Историю современного цирка в России принято считать с декабря 1877 года, когда в Петербурге состоялось торжественное открытие первого в России каменного здания, построенного с учетом цирковой специфики. Инициатива постройки цирка принадлежала итальянскому наезднику и дрессировщику Гаэтано Чинизелли.

В 70-е годы XIX века цирковые труппы регулярно гастролировали на Кавказе.

Во время представлений демонстрировали «явление духов на волшебном зеркале из шести различных картин», «отсечение головы армянину Арзаманову», а на следующем представлении голову отсекали уже «Ивану Кузьмичу Харитонову». Проходило «магнетизирование двух желающих из публики дам». Летающая девица Оциана поднималась по воздуху на металлическом шаре. «Волшебный шкаф  — явление 5-ти особ из пустого шкафа», «моментальное превращение мужчины в даму», «живой бюст-дама» (при этом допускалась публика на сцену, чтобы убедиться, что дама действительно живая!). «Профессор Беккер с головой и без головы» (при этом опыте Беккер представлял публике свою собственную голову на серебряном блюде).

Наконец, демонстрировался «фонограф американца Эдисона, новая машина, говорящая человеческим голосом».

Первое известное мне сообщение о цирковом представлении в Сочи было помещено в газете «Черноморское побережье» №90 от 25 апреля 1903 года: «27 апреля с.г. в Сочи начнутся представления русского цирка Ф.М. Вяльшина, которые будут пока единственным развлечением для живущих в Сочи».

Гастроли продолжались около 2 месяцев, с почти ежедневными представлениями.

По воспоминаниям артистов был Вяльшин человек жадный, труппа в основном состояла из подростков, которых он брал в бедных семьях. Своих детей-артистов Вяльшин держал в постоянном страхе, подвергая их порке. Всей своей молодежи он, не платил ни копейки и любил задерживать выплату жалования и взрослым артистам.

Выступали жокей Козлов, клоун Искра, жонглёр Боцвая.

У Вяльшина имелись недурные лошади и несколько других дрессированных животных.

Наибольшие сборы начались с началом борьбы. Победителем в ней оказывался каждый раз молодой цирковой атлет и борец Иванов.

Сочинские турки были настолько раздосадованы своими поражениями в борьбе с Ивановым, что одним из них был убит русский парень, которого убийца принял, по ошибке, за атлета Иванова!

Эмиль Фосс
Эмиль Фосс

В 1904 году Сочи посетил известнейший немецкий цирковой борец Эмиль Фосс (Де Фосс). Известен он прежде всего тем, что в 1894 г. провёл первую в России публичную схватку в французской борьбе. Схватка прошла в цирке Чинезелли. Новое зрелище совпало с отменой в России кулачных боёв. Первые соперники Фосса, не имея никакого опыта в французской борьбе, быстро ему сдавались. Из-за этого Фосс получил шумный успех.

Этот самый Фосс упоминается в «Двенадцати стульях», в рассказе у Аркадия Аверченко «Горе профессионала», у А.С. Грина в  рассказах «И для меня придет весна».

4 июля Де-Фосс выступал в Верещагинском парке. Представление сочинцы посчитали обманом. Собрав 120 рублей, Фосс заставил бороться самих зрителей. Вначале боролись два местных штукатура, затем ещё двое, потом Фосс сломал ржавую подкову и объявил представление оконченным.

Дебош Фосса
Дебош Фосса

Начальник сочинского участка арестовал кассу. Фосс благоразумно скрылся из парка. Надо сказать, что Фосс на всю Россию славился своими скандалами. На арене перед борьбой на потеху публики он съедал поросенка и выпивал четверть водки. Когда де Фосс боролся, трико лопалось, и оттуда начинали сыпаться опилки… Не платил в ресторанах, устраивал при этом драки и погромы.

