Маленькая женщина и большой ученый, доктор геолого-минералогических наук Наталья Алексеевна Лебедева перешагнула 100-летний рубеж. Много лет она посвятила исследованию Кавказа. Вместе с мужем, автором книги «Над Красной Поляной» Юрием Константиновичем Ефремовым, исходила тропами и без троп горное Черноморье. 60 лет назад ходатайство Лебедевой в Правительство СССР защитило Кавказский заповедник (его территорию предлагали значительно сократить). Именем Лебедевой названо озеро недалеко от горы Лоюб. Сегодня в этом направлении — на создание курорта Лоюб-Кардывач на заповедной территории — нацелены моторизованные части «Розы Хутор». В сложной обстановке колонизации Западного Кавказа российскими нуворишами сочинцы поздравили старейшего ученого и защитницу дикой природы.

В основе удивительного долголетия — верность делу, людям, горам.

В далеком 1934 году уроженка далекого от Кавказа города Истра поступила на географический факультет Московского университета, где встретила своего будущего мужа Юрия Ефремова. Еще будучи студентами они начали изучать геоморфологию Кавказского заповедника.

2_Ефремов ЮК 1939 гО рождении в молодой душе любви к горам говорит книга Ефремова «Над Красной Поляной» (известная читателю также под названием «Тропами горного Черноморья»):
«Мы проплывали морем из Батума в Туапсе, и я помню, как прямо с борта корабля
ненасытно вглядывался в плюшевые складки зелени, покрывающие горы, по путеводителю опознавал вершины, долины, курорты. Горы уже в те дни были для меня милее моря. Хотелось проникнуть в них, оказаться там, в тени глянцевой зелени, своими ногами исходить эти склоны, самому измерить подъемы и спуски, покорить все видные глазу вершины».

2_Лебедева Н.А. 1939 г.Так они и сделали. В 1940 году Лебедева, аспирантка геофака, исследует закономерности вертикальной зональности Северо-Западного Кавказа. По мере проникновения в тайны гор углублялась привязанность к ним. В начале войны Лебедева с двухлетней дочкой уехала в эвакуацию в Туркмению. Но уже в 1944, после освобождения Кавказа, поступила на работу в Академию наук, в Кавказскую экспедицию.

Патриотизм ученой вырос в понимание целостности и взаимозависимости горных экосистем. А понимание выразилось в активной защите девственной природы от разрушительной хозяйственной деятельности. В 1950-е годы, на гребне научно-технической революции и урбанизации страны, то есть в пику общему тренду на покорение природы, Наталья Лебедева при поддержке академика Обручева отстояла в правительстве целостность Кавказского заповедника. (Охраняемые природные территории в нашей стране появились задолго до создания в ЮНЕСКО Всемирного наследия дикой природы, и на Лебедеву не могли навесить ярлык «иностранного агента», как это делается для компрометации современных экологов.)

Юрий Ефремов в книге о горном Черноморье популярно объяснил мотивы охраны заповедной природы: «Ее сохраняют нетронутой не только в интересах современников, но и для будущих поколений, во имя науки и культуры. Впрочем, охраняемая природа приносит пользу и хозяйству: горные леса и луга высокогорий Западного Кавказа — очаг размножения ценных животных и их расселения в соседние охотничьи угодья. Охрана природы — никогда не кончающаяся борьба за украшение Земли и умножение ее богатств».

В центре - Наталья Лебедева. Перед выходом на озеро Кардывач.
В центре — Наталья Лебедева. Перед выходом на озеро Кардывач.

В 1950-80-е годы Наталья Лебедева кропотливо изучала историю и строение разных частей Кавказа, думала над возможностью использования энергии малых горных рек и другими вопросами прикладной науки. Такие ее работы, как «Геоморфология Лабино-Зеленчукского междуречья Северо-Западного Кавказа» трудны для понимания неподготовленного читателя. Но делу популяризации служит книга Юрия Ефремова. В этом смысле супруги стали звеньями одной цепи, соединявшей большую науку, народное просвещение и государственную политику в сфере природопользования. Если в постсоветские годы эта связь распалась, то не по их вине.

Главные свои открытия Наталья Лебедева сделала после 50 лет, работая в Закавказье. Она получила настолько интересные результаты, что возникло желание поделиться не только с учеными, но и просто людьми, со всеми нами.

«Задуманная книга была написана быстро, с азартом. Не умея печатать, я все же ее напечатала одной левой рукой (правая была сломана) — до сих пор этим горжусь. Рукопись моя была благосклонно принята издательством, но… случилась перестройка, издательство исчезло», — вспоминает Наталья Лебедева.

Рукопись «Аджианур. Путешествие к исчезнувшим берегам» не опубликована до сих пор. Что такое Аджианур? И чем так важны для современности исчезнувшие берега?

