pamjatniki

В Сочи продолжается борьба за сохранение памятников природы, которые планируют передать в управление федеральному центру. Накануне в Городском собрании Сочи прошло заседание комитета по санаторно-курортному делу, туризму и экологии. Общественность и депутаты пришли к единому мнению, что передавать памятники в таком состоянии, как сейчас, нельзя. Нужно определить границы, режим охраны, присвоить каждому отдельный кадастровый номер. Иначе памятники природы могут исчезнуть навсегда.

Заседание комитета по санаторно-курортному делу, туризму и экологии, на котором обсуждалась передача памятников природы краевого значения в ведение федеральных властей, привлекло внимание общественности и экологов города-курорта. На заседание пригласили главных участников этого процесса – директора Краснодарского научно-исследовательского института прикладной и экспериментальной экологии Леонида Ярмака и директора Сочинского национального парка Николая Пеньковского.

НИИ экспериментальной и прикладной экологии занимается оценкой состояния особо охраняемых природных территорий Краснодарского края, в том числе и Сочи, определением их границ, для того чтобы передать их в ведение федерального центра. Сочинский нацпарк должен принять их в свое управление. В Сочи создался правовой казус: памятники природы краевого значения входят в состав федерального учреждения – национального парка. Инспекторы управления особо охраняемых природных территорий Краснодарского края не имеют права ступать на территорию Сочинского нацпарка, которую контролируют инспекторы Росприроднадзора. Отсюда проблемы в управлении. 

— Нацпарк был создан тогда, когда памятники уже были краевого значения, — сказал директор Сочинского национального парка Николай Пеньковский. —  Они были зарегистрированы в 1983 году. Тогда был Сочинский лесхоз, который подчинялся краю. Когда создали нацпарк, он стал федеральным, а памятники так и остались на учете у краевых структур.

По словам директора НИИ прикладной и экспериментальной экологии Леонида Ярмака, система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) начала развиваться в Советском Союзе в начале 70-х годов прошлого века. Схема была простая: Общество охраны природы обращалось в Сочинский горисполком с просьбой придать тому или иному объекту статус ООПТ. Выпускался соответствующий приказ. Тогда карты особо охраняемых территорий рисовались от руки, делался паспорт, в котором указывался режим его охраны.

В 1983 году всем памятникам природы местного значения был придан краевой статус. Только несколько лет назад, когда в администрации Краснодарского края был создан сначала департамент, а потом Министерство природных ресурсов, у специалистов дошли руки до ООПТ. С тех пор как памятники были в последний раз учтены, прошло около 30 лет.

Мы провели инвентаризацию более 400 памятников природы на территории Краснодарского края, — рассказал Леонид Ярмак. —  Выявили, что многие уникальные природные территории застраиваются.  Оказалось, что все памятники на данный момент не имеют юридического статуса. Даже если инспектор придет сейчас на территорию памятника и заметит там какое-то строительство, ему не удастся доказать, что строительство идет на территории ООПТ. Потому что застройщик покажет ему кадастровую карту, выданную органами архитектуры, в которой видны земли поселений, земли сельхозназначения, лесного фона, но там нет земель ООПТ, потому что они туда не внесены.

В ходе инвентаризации было установлено, что 80 природных памятников  Краснодарского края уничтожены безвозвратно в результате хозяйственной деятельности человека.  Сейчас идет работа по внесению оставшихся в кадастровый план. Краснодарский ученый заявил, что общественные слушания по передаче ООПТ в федеральное управление прошли уже во всех районах и не вызвали никаких споров.

Леонид Ярмак заверил, что перевод памятников  в управление Министерства природных ресурсов России никак не отразится на статусе ООПТ, чего так опасалась сочинская общественность, утверждая, что 28 природных памятников хотят лишить особо охраняемого статуса.

С краснодарским ученым согласна председатель экспертной экологической комиссии при Городском собрании Сочи Елизавета Зискина. Она считает, что статус памятника природы федерального значения намного выше регионального уровня. С общественностью Сочи она согласна в том, что памятники природы должны быть оформлены в соответствии с современным законодательством России и только после этого их можно передавать в управление федеральному центру.

Председатель Сочинского отделения Русского географического общества Феликс Иваненко заявил, что он поддерживает инициативу по наведению порядка в этой отрасли.

Тридцать и более лет эти объекты существовали скорее виртуально. Охраны не было, управления не было, — заявил Феликс Иваненко. — Я считаю, что сегодня идет попытка все собрать, упорядочить и начать управлять. Я думаю, что все это нужно довести до логического завершения, привести в порядок документы.  Потому что если передать в таком виде, то это просто уйдет неизвестно куда, край с себя снимет всю ответственность. 

По мнению Феликса Иваненко, сочинские ученые, экологи и общественность должны помочь институту завершить процедуру инвентаризации, оформить все памятники законодательно и внимательно отслеживать, чтобы власти под видом благого дела не превратили уникальные объекты природы в жилые микрорайоны, рестораны и супермаркеты. Потому что, как показала практика, защита Сочинского национального парка не дает никакой гарантии, что памятник будет сохранен.

Мы только пользователи. Хозяин всей земли парка – Росимущество, — объясняет Николай Пеньковский. —  Это ведомство под олимпийские объекты забрало у нас 4,5 тысячи гектаров. Оно нас не спрашивает. В любое время Росимущество может забрать у нас землю, сколько им нужно. Они же собственники, они и решают.

Сочинские активисты и депутаты создали рабочую группу, которую возглавил председатель Общественного экологического совета Владимир Остапук. До проведения общественных слушаний они намерены изучить документацию, подготовленную заказчиком.

Мы не против перевода региональных памятников в статус федеральных, — говорит активист Экологической вахты по Северному Кавказу Владимир Кимаев. – Мы хотим, чтобы они собрали весь пакет документов и представили его на слушания. Нам не представили сам проект. Не дали с ним ознакомиться заранее. Мы хотим, чтобы была проведена паспортизация каждого объекта в отдельности. Но на это нет средств. На всю работу по инвентаризации памятников природы край выделил всего 1 миллион рублей. Это очень мало. Средств на это нет и в национальном парке. Краевые власти хотели провести передачу, так сказать, на «халяву». И провели бы. Но мы вовремя вмешались.

Сочинский нацпарк примет памятники природы в свое управление только после того, как будут сделаны паспорта. Как только будут оформлены  все документы и получены кадастровые номера, их зарегистрируют в Росимуществе, и они получат статус памятника федерального значения. Все это займет много времени и потребует много средств. Общественность будет контролировать весь этот процесс.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь