Фото Михаила Плотникова

Положение бурого медведя в Сочинском Причерноморье стало шатко. В этом году участились случаи нападения на человека, ограбления туристских биваков. Рассказывают, что в горах над Красной Поляной медведь вытащил туристов из палатки. На городском кладбище в Барановке медведь разрыл могилу. Ближняя перспектива этого процесса – камчатская: регулярная гибель людей с последующим выслеживанием и отстрелом медведей-людоедов. Дальняя перспектива – швейцарская: освоение Западного Кавказа до полного вытеснения и исчезновения медведя.

До последнего времени медведи вокруг Сочи вели себя отчужденно. При относительном изобилии пищи в дикой природе Кавказа человек в горах был досадной помехой, встреч с ним просто избегали. Однако бурное строительство канатных и наземных дорог вызвало рост турпотока и облегчило доставку туристами продуктов в удаленные районы. Легкая доставка увеличила количество объедков. Она нарушила железный закон пешеходного туризма: несущий продукты в горы на себе расчетлив, экономен и не станет брать лишний груз. И вот, по мере накопления в дикой природе объедков медведи их распробовали и включили в свой рацион. Узнав запахи тушенки и сгущенки, медведи начали приближаться к людям в поисках этих и других лакомств. По словам биологов, медведь не нападает на палатку туристов, а ищет их провизию, но в процессе этих поисков хищник может убить, даже не задаваясь такой целью.

В этом году на Западном Кавказе пять человек стали жертвами медведей. Звери уже не избегают, а сопровождают туристов и ночью ходят рядом с палатками. В Кепше, в других населенных пунктах Большого Сочи многочисленные медвежьи следы и помет также свидетельствуют о приближении хищника к человеческим жилищам, продуктам и мусорным бакам. Зафиксированы случаи исчезновения людей в горах при невыясненных обстоятельствах.

На Камчатке давно стало правилом выживания не бросать пищевые отходы рядом с лагерем, чтобы не привлекать опасное внимание. Дело доходит до того, что медведь не убегает, даже когда ему стреляют под ноги.

На этой неделе в Хабаровске убит медведь, гулявший по городу и ворвавшийся в торговый центр (видео).

В Сочинском Причерноморье переключение медведей на антропогенный рацион только начинается… И что дальше?

Пока экологи в СМИ разъясняют населению необходимость убирать за собой объедки, в горах продолжается наступление туристской инфраструктуры на ареал медведей и втягивание косолапых в места отдыха и жизни людей. Локомотив революционной ломки жизни медведей – курорт «Роза Хутор». А машинист – гендиректор курорта Сергей Бачин.

В начале октября на осенней сессии Международной лыжной федерации Бачин пообещал увеличить площадь «Розы Хутор» в 4 раза за счет освоения верховьев Мзымты и прилегающих территорий. В марте 2015 он публично обещал увеличить курорт в 2 раза. То есть за прошедшие полгода аппетиты выросли вдвое. А на что «Роза Хутор» посягнет через год? На весь Западный Кавказ, включенный ЮНЕСКО во всемирное наследие дикой природы?

Кроме лыжных трасс, курорт строит разветвленную инфраструктуру летнего отдыха. Под покровительством заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Козака «Роза Хутор» ведет себя как право имеющая. Между тем, захват новых медвежьих территорий, пересечение миграционных троп хищников до самого верха Мзымты и затягивание глубже в горы массового туризма для дальнейшего прикорма медведей не имеют под собой ни правовой основы, ни спортивной необходимости.

Структура олигарха Потанина (хозяина «Розы Хутор») планирует расширить курорт в 4 раза под предлогом проведения в Красной Поляне регулярных этапов Кубка мира по горнолыжному спорту. Но это – надуманный предлог. На Играх-2014 «Роза Хутор» на уже имеющейся площади успешно провела соревнования по горнолыжному спорту, сноуборду, фристайлу. В мировой табели о рангах Олимпиада не ниже Кубка мира. И, как заметил на днях президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России Леонид Мельников, «трассы горнолыжного курорта «Роза Хутор» полностью готовы к международным соревнованиям самого высокого уровня, модернизация им не требуется».

А если все-таки лыжникам не хватает места, на «Розе Хутор» свет клином не сошелся, есть в Красной Поляне и другие горнолыжные курорты. Можно рациональнее использовать трассы на уже зачищенных от медведей и другой дикой природы склонах.

Сергей Бачин около двадцати лет строит в России поселки и городки с использованием лучших «магнитиков уюта», подсмотренных в Европе, во Флориде, в Арабских Эмиратах. Бачин – вдохновитель прозрачных заборов и по-американски стриженных газонов тверского Завидово и подмосковного Павлово. Подобная рафинированная среда уготована и «Розе Хутор». Медведи в ней явно лишние. В Швейцарии же их в природе нет (остались только на гербе кантона). И нам не надо. Так безопаснее.

Кстати, фотограф диких животных Михаил Плотников, знакомый с менталитетом европейцев, говорит, что тамошний народ совершенно серьезно считает, что следует зачищать дикую природу от хищников там, где ходят туристы.

В России традиция не зачищать, а защищать дикую природу, учреждая заповедники и избавляя животных от присутствия человека. Видимо, нас будут переучивать на европейский лад устройством русской Швейцарии (без медведей) на Энгельмановых полянах и дальше, куда сегодня «Роза Хутор» режет дорогу через заповедный лес.

Не удивительно, что курорты Красной Поляны игнорируют медвежий фактор в стремлении сделать максимально комфортными вылазки туристов в дикую природу.
Удивительно, что государство уступило роль главного модератора по развитию Западного Кавказа бизнесмену, который по образованию и опыту способен лишь к односторонней, горнолыжной, негосударственной оценке ситуации. А если руководство «Розы Хутор» запланирует расширение в 10 раз? Опять ему будут оппонировать лишь неправительственные экологические организации? А Росприроднадзор так и не выйдет из летаргического сна? А власти Сочи так и будут делать вид, что сведение лесов в верховьях Мзымты не угрожает водоснабжению приморского кластера курорта?

В те же дни начала октября, когда «Роза Хутор» объявила о притязаниях на новые территории Сочинского национального парка и Кавказского заповедника, руководители этих госучреждений во Владивостоке решали, как «открыть» заповедную Россию для граждан. Охрана природы — дело пятое, наука — десятое. Главное — развитие туризма с максимальной прибылью. И таким опытом делились работники заповедного дела на Всероссийском совещании, проведенном Министерством природных ресурсов во Владивостоке.

Таким образом, курорты Красной Поляны, нацпарк, заповедник интересуют деньги граждан, а медведей — объедки. И гражданам остается только самим задуматься о своем поведении в горах. До будущего лета время есть.

— В этом году богатый урожай буковых орешков, и медведи сейчас рассеялись по лесам перед зимней спячкой. Стычек с людьми не должно быть, если не будет грубых провокаций. Например, медведь заходит на пасеку, а его прогоняют выстрелом из дробовика. Убить такого зверя дробью нельзя. Он становится опасным для человека подранком, — говорит главный на Западном Кавказе специалист по крупным хищникам, академик Анатолий Кудактин.

Власти Сочи и большинство депутатов Горсобрания, члены партии «Единая Россия», ходят под ее символом (медведем). В сложившейся ситуации перед ними встает триединая задача: защита верховьев Мзымты от «Розы Хутор» ради стабильного водоснабжения Сочи, просвещение жителей и гостей курорта в вопросах мирного сосуществования с медведями и защита кавказских медведей от швейцарского будущего.

 

Читайте также:

Медведи Кавказа и Камчатки разные