Забавное сообщение о борьбе между турком Карихман-Сулейман-Топал-оглы со служителем в Сочинской управе Андреем Маринюком оставил в газете «Черноморское побережье» № 298 от 2 августа 1908 г. корреспондент под псевдонимом «Приезжий»:

«На одном из перекрестков – вращающаяся вокруг своей оси призма, облепленная афишами. Смотрю – крупными буквами изображено: швейцарская борьба. Противники – какой-то турок Оглы (на самом деле — Карихман-Сулейман-Топал-оглы –прим. К.В.Н.) и служащий в городской управе г. Маринюк – как значилось в афише.

Мне невольно пришло в голову, что управа, быть может, не без задней мысли держит среди своих служащих атлетов, могущих состязаться с турками. Быть может, это нужно в какой-нибудь степени, или форме, для процветания интересов города!..

И я не мог отказать себе в удовольствии, заплатить 20 коп за вход в городской сад, чтобы произвести смотр наличным силам управы. Притом же и швейцарская борьба в Сочи. Каково прогрессирует городок!

Но, к моему разочарованию, швейцарская борьба  окончилась тем, что турок подставил ножку господину служащему управы и совсем по-русски повалил его на землю, при громком ликовании турок. Так, управа потерпела фиаско на поприще мускульного спорта».

В 1910 году в курортном сезоне главными развлечениями были — цирковая борьба и мигающий синематограф: «29-го июня в цирке Калантадзе давалось представление, сбор с коего 50 %, должен поступить на усиление средств Сочинского пожарного общества. Все пожарные были в цирке (за исключением часового на каланче) и когда первый № представления был в самом разгаре, на пожарной каланче ударили тревогу, а так же послышались крики как снаружи, так и внутри «пожар», все это произошло так неожиданно, что публика не поняв, где пожар, вообразила, что горит цирковой балаган, произошло большое смятение; пожарные первые бросились во двор, а за ними и остальные, давя друг друга, публики было очень много, но благодаря широкому размеру дверей, люди успели очень скоро выбежать, убежденные администрацией, что в цирке благополучно, а пожар за речкой, на Хлудовой стороне, возвратилась обратно. Представление продолжалось до конца в порядке программы».

Клементий Буль
Клементий Буль

12 августа 1910 года в Сочи состоялся бенефис великого латвийского атлета — Клементия Буль. До появления на состязаниях в Москве и Петербурге Буль участвовал в борцовских чемпионатах в городах Сибири, Урала, Закаспийского края, Кавказа и Юга России. Клеменс подкупал и красивой фигурой, рельефной мускулатурой. Кстати, во многих конкурсах красоты телосложения Буль завоевывал первые призы. Поистине атлет был похож на мифического Геракла Фаркезского. Вот что писал о Клеменсе в 1913 году в журнале «К спорту!» знаток классической борьбы В. Чесноков: «Буль настолько натренирован, так сух, что не имеет ни одного золотника лишнего веса. Это также, конечно, обусловливает рисовку его мышц и вообще делает его фигуру одной из красивейших среди современных атлетов. Сильная стальная фигура Буля просит не кисти, а резца, так как мрамор дает более точное преставление оригинала».

Клементий Буль приобрел на Мацесте дачу, и даже прожил на ней пару лет сразу после гражданской войны, занимаясь садоводством и огородничеством, залечивал травмы, набирался сил, готовясь к новым поединкам.

В 1923 году К. Буль стал инструктором борьбы и физической культуры и спорта курсов Высшего комсостава РККА. С его помощью приобщились к физической культуре многие видные военачальники Красной Армии. Вскоре Буль возвращается на ковер. Продолжается круговорот многочисленных гастролей и поединков на борцовском ковре. После двухлетнего перерыва Клеменс выступал блестяще.

В 1938 году в Сухуми Клеменс Иосифович в последний раз вышел на арену цирка.

Летом 1911 года «С шести часов начинает греметь музыка во всех концах посада, образуя ярморочный шум. Вдали играют на Ривьере. Гремит цирковой оркестр, где турецкий барабан и тромбон, кажется готовы лопнуть, лишь бы оповестить все окрестности о предстоящем представлении».  В Сочи гастролирует цирк Зуева. С 30-го июля приехал чемпионат дамской борьбы, который поднял сбор почти втрое!

«Сочинский листок» №137 поместил рецензию: «Клоун, Дрессировщик животных и… лектор. Это нечто несуразное и неожиданное. Так казалось всем, кто прочел тысячи афиш о лекции Анатолия Дурова под названием: «О смехе и жрецах смеха», и пришел в клуб. Большинство шло с предубеждением, так как читали отзывы газет о лекции А. Дурова или слышали о лекции от других.

Жаждавшие видеть свиней, не увидели, а услышали синтезы о смехе, изложенные довольно популярно.

В мае 1913 года в Сочи выступил великий основатель цирковой династии Анатолий Дуров ... с лекцией.
В мае 1913 года в Сочи выступил великий основатель цирковой династии Анатолий Дуров … с лекцией.

Смех в предубеждении провала лектора исчез, а заменился вниманием, неослабевавшим до конца. Первая часть лекции немного сухая не понравилась скептикам, покинувшим зал с разочарованием и ныне сожалеющих, что не дослушали лекцию до конца, окончившуюся в виде концерта – рассказом злободневных, саркастических и юмористических анекдотов.

И опыты, иллюстрировавшие позывы смеха интересны, аккомпанировались дружным, веселым смехом всего зрительного зала. Убеждения в провале лекции и ожидаемого от этого смеха исчезло. Смех был и был веселый, дружный. Долгие несмолкаемые аплодисменты переполненного зрительного зала наградили лектора.

Лекция изобиловала рассказами из богатой приключениями жизни лектора, действительно занимательными, эпическими. Немного портил впечатление голос лектора сухой и тихий. Итак, несуразное, неожиданное и имевшее благополучный исход вызывало смех удовольствия, а не иронию. Все резонируется благополучно».

В 1913 году цирковые номера стали использовать сочинские кинотеатры для привлечения публики: «В театре же «Модерн» сверх интересной программы выступали аттракционным № жонглеры.

Поразительная ловкость манипуляций с цилиндрами и жонглирование массой тарелок чрез партер, а также и другие приемы очень и очень понравились публике, вызывавшей артистов на бис».

20 июня 1914 года состоялось открытие цирка В. Доросса. Первое представление собрало почти полный цирк, несмотря на ливший дождь.

«Все номера были исполнены сверх ожидания. Каждый исполнитель был на своем месте и блестяще исполнял свое дело. Везде и всюду была заметна опытная и умелая рука директора. Цирк, по-видимому, начинает с успехом завоевывать симпатию у любителей циркового жанра. В последнем действии были исполнены дуэты. Они очень понравились публике. Володя и m –lle Верочка получили бурные аплодисменты. Шут-сатирик г. Кнок со своими дрессированными животными вызывал громкий смех у публики. В заключении мы хотим отметить, что многие из посетителей неаккуратно занимают свои места согласно билетам, а поэтому часто возникают недоразумения между цирковой администрацией и публикой. Желательно было устранить впредь эти недоразумения».

Володя и Верочка – это дети В. Доросса, а упомянутый в «Сочинском листке» клоун Кнок (настоящее имя Кронид Данилович Яроцкий) – жонглёр, дрессировщик, исполнитель злободневных монологов. С начала 20 века выступал на арене в эксцентричном образе шофёра. Выезжал на небольшом гоночном автомобиле. Через пару кругов по манежу, машина с грохотом разваливалась, и шофёр-весельчак поднимал с земли шестерни, колёса и разные другие детали и начинал жонглировать ими. Но в Сочи он выступал с монологами и сценками с животными (свиньи, собаки, кошки, белые мыши и обезьяны).

В июле программа цирка В. Доросса пополнилась несколькими новыми номерами – эквилибристка на проволоке, трио гимнастов, труппа говорящих автоматов и ещё стрелок Вильямс Гаспар, поражающий зрителей меткостью своей стрельбы. Стреляет он во всевозможнейших головоломных позах и даже из двух ружей в различные стороны.

Началась Первая мировая война, затем революционные события. Никаких сведений о цирковых представлениях в Сочи в эти сложные годы автору не известно.

Продолжение.