Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской подписал новые положения о Сочинском природном заказнике и Сочинском нацпарке. В соответствии с этими документами на территории заказника будут созданы «условия для развития туризма и отдыха», а у части земель нацпарка снизится природоохранный статус, что автоматически разрешает там строительство. Об этом пишет сегодня «Коммерсант».

Проекты приказов были вынесены в начале осени на общественное обсуждение, и 22 сентября члены общественного совета при Минприроды единогласно проголосовали против их принятия, однако 30 октября министр Донской подписал оба документа.

Положение о Сочинском заказнике четко устанавливает его границы и задачи — по словам замминистра природных ресурсов Рината Гизатулина, до последнего времени такого документа не было. Экологи настаивают, что нужды такой не возникало, поскольку эти земли должны были присоединить к Кавказскому заповеднику.

— Правительство пообещало это еще в 2012 году как компенсацию ущерба природе от проведения Олимпийских игр в Сочи,— заявил директор WWF России Игорь Честин. — Потом в 2014 году Россия обещала то же самое ЮНЕСКО, но так и не сдержала слова.

Серьезное беспокойство экологов вызывает, в частности, упоминание в числе задач заказника «создание условий для развития туризма и отдыха». Как подчеркнули в своем заявлении члены общественного совета, «некоторые формулировки положения допускают строительство объектов туристской индустрии». Заявления замминистра Гизатулина о том, что «там нельзя будет строить инфраструктурные сооружения», в такой ситуации звучат неубедительно.

Что касается второго документа, то изменение зонирования территорий Сочинского национального парка, санкционированное Министерством природы, означает перевод земель в районе хребта Аибга из категории «заповедные» и «особо охраняемые» в «рекреационного использования». Если до последнего времени любая экономическая деятельность на этих участках была запрещена, то теперь здесь можно будет строить гостиницы и спортивные сооружения. Экологи, как они заявляли неоднократно, убеждены, что такое решение принимается в интересах владельцев горнолыжных курортов, в частности, «Роза Хутор», однако руководство Минприроды объясняет его исключительно заботой о лыжниках.

— Это не совсем правильно, что заповедная зона парка находится рядом с местом, которое ежегодно посещают 30 тысяч человек,— приводит газета рассуждения замглавы министерства Гизатулина.— Мы прекрасно понимаем, что все они в какой-то момент нарушают букву закона. Если человек на полметра отклонился от зоны катания, то он уже нарушитель.

Замминистра не отрицает, что на участках с пониженным статусом стало возможным «ограниченное строительство», но уверен, что оно не начнется, поскольку «одни согласования займут минимум два года, и я не знаю бизнесменов, которые при таких условиях в это полезут».

По словам Гизатулина, изменение зонирования затрагивает 4 тысячи га — менее 3% от общей площади нацпарка. При этом приказ увеличивает площадь заповедной и особо охраняемых зон на те же 4 тысячи га «за счет других территорий».

Экологи, в свою очередь, заявляют, что «простой размен территорий невозможен», поскольку по своей экологической ценности они не равновелики.

— Заповедная зона парка была специально создана в этих местах. Ученые выяснили, что именно там проходят миграционные пути животных и находятся их зимовки. Отдать ее под стройку, объявив заповедными какие-то другие территории,— это прямой обман, — считает директор WWF России Игорь Честин.