Если бы нарушений на выборах не было, их стоило бы придумать – чтобы создать видимость живого и очень важного процесса. Как будто всё происходит взаправду, по-настоящему, всерьез, и прямо на наших глазах, нашими же шариковыми ручками творится история. Отметишься «галочкой», бросишь бумажку в урну – и будет в округе счастье как минимум на пять лет вперед. Исполнил свой гражданский долг. А там как пойдет.

Похожий трюк – в зеркальном отражении – много лет проделывает на аллеях парка «Ривьера» волнистый попугайчик Боря: он вытаскивает наугад из коробки маленькие бумажки с пророчествами. Кому как повезет. На выборах все происходит по той же схеме, но с точностью наоборот: мы опускаем в ящик бумагу с пометками и не ждем сюрпризов. Их на избирательных участках уже не делают. Если, конечно, не считать вбросов, фальсификаций и прочих политтехнологических манипуляций, симулирующих ожесточенную борьбу за власть.

На самом деле битва давно закончена, много лет тому назад. А то, в чем электорату предлагается участвовать сейчас, — формальность, или дань традиции, неловкая историческая реконструкция, привычка (ненужное подчеркнуть), или как вам будет угодно. И если даже не угодно – «отряд не заметит потери бойца», вместо вас к урнам придут другие. Для того чтобы выборы состоялись, много ведь теперь и не надо.

А сколько надо – мобилизуют и призовут.

— Вась, сходи на выборы, а то меня директор на работе ругать будет, — канючила в телефон попутчица в утренней воскресной электричке 13 сентября. Вася, видимо, упирался, ему было лень тащиться в участок. – Ну что тебе, трудно, что ли? – умоляла вполне себе взрослая женщина. – Сходи, Вась, это ж рядом совсем, а то мне на работе будет!..

Кризис в стране. Хотя ощущения, что она боится потерять работу, не было – незавидная, судя по всему, у нее работа. Но разве начальник от этого менее страшен? И начальнику, наверно, боязно – над ним тоже есть начальник, который тоже, поди, должен представить куда надо отчет с процентами… Директор одной крупной сочинской организации, например, от нетерпения даже в Фейсбуке в середине единого дня голосования рапортовал: проголосовали 92,8% сотрудников! Порадоваться вместе с ним за столь высокие показатели мешал самый простой вопрос: откуда он это знает? Вряд ли сотрудники такой большой организации живут в шаговой доступности друг от друга и дружно голосуют на одном избирательном участке вместе с директором. Значит, им было велено доложить в назначенный час о факте своего свободного волеизъявления в обязательном порядке. Под страхом административного упрека. Или даже наказания. А за кого голосовать, им еще раньше рассказали. У нас не забалуешь. Все под контролем.

Самое печальное и обидное, что и директор культурной организации, и жена несговорчивого Васи, и тысячи других сограждан принимают это как должное. Возможно, даже считают проявлением трудовой доблести или актом гражданской ответственности (хотя Васина жена – вряд ли, она — существо подневольное, но и у нее свои мотивы, а из гражданских чувств остался только страх перед директором). В любом случае, выказывая покорность или служебное рвение, они, в конечном итоге, делают осознанный выбор. Легко, а порой и не без удовольствия вписываются в предложенную им картину мира со всеми вертикалями, горизонталями, диагоналями и загогулинами власти. Человек создан для жизни, и не каждому дано стать птицей высокого полета. Но чтобы летать свободно, нужна воля и сила. Как минимум — желание. Хотя бы попробовать. Сделать шаг от шаблона. Не поддаться на провокацию сверху.

Однажды, если помните, президент России Владимир Путин воспарил в буквальном смысле слова: полетел со стаей журавлей за главного. Левада-центр провел тогда опрос среди отобранных по всем правилам социологической науки россиян: как к этому относиться? Тот же вопрос, но уже по поводу погружения президента РФ на батискафе в Крыму, был задан в ходе недавнего опроса. Результаты сравнили, и оказалось, что отношение к экстравагантным поступкам главы государства теперь стало иным, народу даже нравится. Справедливости ради нужно сказать, что треть респондентов об этих его подвигах вообще ничего не слышала. Но из тех, кто слышал, почти у трети (31%) погружение на батискафе вызвало «уважение/симпатию к Владимиру Путину», в то время как в истории с журавлями таких было всего 14%. Полет с журавлями поверг в недоумение 25% опрошенных. Погружение же на батискафе с удивлением восприняли только 16%, а с «раздражением по поводу того, что лидер государства занимается игрушками/дешевыми трюками» (формулировка социологов), – всего 11%. Журавлиная стая с нашим вожаком раздражала почти вдвое больше – 21% участников опроса. Привыкает народ к «загогулинам». Всё веселее, чем думать о кризисе, хлебе насущном, зыбком будущем и других валом обрушившихся нам на голову проблемах. Вряд ли успокаивает, но отвлекает.

Так медведь, бродивший вокруг избирательного участка, обеспечил самую высокую явку на выборах в одном из районов Омской области. Про это писали во многих СМИ. Медведь был дикий, но его никто не боялся. Как в цирке.

«А выбирать мы будем между одним хреном и многими редьками», — заметил ученый-филолог, пояснив этой фразой слово «режим». Избирательный участок и есть особо охраняемый режимный объект, где принимают по паспорту и отпускают с богом. До следующих выборов.

Читайте также: Странный день календаря