Реформирование системы как среднего, так и высшего образования должно было решить закоснелые проблемы отрасли и вывести ее на новый виток развития. Все старое, как и полагается, разрушили до основания, все новое — до сих пор в процессе становления. Все то, к чему пришли за последние 20 лет, назвать работающей без сбоев системой, нельзя. Один из показателей эффективности — желание людей работать в отрасли. В системе образования города Сочи — 350 вакансий.
На сайте Управления по образованию и науке администрации города Сочи в разделе «Вакансии в сфере образования г. Сочи» — 350 вакансий. Школам города не хватает 143 специалиста, детским садам — 169, учреждениям дополнительного образования – 26, спортшколам – 12. Это из официальных данных. Полагаю, есть еще и не опубликованные потребности в кадрах.
Сразу стоит отметить, что в эти списки попали не только учителя и воспитатели, но и бухгалтеры, библиотекари, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, водители, дворники и многие-многие другие работники, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность образовательных учреждений. Однако учителей и воспитателей в этих списках превалирующее большинство.
Как сообщили специалисты городского управления образования, сегодня в их обязанности не входит поиск кадров для школ и детских садов города, и все, чем они могут помочь коллегам, это опубликовать список вакансий с контактными телефонами. Сегодня директора школ сами решают проблему укомплектованности кадрами. И вот здесь, что называется, кому и насколько повезло, у кого и насколько хватит сил и энергии. Не секрет, что центральные школы (находящиеся в центре того или иного района Большого Сочи) укомплектованы лучше — определенный комфорт, престижность, авторитетность делают свое дело.
— Когда говорим, что в школе одна вакансия, это не всегда значит, что нужен один учитель, — пояснил директор гимназии №8 Игорь Никитин. — Ставка учительского труда — 18 часов в неделю. Реальность такова, что у нас учителя работают на полторы или две ставки, то есть 24 и 36 часов. Это много, потому что учительский труд предполагает не только проведение уроков, но и ежедневную подготовку к ним, а также проверку работ учеников. Когда недельная нагрузка учителя составляет 30- 36 часов, то о качестве говорить сложно. Если у учителя русского языка нагрузка 36 часов, он не успевает проверить тетради, а значит, и понять, усвоил ли ребенок пройденный материал или нет. Поэтому сегодня я говорю о том, что гимназии нужны преподаватели, чтобы уменьшать нагрузку уже работающих учителей.
Никитин в качестве образца приводит воспоминания коллег о том, что в 70-80 годы проводились кастинги учителей, желающих устроиться в центральные сочинские школы. Сегодня же руководство школы хватается за каждого, у кого есть педагогическое образование. Притчей во языцех стали случаи, когда на собеседовании у директора выяснилось, что начинающий специалист-филолог не готов прочитать стихотворение наизусть, а молодой математик — решить задания ЕГЭ. Подготовка города к Олимпиаде помогла на какое-то время решить кадровую проблему городских школ. Жены некоторых строителей оказывались учителями – и устраивались на работу в местные школы. Но олимпийский проект успешно завершен – специалисты разъехались. И директора решают свои проблемы так, как позволяют им силы и возможности.
— А ведь гимназия, заявляя о повышенном уровне, обязана предоставить своим ученикам обучение у хороших опытных учителей. Поэтому пытаемся искать учителей и в городе, и за его пределами. Наш педагогический вуз готовит молодых специалистов, но мало кто из них доходит до школы, а те, кто доходит, не факт, что задержатся надолго, — говорит Никитин. — Иногородний учитель купить жилье в городе-курорте по определению не может, а мы квартиры не предоставляем. Старение учительских кадров — проблема, стоящая на повестке дня уже много лет и год за годом не решаемая. 20% учителей гимназии №8 — это пенсионеры, которые в любой момент могут уйти по состоянию здоровья, по сложившимся обстоятельствам. Мы благодарны им, мы молимся, чтобы они не ушли — нам их реально заменить некем.
Чтобы решить приобретающую катастрофические размеры кадровую проблему городских школ, нужно увеличивать зарплаты и решать жилищный вопрос специалистов образования. В противном случае город придет к ситуации, когда учить и воспитывать сочинских детей будет некому.
Образец для подражания опять-таки имеется – городская система здравоохранения. Часть «квартирного» олимпийского наследия идет на решение жилищных проблем медиков, да и иногородние специалисты не отказались приехать в город, зная о предоставляющемся служебном жилье. Лечить народ качественно — дело, безусловно, благое — и честь и хвала тем, кто эту проблему в городе решает. Но разве качественно учить детей – дело не благое? Так почему же каждый директор в отдельности решает свою часть проблемы, которая давно уже приобрела общегородской масштаб?
В Сочи как минимум два учреждения профессионального образования, которые должны «поставлять» молодых специалистов в школы и детские сады.
— Министерство образования и науки Краснодарского края постановило создать шесть ресурсных центров, целенаправленно занимающихся подготовкой педагогических кадров для региона. Мы в этот список не попали из-за недостаточной материально-технической базы, — констатировал печальный факт директор Сочинского колледжа поликультурного образования Владимир Демирчян. – Уже в течение нескольких лет мы не проводим набор на обучение педагогическим специальностям — другими словами, «предметников» готовят только вузы. Сегодня СКПО готовит преподавателей начальных классов на очном отделении и специалистов дошкольного образования — на заочном, а также занимается профпереподготовкой. Стоит понимать, что заочники – это уже работающие люди, желающие стать дипломированными специалистами. Ежегодно колледж выпускает 20 учителей начальных классов, из которых, по нашей статистике, в школу идут трудоустраиваться человек пять-шесть.
