granica

На российско-абхазской границе настоящий коллапс. Те, кто пересекает ее постоянно, утверждают: такого не было даже летом, в самый разгар сезона, когда в Абхазию ехали тысячи отдыхающих. Сотрудники таможни объясняют это ужесточением паспортного режима в связи с проведением Олимпийских игр в Сочи. Что же будет с 7 января, когда в Сочи начнет действовать олимпийский режим?

В это время на российско-абхазской границе всегда оживленно — начинается лимонно-мандариновый сезон. Люди в надежде продать урожай везут его за границу – в Россию, где мандарины не такие сладкие. Обычно торговля мандаринами и апельсинами продолжается до марта-апреля. Все зависит от качества урожая, как долго он может храниться. В этом году мандариновый сезон может закончиться, так и не начавшись. По указу президента России, в связи с проведением Олимпиады в Сочи граница закрывается с 7 января. Однако фактически она уже на замке.

Подъезжая вечером в субботу к границе, каждый строил какие-то планы на вечер, кто-то торопился на вокзал, кто-то — в аэропорт. До российской стороны оставалось всего несколько метров, никто не мог и предположить, что этот путь займет шесть часов. На абхазской таможне теперь тоже все серьезно — самый настоящий досмотр. Установлены шлагбаумы, проводится проверка автомобилей и паспортов. Угрюмый пограничник заглянет в твой паспорт, а потом строго на тебя, вот и вся проверка. Никаких компьютеров с базой данных здесь так и не появилось. Зачем смотрят в паспорт, непонятно. Но раньше и такого не было.

Пробка началась еще на абхазской стороне. Сидящие в машинах на чем свет ругали абхазских таможенников — казалось, что их неожиданное стремление работать создает очередь. Оказалось, вся проблема как раз на российской стороне. Чуть позже мы вспоминали абхазский КПП чуть ли не с теплотой: там есть доступ к туалету, пусть и платному, и даже к киоску с пирожками, пусть и не теплыми. Российская граница – это коридор, загороженный со всех сторон железной сеткой и обтянутый колючей проволокой. Туалета не предусмотрено. После нескольких часов ожидания люди, зависшие между двух берегов реки Псоу, перестают стесняться, в туалет ходят прямо за машины. Часами вереница автомобилей не двигалась вообще. В этой очереди народ успел перезнакомиться, найти старых знакомых, а кто -то даже напиться. У всех к концу очереди начали сдавать нервы. Таможенники с каменными лицами открывали шлагбаум раз в полчаса и пускали только по две машины — в этом и была причина огромной очереди на границе. На следующий день, в воскресенье, когда в Краснодарском крае начались антитеррористические учения «Олимпиада 2014» кто-то застрял на границе уже на 15 часов.

Сотрудники таможни сообщили, что в связи с проведением Олимпийских игр в Сочи на российско-абхазской границе уже введены повышенные меры безопасности. И посоветовали до конца Олимпиады вообще не выезжать в Абхазию.

На таможенном посту тишь да гладь да божья благодать. Никто никуда не торопится: а куда же торопиться, если там скапливается теперь не больше четырех машин. Ужесточение паспортного режима заключается лишь в том, что теперь проверяют не только салон и багажник автомобиля, но и просят открыть капот. Российский пограничник долго и пристально смотрит сначала в паспорт, потом тебе в глаза. Видимо, такой психологический прием — террорист, наверное, не смог бы так долго спокойно смотреть в бесстрастные глаза российского стража границы. Признаюсь, стало не по себе, но тест я прошла успешно.

Вот и все, все круги ада пройдены – впереди родина. Наверное, еще никогда так не радовалась своему приезду в Россию. Оказалось, что радовались рано. На выезде от границы – полицейский и казачий патруль, который тоже просит открыть багажники и предъявить документы. Наверное, не доверяют ни ФСБ, ни российской таможне. Это нам показалось, что нас проверили с ног до головы. У полиции своя разнарядка!

Хотелось бы отдельно сказать о санитарном состоянии пунктов пропуска на российской стороне — как автомобильном, так и пешеходном. Грязь везде, переполненные урны там где они вообще есть, в пешеходной зоне таможенного контроля туалета нет вообще, так же как лавочек, на которых можно было бы подождать своей очереди. В автомобильном пункте туалет есть, но подойти близко из-за запаха нереально. Не работают ручки, замки, нет туалетной бумаги. А ведь нам обещали европейского уровня контрольно-пропускной пункт и отсутствие пробок на границе. И здесь обманули.

Кстати, в Абхазии, которая декларирует, что она не зависимая ни от кого республика, а Россия делает вид, что только чуть-чуть помогает несчастной непризнанной республике, так же введены повышенные меры безопасности. На рынке в городе Гудаута к нашей машине с краснодарским регионом на номерах подъехали неизвестные на дорогой иномарке без номеров и устроили допрос с пристрастием. Представились офицерами КГБ Абхазии, а потом очень интеллигентно просили проехать с ними в отдел для выяснения. Проверили документы, спросили, есть ли у меня как у журналиста аккредитация на работу в Абхазии. Правда, потом оказалось, что офицеры хорошо знают моих родственников, к которым мы приехали в гости, поэтому пожелали всего хорошего и уехали.

Перед Олимпиадой в Сочи вводятся беспрецедентные меры безопасности, и мы, наверное, могли бы понять и потерпеть. Если бы все это не было так унизительно. Что делать несчастным людям, которым больше негде продать свои мандарины и выручить хоть какие-то средства на жизнь? Как быть тем, у кого в Абхазии родственники, которые требуют заботы? А куда деваться людям, которые сутками стоят в пробках перед постом «Магри» на въезде в Сочи? Машин там скапливается так много, что очередь, по свидетельству очевидцев, начинается практически в Туапсе. Олимпиада еще не началась, а ехать уже некуда.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь