Малое число и сомнительные достоинства марин у побережья Сочи приводят к парадоксальному выводу. В строительстве новых яхтенных стоянок воплощаются откровенно негодные идеи. Спорные доходят до стадии проектов и замирают. А явно полезные предложения остаются в эскизах и наименее известны общественности. Десяток интересующихся вольнослушателей узнали о них в Доме архитектора на лекции «Человек и море — битва за берег».

В зарубежных приморских городах марины размещаются и строятся по уму. В Сочи почему-то наоборот. Возникновение марин подчинено перевернутой логике зазеркалья. Имеретинская марина — дорогостоящая реализация нежизнеспособной идеи. Искусственный остров в бухте Хосты — нашумевший спорный проект. Завокзальная марина в Адлере — явно полезное предложение. Но кто о нем слышал?

Отверженные марины

Лектор, советник Российской академии архитекторы и строительных наук Николай Гришин наглядно объяснил, чем хороша марина в тылу адлерского вокзала. Она может разместиться на участке берега, отрезанном железной дорогой и уже сейчас недоступном для отдыха, поэтому яхты не потеснят купающихся. Воплощение этой изящной идеи завершило бы создание единственного на побережье полномасштабного транспортно-пересадочного узла, где любой вид транспорта близко: воздушный (аэропорт Адлер), автомобильный, железнодорожный и водный.

Эскизный проект совмещенного с мариной адлерского вокзала.
Эскизный проект совмещенного с мариной адлерского вокзала.

Плюс ко всему авторы идеи предлагают задействовать водно-воздушный транспорт — экраноплан. Летящий над морем гибрид самолета и корабля способен доставить пассажиров из Сочи в Ялту, на берег Крыма, за 3 часа. Сегодня перелет в Ялту с пересадками на самолете занимает, самое меньшее, 8 часов. Кроме того, экраноплан вдвое экономичнее самолета, поэтому билет дешевле.

Для вдольбереговых, каботажных перевозок хороши давно испытанные суда на подводных крыльях. Во времена СССР «Комета» шла из Сочи в Новороссийск (с заходом в Туапсе и Геленджик) всего четыре с половиной часа. Сегодня нет общественного транспорта, способного быстрее проделать этот путь.

Еще одно дельное предложение, оставшееся невостребованным, — марина у железнодорожного вокзала в Лазаревском. Тоже пересадочный узел. Рядом с мариной предлагается возведение прерывистых волноломов под углом к берегу для поворота с юга на север вдольберегового переноса гальки из реки Псезуапсе. В этом случае река будет подпитывать галькой пляж между мариной и устьем реки.

Идеи дополнить яхтенными стоянками вокзал Лазаревского, и особенно вокзал Адлера, замечательны тем, что архитекторы вписываются в сложившуюся ситуацию. Не игнорируют железную дорогу, не ждут ее выноса с берега в горы, а фактически закрывают маринами от разрушительного воздействия волн. И открывают путь пассажирам с поезда на яхту и обратно. Такие решения сами просятся на данном участке берега в уже созданной инфраструктуре. Но именно они в Сочи дальше всего от воплощения.

Органичные марины

Как стало ясно из лекции, точно так же, применяясь к обстоятельствам и дополняя созданное, развиваются веками и десятилетиями мировые порты.

В большинстве случаев порт начинает расти в море из естественного залива в материке, как дерево из семечка. Самые разные порты (Сан-Франциско в Америке, Котор в Черногории, Севастополь в Крыму) начинались с залива, укрытого от штормов естественной преградой берега. С ростом грузооборота и размера причаливающих судов порту становилось тесно, и он волей-неволей выдвигался в море. Под грузовые терминалы насыпались искусственные острова… А залив, с которого начинался порт, отдавали под яхтенную стоянку.

Этот сценарий может варьироваться. Но в любом случае нормальный порт растет органично и по мере необходимости.

В Сочи нормальному порту не с чего было начаться. Геологическое формирование побережья не подарило нам укромного залива. Имеретинская бухта по сути представляет собой нечто противоположное Севастопольской. Имеретинка не укрывает от штормов — из-за подводных каньонов шторма в бухте разрушительнее, чем на других участках берега. Даже бухта Тихая в Хосте не утишает море: слишком полого вдается в берег.

