В сочинском информационном пространстве продолжается заочная война между городской мэрией и предпринимателями аквапарка «Маяк». Стороны обмениваются колкостями, много говорят и иногда проговариваются…

«Большая» политика

Вброшенная в интернет новость о том, что мэр Сочи будет баллотироваться в Госдуму, вызвала не только замешательство пресс-службы администрации, спешно инициировавшей заявление-опровержение местного отделения «ЕР», но и волну яростных дискуссий в блогах и социальных сетях. На следующий день Анатолий Пахомов не только опроверг слухи, но и нашёл «заказчика». По его мнению, это те, «кто очень ратует за то, чтобы мы не снесли объекты, которые находятся на пляжной территории «Маяк».

“Пахомов доработает до конца срока, потом уйдет, но отставка может произойти и раньше”

Правда чуть позже «Коммерсант» рассказал, что разговор с сочинским мэром по поводу ухода в Госдуму всё же был, но главе города удалось отбить атаку.

«Источник, близкий к администрации края, утверждает, что переговоры об этом с господином Пахомовым велись, но он настоял на продолжении своих полномочий. “Пахомов доработает до конца срока, потом уйдет, но отставка может произойти и раньше”,— сказал источник издания в краевой администрации»

Как бы то ни было, мэр в кресле остался и шоу продолжилось…

Два уровня обсуждения

Битву за аквапарк условно можно разделить на две плоскости. Первая – публичная, вторая – реальная. В публичном пространстве баталии разворачиваются по принципу «сам дурак». Мэр при всяком удобном случае по сути заявляет: «Пляжнаш!», намекает на благосклонность судов и рисует перед зрителями фантастически красивую картинку будущего в виде широкого доступного пляжа. Предприниматели с набережной публикуют в интернете заявления в прокуратуру города и края, обращения в Государственную Думу и апеллируют к закону.

Мэр при всяком удобном случае по сути заявляет: «Пляжнаш!»

СМИ делают опросы прохожих с наивным вопросом – «А хорошо ли, чтоб аквапарк снесли и пляж был такой, как сказал сочинский мэр?!». Ожидаемый ответ: «Канешна! Мы – за!». Поспорить с таким раскладом сложно, мы все — за доступность пляжей, мороженое за 20 копеек и автобус за пять. Городские блоги заваливают фотографиями Приморской набережной советского периода с тем же наивным вопросом: «Хотите, чтоб опять было так же прекрасно?» — и ответ возникает тот же: «Канешна!».

«Одобрямс» в сознании населения сформирован, индульгенция от электората получена, и, казалось бы, сочинские билеты на ночное шоу «длинных ковшей» проданы. Афиши феерического концерта в виде баннеров о сносе представители администрации натягивают на заборе аквапарка, и народ запасается попкорном.

И тут на сцену выходит представитель юридического крыла мэрии, и картинка, что называется, плывёт. Шоу переходит в другую, более реальную плоскость. На смену громогласным заявлениям главы города приходит осторожный разговор на языке юридических терминов. Становится понятно, что не всё так просто, как кажется…


Правда не говорится – она проговаривается

27 марта в эфире сочинского телеканала «Макс ТВ» вышло большое интервью с руководителем правового управления администрации города Сочи Андреем Левентюком. Декларативная часть беседы новизной не отличалась, но должна была быть по определению.

Козе, как говорится понятно, что «Маяк» не только будет обжаловать постановление о сносе и «упираться» против потери своей собственности, но и уже сделал это.

Из неё зритель в очередной раз узнал, что территория под «Маяком» в октябре прошлого года перешла из федеральной в муниципальную собственность, что муниципалитет хочет снести аквапарк и что опыт Москвы вселяет в сочинскую власть нечеловеческий оптимизм. Это было просто. Сложности возникли после резонного журналистского вопроса – «Когда?». И тут в словах Андрея Левентюка возникают многочисленные «если».

«Если «Маяк» не будет обжаловать и не будет у нас никаких приостановок по исполнительским действиям, то к сезону мы это освободим… А если они, конечно, начнут упираться и принимать , будем так говорить, злоупотреблять правом – ну это их право. И тогда это чуть-чуть, будем так говорить,  временные рамки отодвинет», — готовит пути отступления для сочинского мэра, пообещавшего снести аквапарк к началу сезона, его подчинённый Андрей Левентюк.

