекс РТС для акций, номинированных в долларах, также снизился в августе на 5,8%.
Среди 24 валют на развивающихся рынках сильнее рубля за последний месяц ослаб только малайзийский ринггит, отмечает агентство.
Последствия колебаний цен на нефть и валютного курса отразятся на инфляции и доходах россиян.
«Снижение цен на нефть и новая волна ослабления курса могут вновь усилить инфляцию. Это ухудшит покупательскую способность доходов населения и ограничит возможности восстановления потребительского спроса», — говорится в исследовании ВЭБа.
Прогнозы дальнейших тенденций на нефтяном рынке остаются противоречивыми. Так, консенсус-прогноз 31 экономиста, опрошенных в конце августа РБК, говорит о том, что к концу 2015 года за баррель нефти будут давать почти $55, а за доллар — 63,1 руб. Но, по оценке управляющего менеджера департамента брокерского обслуживания Промсвязьбанка Игоря Федосенко, большинство инвесторов настроены пессимистично.
Управляющий директор по инвестициям «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Цупров считает очевидным, что цена на нефть останется низкой в долгосрочной перспективе, а главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров предположил, что Brent в скором времени упадет ниже $40 за баррель, а рубль — ниже 80 рублей за доллар.
Российские власти также допускают негативное развитие ситуации. По данным газеты «Ведомости», Минэкономразвития заложило в консервативный вариант обновленного макроэкономического прогноза курс доллара в течение следующих трех лет выше 75 рублей.