Название горы Бытха знатоки сочинской топонимики переводят либо с адыгского — как «Кривой хребет», либо с убыхского языка — «Хребет овцы», считая, что вид горы с моря вполне соответствует подобному объяснению названия.
Существует и очень распространённое заблуждение местных жителей, что «Бытха» — это священная птица убыхов, жившая здесь же, в пещере. Это уже пересказ истории из книги современного абхазского писателя Баграта Шинкуба «Последний из ушедших». Это не этнографический труд, а художественное произведение. Ни в каком историческом документе святыня убыхов «Бытха» не упоминается. Но это совершенно не мешает доморощенным мифотворцам с буйной фантазией превратить описанную в художественном романе «каменную птицу размером и вида орла» в «святыню убыхов» — «тридцатиметровую статую из чистого золота!»
Единственное известное мне историческое описание событий на Бытхе во времена убыхов – это рассказ про один из боёв времён Кавказской войны, в октябре 1841 года.
Генерал И.Р.Анреп, решив окончательно привести убыхов в покорность, организовал поход из адлерского укрепления Святого Духа в сочинское Навагинское укрепление. Собрав значительные силы, отряд двинулся вдоль берега. Авангардом командовал К.К. Данзас – друг А.С. Пушкина. До Мацесты шли, практически не встречая сопротивления, а вот на прибрежных высотах района Бытхи подготовился к обороне убыхский предводитель Берзек Дагомуков, давший обещание «одеть женское платье», если пропустит русские войска. В ожесточённом бою погибло более пятисот человек.
Сухопутные войска были спасены благодаря помощи кораблей, командуемых контр-адмиралом М.Н. Станюковичем. Пароходы тянули на буксирах против течения крупные парусные корабли, обстреливавшие из морской артиллерии береговые завалы убыхов. Отряд добрался до Сочи.
Генерал Анреп в своих донесениях представил этот поход как грандиозную победу. Одел ли Дагомуков женское платье – история умалчивает…
После окончания Кавказской войны земли района Бытхи раздавались под дачи.
На карте, составленной М.М. Путятиным в 1914 году, на приморском склоне Бытхи можно найти имения князя Голицина, князя Трубецкого, Малама, Кристи, Мартынова, Глебова.
В сторону Мацесты – барона Врангеля, очень крупное владение Павла Александровича Краевского (теперь там местность именуется Краевско-Греческое). В сторону Сочи дачные участки граничили – у реки Бзугу – с населённой поляками деревней Раздольная. Последним со стороны Мацесты имением – было имение Витте.
Сергей Юльевич Витте – был первым российским премьер-министром, имевшим дачу в Сочи. Появились дачи в Сочи и у П.А. Столыпина и у И.Л. Горемыкина (на этой сочинской даче последний из них был убит бандитами в 1917 году).
Официально дача была записана на имя жены – Матильды Ивановны Витте.
Отчего-то и многие другие дачи в Сочи считались собственностью жён известных людей – Зиновьевой, Голициной и многих других…
Газета «Черноморское побережье» в июле 1903 года назвала дачу Витте: «… одна из лучших по своему благоустройству дач на всем черноморском побережье»:
«Проезжая по шоссе, прежде всего бросается в глаза красивая цементная лестница, начинающаяся от самого шоссе и поднимающаяся к дачному дому владелицы. С вновь пристроенной к дому веранды открывается чудный вид на море и на расстилающиеся вдали окрестности Адлера. По всей даче, где имеются культурные насаждения, проведен водопровод, всегда обильный водой: питьевая вода добывается из родника близ реки Мацесты посредством особого водопровода, поднимающего воду на высоту более 150 саж. Помимо этого при даче устроен громадный бассейн для сохранения дождевой воды. Одним из замечательных сооружений на даче является канализация, проведенная как от жилых помещений, так и от помещения для домашнего скота. Все нечистоты направляются далеко в море. Что касается растительности, то на даче заметны все новые насаждения обыкновенно южных стран, могущие в будущем служить лучшим украшением дачи; среди всевозможных тропических растений взор посетившего дачу невольно останавливается на роскошно развившемся экземпляре плакучей ивы, окруженной кипарисами и пальмами; это может служить лучшим доказательством того, что из среднерусской флоры очень многое достойно разведения на Кавказе. Хотя дача расположена по склону горы, но масса дорог и дорожек дает возможность без особого труда подняться на вершину, откуда открываются чарующие ландшафты».
В мае 1914 г. газета «Сочинский листок» оповестила читателей о том, «что имение графа Витте, что около Мацесты, куплено Членом Государственного Совета М.А. Стаховичем (22 десятины за 150 000 рублей), и купчая крепость уже совершена… У него есть намерение построить на горе большую гостиницу, а от шоссе провести наверх фуникулёр».
Первая мировая война помещала осуществлению грандиозных замыслов, но и в прежнем виде двухэтажное деревянное здание с открытой террасой на первом этаже и деревянным резным балконом на втором стало знаменитым благодаря Шаляпину.
10 сентября 1916 года в 5 часов утра Фёдор Иванович, гостивший у Стаховича, был разбужен шумом: «В руках неизвестного я увидел очертание какого-то предмета, показавшегося мне ружьем. Быстро взяв из ночного столика револьвер, я стал кричать, чтобы он моментально убегал отсюда, иначе я буду стрелять. Фигура снова медленно попятилась и, сделав полшага назад, взяла предмет, бывший у нее в руках, так, как берут ружье наперевес. Тогда я взвел курок и выстрелил. Фигура вскрикнула и скрылась.