Всем желающим решить кадровую проблему Владимир Демирчян порекомендовал искать учителей в крае. В разговоре выяснилось, что в самом колледже поликультурного образования около 40 % педагогов — это специалисты, в разное время приехавшие на постоянное место жительства в Сочи. Игорь Никитин также констатировал факт, что около 50% учителей в гимназии – это люди, когда-то приехавшие в город. Таким образом, стоит говорить о том, что город не способен сам себя обеспечить педагогическими кадрами.
Социально-педагогический факультет Сочинского государственного университета сегодня готовит специалистов иностранного языка и истории, педагогов начального и дошкольного образования, психологов и социальных педагогов. Как рассказал декан социально-педагогического факультета СГУ, кандидат педагогических наук, доцент Игорь Иванов, в этом году Сочинский госуниверситет выпускает последние партии учителей русского языка и литературы и географии — в течение последних пяти лет набора на эти направления подготовки не было.
— Сразу хочу сказать, что проблема подготовки педагогических кадров — это проблема не отдельно взятого города и носит системный характер, — подчеркнул Игорь Иванов. – Снижается поток абитуриентов на педагогические специальности — в большинстве своем молодежи эта профессия не интересна. Сегодня отношение к учителям в обществе изменилось кардинально, отрасль образования воспринимается как сфера обслуживания. Стоит понимать, что СГУ – это федеральный вуз, который руководствуется планом набора, утвержденным в Минобрнауке как страны, так и края. Из года в год Сочинскому университету выделяется все меньше и меньше мест на бюджетной основе. В течение пяти лет министерство нам не дает бюджетный набор по таким направлениям подготовки, как русский язык и литература, география. Как можно было закрыть бюджетный набор на русский язык и литературу в единственном на Черноморском побережье Кавказа федеральном вузе? Вопрос, требующий ответа. Нет бюджетных мест — не будет набора. На коммерческой основе на очное отделение пойти учиться смогут единицы. В этом году вуз предоставит абитуриентам 40 бюджетных мест: 20 — на социальную педагогику, 20 — на педагогику начальных классов. Все остальное — на платное основе: очное обучение стоит около 60 тысяч за год, заочное — около 30. На заочном отделении, как правило, уже трудоустроенные люди. Когда экономика бежит впереди политики, проблемы неизбежны. Одно из экономических требований, чтобы группа бюджетного набора была не менее 25 человек, практически невыполнима. На пятом курсе обучения мы в обязательном порядке собираем сведения, кто и куда собирается трудоустраиваться. По нашим данным, из ста выпускников-очников этого года около 85% собирается идти работать в школу. Директора школ телефоны обрывают — мы уже всех трудоустроили, больше некого. Не могу отрицать тот факт, что через год они, как правило, из школ уходят. Искать виноватых – дело неблагодарное. Видимо, идеализации разбиваются о реальность.
Педагог Центра дополнительного образования «Хоста» Татьяна Уколова работает с детьми разных возрастов в творческом объединении «Киноклуб «Кислород». Школьники, интересующиеся кинематографом, журналистикой, литературой, с удовольствием посещают ее занятия, участвуют в различных городских конкурсах. В 2006 году Татьяна окончила факультет филологии СГУТиКд. Профессиональная деятельность началась с разочарований и неудач.
— Мне всегда были интересны и литература, и язык, и лингвистика — привлекала наука. В сочинском вузе освоить филологию можно было только в педагогическом разрезе. Я посчитала, что получу нужные мне знания, да и педагогику плюсом освою — в общем, поступила на филологический факультет СГУТиКд. Когда после окончания вуза в январе пришла в школу, мне достался восьмой класс. Возраст у ребят сложный, к тому же их уже кто-то до меня оставил, и долгое время ими никто не занимался. В общем, с дисциплиной в классе были большие проблемы. Я надеялась на поддержку более опытных педагогов, но в мой адрес звучали только требования и упреки. Через две недели после трудоустройства на грани эмоционального срыва положила на стол директору заявление на увольнение. Практически сразу пожалела об этом решении, но забрать заявление гордость не позволила. Не знаю, насколько мой случай типичен, но уверена, что начинающим специалистам обязательно нужно помогать адаптироваться.
Тем не менее, через два года Татьяна все-таки вернулась в педагогическую сферу, правда, в несколько ином качестве. Уже пять лет она занимается со школьниками в творческом объединении и уверена, что среди ее воспитанников много талантливых детей. Размышляя о выбранной профессии, она подчеркнула, что из 20 девушек, вместе с ней окончивших в 2006 году филфак, в образовании сегодня работают пятеро.
В мае стало известно, что в соответствии с решением Министерства образования и науки, начиная с сентября 2014, в школах должны работать преподаватели ГТО. Новой штатной единицей в системе образования — тьютором физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» — необходимо укомплектовать каждую из 67 сочинских школ. Министерство предложило провести конкурсный набор тьюторов и подготовить их через систему повышения квалификации из числа педагогических работников, которых в нашем городе и так не хватает. Другими словами, к 350 вакансиям в системе образования города-курорта Сочи могут добавиться еще 67.
В общем, маховик раскручен — реформа успешно набирает обороты.