В Куринской низменности Прикаспия раскинулись ландшафты, кажущиеся безжизненными, — «лабиринт глубоких сухих оврагов, разделенных острыми скалистыми гребешками; ни почвы, ни травы — голый каменный мир». Этот рай геологов, где на поверхности Земли виден скелет, имеет тектоническое происхождение.

«Шевельнулись громады Большого и Малого Кавказа, сжали разделяющую их впадину и выдавили, посередке слегка смяв в складку, этот слоеный пирожок — Аджианур. Солнце, ветер, воды обработали его… содрали все лишнее — почву, траву. Аджианур предстал миру во всей своей прекрасной наготе», — пишет Наталья Лебедева.

Геолог увидела, что Аджианур, сегодня столь сухой и жаркий, некогда покрывали древние моря. Берег исчезнувшего моря — «тончайшая, трудноуловимая ниточка», где перемешивались осадки моря и суши. Реки несли в море ил, песок, гравий, остатки сухопутных животных и растений. Все это оседало в прибрежной полосе на дно моря, перемешивалось с раковинами морских моллюсков, костями рыб, водорослями. Так формировалась «толща переслаивания» — длинная узкая полоса «братских могил» обитателей разных миров — суши и моря, но ровесников по жизни и смерти.

Когда море уходило, оставшаяся полоса, «как шов, навечно скрепляла две половинки единого листа каменной летописи Земли». В наше время это позволяет сделать как бы «перевод с морского языка на континентальный» и воссоздать этапы земной истории.

Уникальность Аджианура в том, что его «толща переслаивания» имеет молодой (антропогеновый) возраст. Это позволило, наконец, решить давнишний спор ученых о границах новейшей эпохи Земли — антропогена (четвертичного периода). На рубеже антропогена в мире произошли крупные и резкие перемены. Стал меняться климат. По каким-то причинам снизилось количество солнечной энергии. В горах, а потом и на равнинах началось скопление снегов и льдов. Появились совершенно новые виды животных. Земля содрогалась от землетрясений и извержений вулканов. И самое главное — на рубеже антропогена появился человек…

«Отделить нижнюю границу антропогена от более древних, «дочеловеческих» эпох оказалось очень сложно. Но без этого невозможно ни составление геологических карт, ни правильное прочтение новейшей истории Земли, а изучать эту эпоху следует особенно внимательно… Ведь именно с этого рубежа на Земле началось медленное, а затем ускоряющееся формирование того феномена, который позже высоколобые ученые с простодушной надеждой назовут ноосферой — сферой разума. Что сулит Земле эта сфера? Прорыв в «светлое будущее»? Техногенный механизм самоуничтожения? Прорыв в новое качество? Но — какое?» — спрашивает Наталья Лебедева.

Она выводит прямой ответ на вопрос за рамки человеческой компетенции, позволяя себе лишь некоторые аналогии:

«Главная сила человека разумного, причина его господства на Земле — разум. Но в исторической геологии можно набрать много примеров, когда главное преимущество какого-либо организма оборачивалось причиной его гибели или вырождения. Например, огромные, чудовищные рога так называемого большерогого оленя, главное его боевое оружие. Они, непомерно разрастаясь, стали уже не только мешать в битвах с соперниками, но и служили причиной гибели его в торфяных болотах. Кости этого оленя часто находят в слоях, которые составлены болотными отложениями того времени… Или великаны-мамонты: их главное боевое оружие — бивни — тоже со временем так разрослись, что загнулись кверху и перестали служить защитой. И таких примеров — тьма. Что уж говорить о человеке разумном? Что он творит на Земле, используя силу своего разума?! Природа загадочна. В ней непрерывно соблюдается непонятная нам мера вещей…».

В этих размышлениях Натальи Лебедевой, а она все же старейший на планете доктор наук, отречение от видового эгоизма, проповедь смирения не отдельного индивида, а всего вида homo sapiens. Причем книга про Аджианур была написана до взрыва информационных технологий и тотального угнетения реальности виртуальностью (ноосферой).

Согласно одному из евангельских парадоксов, блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. В горах над Красной Поляной, на Юхинском хребте, древний ледник оставил после себя два каровых озера. Одно, на высоте 2731 метр над уровнем моря, названо именем Ефремова. Рядом, на 2604 метрах, озеро Лебедевой.

Живет Наталья Алексеевна не в олимпийской столице, а в нормальной, где и отметила 100-летие. В семье Ефремова и Лебедевой две дочери, три внука, четыре правнука, один праправнук.

На даче под Москвой. Юрий Ефремов, Наталья Лебедева, дочь Галина, внучки Оля и Катя. 1999 г.
На даче под Москвой. Юрий Ефремов, Наталья Лебедева, дочь Галина, внучки Оля и Катя. 1999 г.