За выходной дверью что-то упало. Потом оказалось, что это какие-то палки, бывшие в руках у неизвестного. Как упал он — сам я не слышал. Неизвестный издал 2 — 3 вздоха и скончался. Как потом выяснилось, пуля попала ему в сердце. На выстрел сбежался народ — слуги, домашние. Выбежал на террасу и я. Убитый туземец лежал на левом боку».
Это оказался местный сумасшедший, совершенно безвредный старик.
Федор Иванович Шаляпин в первые часы после случившегося потерял способность говорить, так потрясло его происшествие. Дело было судебным следователем передано в прокуратуру на прекращение. Следователь сказал Федору Ивановичу Шаляпину, что «преступления» он не совершил.
Даже много лет спустя Шаляпин не раз просыпался с криком, ему снился в кошмаре тот сочинский туземец.
Особая страница в истории Сочи – это Генеральная реконструкция 30-х годов 20 века. План реконструкции оказался грандиозен по своим масштабам и являлся беспримерным в истории курортного дела. Он был рассчитан на 25 лет, объём вложений определялся огромной суммой в 1 миллиард 400 миллионов рублей. Было решено провести проектирование и строительство по существу нового Сочи.
Осью проекта с 1934 года стал Курортный проспект (называвшийся тогда автомагистралью Сочи-Мацеста-Гагра, а потом — Сталинским проспектом), протянувшийся по приморскому склону Бытхи.
Слева и справа от проспекта строились лучшие санатории. Вдоль всего склона Бытхи у самого морского берега была проложена и необходимейшая для города пешеходная тропа.
Одним из первых на склонах Бытхи появился дворец – центральный санаторий Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) позже получивший имя К.Е. Ворошилова.
Он построен в 1934 году по проекту архитектора Мирона Ивановича Мержанова. Удачная схема застройки и расположения корпусов на разных уровнях по склонам Бытхи, хорошая планировка внутренних помещений. Впервые на Сочинском курорте появился фуникулёр, построенный советскими инженерами. По приказу народного комиссара обороны был объявлен конкурс среди лучших дендрологов страны на создание проекта санаторного парка, победителем стал талантливый дендролог из Керчи Юрий Терентьевич Шинкевич. Став начальником зелёного строительства санатория, он переехал в Сочи. В парке санатория имени Ворошилова много субтропических растений, но особое место занимают растения, выделяющие особые полезные летучие вещества — фитонциды. По замыслу садовника парк стал, таким образом, ещё и лечебным. Из санатория была проложена пешеходная тропа к построенной на вершине Бытхи (300 м) смотровой башни, откуда открывался великолепный вид на горы.
Одна из красивейших здравниц Сочи — санаторий имени Серго Орджоникидзе.
Санаторий является одним из самых выдающихся произведений архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова.
Был Иван Сергеевич человеком веселым, увлекающийся, очень горячего нрава, однако, отходчивый.
Во время постройки санатория имени Серго Орджоникидзе в Сочи, однажды, вернувшись из командировки в Москву, Иван Сергеевич обнаружил, что въездные ворота построены уже, чем было задумано по проекту. Большие машины не смогут въехать на территорию санатория. Иван Сергеевич рассвирепел, бросился к прорабу, тот сразу понял, что надо спасаться. И вот по «лесам», построенным вокруг здания летел, как стрела, прораб, за ним, с соответствующими выражениями, недвусмысленно размахивая палкой, гнался архитектор, а следом его жена со словами: «Иван Сергеевич, остановись! Иван Сергеевич, опомнись!» Прораб убежал, а потом сказал, что главное — убежать, не попасть под горячую руку, а Иван Сергеевич отходчив.
Многие годы санаторий имени С. Орджоникидзе был базовым для остальных сочинских здравниц. То есть в нём под наблюдением опытнейших врачей проверялись новые методики лечения отдыхающих, нередко разработанных тут же, на склонах Бытхи в институте курортологии.
Институт расположился на месте дачи Витте. Здание уникальной архитектуры стиля конструктивизм построено архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым. В 1929 году здесь состоялось самое необычное выступление поэта В.В. Маяковского – на крыше здания: «Непривычно было выступать в таких условиях: над тобой – полная Луна, внизу – море, кругом – народ!.. Несколько минут поэт осваивался. Потом привык и читал… с особенным увлечением».
Кроме санаториев, занявших приморскую часть Бытхи, в советское время появился и жилой микрорайон. В планировке появились и высотные здания. Долгое время в стране редко строили дома выше 5 этажей из-за отсутствия лифтов. Их производил на всю Россию только один Карачаровский завод под Москвой. В.А. Воронков уговорил «премьер-министра» М.С. Соломенцева в необходимости высотного строительства в Сочи: «Показываю премьеру излагаемое на чертежах, вижу, что не все ясно. Тогда попросил его при прогулке по морю вызвать меня.
Так и получилось. Я с моря сделал предварительные панорамные съемки жилого района на Бытхе, сплошь монотонно застроенного пятиэтажными домами, и на этом фото от руки сделали вставки из 9-12 15 этажных домов. Когда с гостем поехали на катере, то с моря очень наглядно было видно, как нелепа такая застройка в натуре. Тогда на борту катера я показал панорамную съемку и наши проектные предложения. После поездки премьер стал нашим активным поборником в продвижении высотного строительства в Сочи» (из книги «В. Воронков. Сочи и сочинцы»).
Лучший местный путеводитель «Сочи экскурсионный» Б.А. Тарчевского рекомендует посетить Бытху и полюбоваться великолепной панорамой города и окрестностей, открывающейся от дома №12 на улице Ясногорской.