12

Козе, как говорится понятно, что «Маяк» не только будет обжаловать постановление о сносе и «упираться» против потери своей собственности, но и уже сделал это. Мало того, «Сочинским новостям» уже известно, что Арбитражный суд Краснодарского края ещё 22 марта вынес определение по этому делу и приостановил скандальное распоряжение администрации г. Сочи №92-р от 14.03.2016. Знал ли об этом руководитель правового управления мэрии в тот момент, когда давал интервью и осторожно готовил публику к отмене анонсированного главой шоу? Неизвестно. Но о том, что сноса в те сроки, о которых было заявлено ранее по всем сочинским телеканалам, не будет – теперь известно всем.
123

Распоряжение сочинского мэра приостановлено «до вступления судебного акта по данному делу в законную силу», сообщает Арбитражный суд Краснодарского края. Скорость рассмотрения подобных судебных тяжб известна, и она вряд ли порадует Анатолия Пахомова. Ждём очередных публичных заявлений в стиле «мы сделали всё возможное». Будут сделаны такие заявления или нет – неизвестно, но зато известно – что должен будет сделать мэр, чтобы выполнить волю Арбитражного суда. И не только по аквапарку – подобные определения суд вынес и по другим объектам Приморской набережной.

Приостановить действие своего распоряжения администрация должна в виде «запрета заинтересованному лицу (его структурным подразделениям), третьим лицам, привлекаемым заинтересованным лицом, – осуществлять действия по сносу (демонтажу) объектов», — так решил суд.

Ясное дело, что определение суда – мера лишь обеспечительная, принятая с целью предотвратить возможные противоправные действия до принятия решения по существу. Но тезис главы города о том, что «в любом случае суды будут на нашей стороне», уже дал трещину.

Аквапарк купят сочинцы

Но предположим, что администрация города не просчитала в своих планах возможность блокирования своих действий Арбитражным судом. Ну, не подумали, давая обещания телевизору, с кем не бывает? Не страшно. Хуже, если и другие свои действия мэрия просчитывает с таким же успехом. Речь о деньгах. Если кубанская Фемида таки снимет повязку с глаз и даст ход сочинским сносам, то встанет вопрос о компенсациях. Врубиться в бой и не предусмотреть последствий – удел безбашенных героев, а не государственных мужей, стоящих на страже наших интересов и бюджета.

Предположим, страшный сон предпринимателей Приморской набережной станет явью и бульдозеры пройдут маршем по пляжу. А дальше? Что будет после аплодисментов подготовленных зрителей?

В Москве суд признал снос одного объекта незаконным и обязал мэрию выплатить владельцу компенсацию.

А будет вот что.

«Да, по итогу мы будем рассматривать вопрос о компенсации демонтажа тех объектов, которые были зарегистрированы в установленном порядке в Росреестре… Мы идём по опыту Москвы, и согласно их практики, они сейчас как раз находятся в той стадии, когда действительно пошли исковые заявления, какие-то претензии по компенсациям.  Мы действительно отслеживаем, смотрим, летаем в Москву смотреть, потому что всё будет идти вот по такому опыту… Компенсация, скорее всего, будет идти денежная. И как она будет определяться – на данный момент не могу сказать ещё. То есть пока практики нет», — прямо так и сказал и.о. начальника правового управления администрации города Сочи Андрей Левентюк.

То есть, головокружительные опыты Москвы над бизнес-пациентами ещё не закончены, а в Сочи уже внедряют передовые начинания. Хотя первые ласточки уже порхают. В Москве суд признал снос одного объекта незаконным и обязал мэрию выплатить владельцу компенсацию. Адвокат стал героем и готовит иск о причинённом ущербе. А это, вы ж понимаете – и сама стоимость магазина, и упущенная выгода… Знают об этом в Сочи чиновники, которые «летают в Москву смотреть»? Кто «попадёт» на миллионные компенсации?

Снос торговых павильонов, признанных самостроем, у станции метро "Новослободская". Фото: Александр Аксенов.
Снос торговых павильонов, признанных самостроем, у станции метро «Новослободская». Фото: Александр Аксенов.

Волнения излишни – по закону ни мэр, ни начальники управлений финансово обременены не будут. Для этого есть городской бюджет. Не страшно, что в нём уже сейчас по итогам прошлого года дыра почти в 3 миллиарда рублей. На сколько потянет аквапарк с периферией? Какой будет заявлена владельцами упущенная выгода, если у них договор аренды до 2032 года? Если страшный сон предпринимателей сбудется  и публика, наконец, насладится видом на море, то не получится вдруг, что все мы вместе просто купили аквапарк?

Скажете – нагнетаю? Ничего они не выиграют? Не знаю, не знаю – у одного человека в Москве получилось…

Ты ваще – за кого?

Обсуждение темы сносов-несносов на Приморской набережной мгновенно делит публику на два лагеря. Но в жизни, к сожалению, нет чисто чёрного и чисто белого. Если – за, то как? Если – против, то почему? Для примирения полярных точек зрения человечество много веков назад изобрело такую штуку как Закон. Но люди и тут начали своевольничать и трактовать его кто во что горазд. И тогда возникли Суды. Они и стали правильно читать Закон и сообщать об этом людям, чтобы те не поубивали друг друга. Другого выхода нет. И на планете Земля, и в Сочи в частности. Тем и успокоимся, на том и порешим.