В декабре 2015 исполняется год со дня введения в Кепше режима «чрезвычайной ситуации муниципального характера и установления местного уровня реагирования». На сегодня все участники долгосрочной ЧС четко уяснили свои роли. Федералы не опускаются на местный уровень. Краевые власти не обещают изменений до 2017 года. Муниципалы   командуют экскаваторщиками, выбирающими во время дождя наносы из реки Кепши. Спасатели готовятся к эвакуации жителей регулярно затапливаемого поселка Кепша. Жителям некуда переселяться, они выбрасывают из домов заплесневелый от постоянной сырости скарб и готовятся к туберкулезу.

Объективно введение ЧС  направлено на выдавливание поселка и освобождение в устье  реки дополнительных площадей под возобновляемые речные наносы для их отгрузки на стройки и пляжи Сочи. В бумагах пишут иное. Но есть еще логика событий.

В начале 2000-х годов в верховьях  Кепши сошел большой сель, после чего река стала ценным природным источником песчано-гравийной смеси. Течение реки само, то есть бесплатно, доставляет ее с гор в низовья. Строительство олимпийского вантового моста поперек слияния Мзымты и Кепши заперло устье последней. Уровень наносов поднялся еще выше, только успевай черпать и возить по  проходящей рядом автомагистрали. Наверх — в Красную Поляну. Или вниз — в Адлер и Сочи. Такая схема не может быть недоходной.

Режим ЧС служит законным предлогом выделения  средств на оплату «услуг экскаватора».  Одним движением ковш выбирает наносы из русла (за бюджетные деньги) и высыпает их на берегу (с перспективой коммерческой прибыли).  Работа ведется в дождь, в паводок и со стороны выглядит героическими усилиями по отсыпке дамбы ради спасения поселка.
DSC02200_073

Разумеется, эту сыпучую дамбу река быстро размывает, что в следующий паводок дает муниципалитету новый железный предлог для оплаты «услуг экскаватора». Когда местные жители и приезжие профессиональные гидротехники в один голос говорят о необходимости постройки бетонной дамбы для надежной защиты поселка, они в своей наивности не понимают, что надежная защита — угроза чрезвычайной ситуации, а ЧС — это насос выкачивания денег из казны. Кроме того, бетонная дамба, спрямление и прочистка русла могут уменьшить количество добываемой из русла реки ПГС. Сейчас-то добыча наилучшим образом поставлена на поток. Кепша течет вольно и широко. Слегка присыпанная по бокам отвалами своих же наносов река в паводок забирает их и несет к месту погрузки. Там уже работают экскаваторы. Никому не позволено отвлекаться от добычи из реки ПГС.  Что еще раз было делом доказано в начале декабря, во время последнего  паводка.

— Экскаваторы стояли: один под мостом, а другой с кучи на кучу перекидывал балласт — с сухого на сухое.  Это же можно было оставить на время, но трактористы не могут без команды. Я трижды звонил главе Краснополянской администрации: дайте команду переехать экскаватору выше по реке. Пока брешь в дамбе была маленькая, ее за полчаса можно было устранить. Но команды не было —  вода сильно размыла дамбу, пошла в подъезды домов, в детсад, забор положила… Потом оттуда выгребали экскаватором, — рассказывает очевидец и участник событий Хачик Байразян.

После паводка огород Байразяна покрылся метровым слоем речных наносов, как и дорога рядом. Но дорогу расчистила техника. Из огорода ПГС приходится вывозить тачкой.

Как точно сказано в коллективном заявлении жителей, в поселке с 2014 года «стоит чрезвычайная ситуация». Стоит она благодаря соблюдению баланса интересов всех влиятельных заинтересованных сторон.

Санаторий ФСБ, стоящий выше по течению, река не топит. Санаторий объективно заинтересован в сохранении двух мостов и дороги. Русло под мостами чистится в первую очередь. Дорога по поселку  проезжая, а на подъезде к санаторию идеальная.

Федеральные дорожники заинтересованы в сохранении мостовых переходов, дорог и тоннеля в устье Кепши. База дорожников находится рядом с поселком, но выше и в стороне от речных наносов. Ей  река пока не угрожает.

Железнодорожники и курорты Красной Поляны заинтересованы в нерушимости олимпийского вантового моста, по которому курсируют «Ласточки» с туристами. Этот мост — святое. Жителям Кепши популярно объяснили на высоком уровне, что расселение поселка  не облегчит положение, потому что главное — вантовый мост, его будут оборонять от реки независимо от судьбы поселка.

А страдают от долгой ЧС  невлиятельные заинтересованные стороны. Жители поселка. Персонал и воспитанники местного детского сада. В числе потенциальных жертв — жители и гости курорта Сочи: грунтовые воды затопили канализационный отстойник, стоки текут по Кепше вниз к городскому водозабору на Мзымте.

Угрозы здоровью населения подтверждены заключением компетентной комиссии во главе с депутатом Городского Собрания Сочи Константином Гергишаном.

Комиссия установила «образование классического конуса выноса в устьевой части реки Кепша. Он уже должен был бы похоронить под своими наносами весь поселок Кепша, если бы не регулярное антропогенное воздействие, выразившееся в регулярной экскавации и вывозе вышеуказанных наносов».

Эксперты объяснили механизм действия постоянной ЧС. Вдоль сухого откоса дамбы обвалования образовалось малое русло реки Кепша. Это — «придорожный земляной кювет, который заполняет вода, просачивающаяся из реки сквозь тело дамбы».  Малая Кепша течет ниже уровня основной реки. В паводок малая Кепша топит дорогу и заходит во дворы. В перерывах между паводками вода продолжает разрушение. «Инфильтрационные воды из русла реки привели к подтоплению существующих построек. В результате капиллярного поднятия началось замачивание стен и внутренних перегородок зданий. Последнее привело к разрушению и отслоению штукатурки на внешних стенах и поражению грибком внутренних стен и перегородок вплоть до стропил на чердаке».

«Созданы все условия для туберкулеза», — говорят врачи, посещая  местных жителей. В подвалах постоянно  стоит вода. Из придомовых питьевых колонок течет  вода из ручья вместе с мусором, листьями и лягушками.

Дома в поселке один за другим  признаются аварийными и подлежащими сносу. В октябре этого года официально признан аварийным многоквартирный дом № 20, в связи с чем и.о.главы  Адлерской администрации Э.В.Волков рекомендавал гражданам «в разумный срок освободить занимаемые ими помещения».

Жительница дома Александра Чирва до сих пор не имеет представления, куда и в какие «разумные сроки» ее с семьей и малолетним ребенком собираются переселять. В  неведении находятся  ее соседи по дому и все односельчане.

В ответ на обращения людей в разные инстанции, от генеральной прокуратуры до мэрии Сочи, приходят бумаги. Ничего конкретного. Чиновники отчитываются о своей работе. Край перекладывает вину на город, город — на край. Жители подозревают борьбу города и края за право вывозить и продавать ПГС.

На днях ждут приезда в Кепшу мэра Сочи Анатолия Пахомова. Поливочная машина моет дорогу вдоль аварийных домов. Олимпийский мэр не терпит грязи.

DSC02175_067