Порт Сочи изначально не укрывался в береге, а выдвинулся в море. Его волновой режим полностью обусловлен искусственными гидротехническими сооружениями, реконструированными перед Олимпиадой для причаливания крупнейших круизных лайнеров. И построен, и реконструирован порт был природе вопреки, но по большой государственной надобности. Ныне действующая в глубине акватории порта яхтенная стоянка стала одним из логичных последствий реконструкции. Сегодня она считается надежной и заполнена на 70 процентов.

Нависающий остров

А вот мегапроекты искусственных марин островного типа у берега Большого Сочи не вызваны необходимостью. Это — прихоть и подражание арабской манере залихватского вложения сырьевых денег.

В Токио и Сан-Франциско искусственно насыпанные терминалы портов появлялись на воде тогда, когда теснота и растущий грузооборот не оставляли иного выхода. В Дубае искусственные острова — каприз осыпанных нефтедолларовым дождем. Выдающиеся в океан «пальмы» насыпных марин Дубая построены на сырьевые деньги по сырым проектным решениям. Эти марины эффектно смотрятся из космоса (поперечник большой «пальмы» семь с половиной километров). Но «пальмовые ветви» причалов не пересечены протоками, вода не циркулирует, застаивается и гниет. Текучий песок насыпных марин постоянно уползает в глубину и, как заметил один специалист, острова в Дубае «будут намывать бесконечно».

В тучные годы, пока нефть была дорогой, побережье Сочи едва не постигла судьба Эмиратов. Уже была подписана губернатором Кубани и другими официальными лицами правительственная программа развития марин на Черноморском побережье. К примеру, над бухтой Тихой в Хосте нависло строительство марины островного типа площадью 23 гектара. Уже было создано под заказ совместное российско-японское предприятие. И только благодаря мировому экономическому кризису 2008 года СП приказало долго жить. Кризис спас тихую Хосту от мути и шума циклопической стройки на море с вероятностью последующего загрязнения и загнивания акватории.

Все-таки большая часть проживающих и отдыхающих в Сочи не лыжники и не яхтсмены. С гор на курорт уже наступают потанинские лыжники. Если с моря попрут мореманы, куда деваться нормальному большинству граждан? Понятно, что на картинке марина в бухте прекрасна и полезна для берега, но уже созданные на курорте многочисленные гидротехнические уродства отучили сочинцев верить картинкам.

Угроза искусственных островов у берега Сочи зависит от колебаний цены на нефть. Если она взлетит, угроза вернется. Но все-таки островная марина под носом у Хосты пока не стала жестокой явью.

Портопамятник

Явью стал еще более затратный и менее разумный проект — Имеретинский порт. По логике зазеркалья в реальность воплотился наихудший сценарий.

0_b7b0a_2674a84_orig
Фото: Олег Смеречинский, http://ree4.livejournal.com/

По месту расположения Имеретинский стал пародийным двойником Сочинского порта. Как первый построен слева от реки Сочи, так второй слева от Мзымты. Оба порта перекрыли вдольбереговой перенос гальки и обусловили размыв берега. Полвека назад в Сочи спасали центральную набережную и клиф (береговой уступ). Два года назад во избежание катастрофы набросали глыбы под олимпийскую набережную Имеретинки.

Положение порта в Имеретинке усугубили подводные каньоны. Недавно написана диссертация, доказывающая, что в зоне каньонов длина наката волны в три раза больше, чем на соседних участках, из-за чего в шторм береговые сооружения ближе к линии обрушения и подвержены более тяжелой нагрузке. Строительство порта стало полезно для диссертации. А для чего еще?

По плану этот удивительный одноразовый порт должен был принимать грузы для строительства объектов одноразовых Игр-2014. В начале его строительства сообщалось, что уже в декабре 2009 через новый порт начнется доставка стройматериалов. Порт был рассчитан на приемку 5 миллионов тонн в год, этого хватало на все олимпийские стройки. Вторая очередь порта должна была быть завершена в 2010 году. На весь проект отводилось менее двух лет. «Такая скорость строительства порта обусловлена тем, что в очень короткие сроки удалось провести все проектные работы», — говорил генеральный директор проекта «Порт Сочи Имеретинский» Владимир Шеянов.

Но порт не выполнил миссии по доставке грузов. Ударный график стройки вместе с частично возведенными портовыми сооружениями опрокинул жестокий зимний шторм. Сроки были сорваны. И вот что сегодня говорит один из проектировщиков, доктор технических наук Константин Макаров:

Все ответственные решения по сочинским гидротехническим сооружениям (за исключением центральной приморской набережной) моделировались не до проектирования, а уже после аварий. В Имеретинском порту произошла авария — сделали моделирование на пространственной модели в бассейне. Надо было до того, но жалели денег. На имеретинской набережной когда начало все валиться, сделали за 4 миллиона рублей огромную модель — уже после! Я всегда говорю: затратьте полпроцента от стоимости гидротехнических сооружений на моделирование, чтобы получить хотя бы качественную картину возможных проблемных мест. Что интересно, мы на моделях получили картину один в один: случившееся в натуре повторилось и на модели. Если бы мы сначала сделали модель, аварии можно было бы избежать.

То есть строительство порта тоже подчинялось перевернутой логике: сначала строили в море — потом в бассейне.

На ошибки проектировщиков накладывались ошибки исполнителей. Олимпийскую набережную должен был защищать пляж шириной 50 метров, для чего предусматривалась отсыпка двух с половиной миллионов кубометров искусственного пляжеобразующего материала. Шаланды с открывающимся дном должны были сыпать гальку на глубине метр-полтора, а в действительности ее высыпали на глубине два с половиной метра, откуда рядовые волны не могли подать гальку на берег. В результате набережная осталась без пляжа, шторма били в и под волноотбойную стену, подмыли ее изнутри и вскрыли бетонные плиты. После чего набережную защитили по низу каменными набросами устрашающего вида, по верху — бетонным козырьком. Таким вышел в реальности олимпийский шик: дорого, неудобно, уродливо.

0_b5d16_402794b0_orig
Фото: Олег Смеречинский, http://ree4.livejournal.com/

В начале стройки грузового порта его инвесторы из компании «Базовый элемент» олигарха Олега Дерипаски мечтали переоборудовать порт в гигантскую марину для крейсерских яхт. Заняться этим за год Игр-2014 планировала американская компания Island Global Yachting, в связи с чем ее президент Чарльз Гарнер сделал в Сочи заявление:

— Будущая марина Olimpic Village Marina станет одним из лучших в мире комплексов пребывания яхтсменов.

Задолго до Олимпиады от американских названий и заявлений в Сочи не осталось следа. Сегодня российские специалисты стыдливо признают, что порт не годится под марину «из-за плохого волнового режима». Потенциальная опасность в случае сильного шторма настолько велика, что тетраподы для защиты от разрушения набросаны даже внутри акватории порта. Это создает угрозу судоходству и является редчайшим случаем в мировой практике. Словом, с портом напортачили. Деть его некуда, что с ним делать, непонятно.

— Некоторые говорят: «Это безумие: вложили такие колоссальные деньги, а там 50 яхт! Давайте задействуем Имеретинский порт для грузовых перевозок». Но что из этого будет? Представляете, он может обрабатывать в год 5 миллионов тонн. Из них Сочи нужно только 200 тысяч тонн. Остальное — транзит по железной дороге, что значит 8-10 грузовых составов в один конец ежедневно вдоль курортного побережья. Будет жить порт — перестанет существовать курорт. При этом у нас есть порты Туапсе, Новороссийск, Тамань. С экономической точки зрения, на Черноморском побережье России есть смысл наращивать мощности существующих портов, а не строить новые, — рассказал на лекции Николай Гришин.

Проект порта "Имеретинский"
Проект порта «Имеретинский»

Сегодня порт в Имеретинке по сути памятник, а не грузовой порт и не марина. Так и надо показывать его туристам. В гавани Нью-Йорка высится статуя Свободы. А гидротехнические сооружения левее Мзымты — памятник Свободы Рук российских частно-государственных партнерств в расходовании денег сырьевой экономики.

Гидротехники считают, что самые величественные и дорогие сооружения из всего созданного человечеством — это не пирамиды, не мосты, не небоскребы, а морские порты, так как они стоят на границе двух сред и море неустанно пытается их разрушить. В Сочи возведен первый в мире памятник в виде порта.


Читайте также на эту тему:

Живой журнал Олега Смеречинского, http://ree4.livejournal.com/