Вчера суд вынес решение о наложении штрафа на семью Савельевых, которая самовольно заняла один из пустующих домов в поселке для «олимпийских переселенцев». Ранее эта семья жила в бараке на улице Акаций: он был снесен во время строительства объектов зимних Игр-2014. При этом Савельевы, по мнению властей и суда, не имели надлежащих документов для получения компенсации за потерянное жилье, а также оснований для переселения в новое. Хотя таких историй по Сочи хватало, пострадавшие так и не создали никакого общественного объединения для защиты своих интересов. Бились в одиночку. И проигрывали.
О «деле Савельевых» в СМИ рассказывалось не раз, в том числе — и в «Сочинских новостях.рф». Когда над бараком на улице Акаций сгустились тучи в виде предстоящего сноса для нужд дорожных строителей, ни сами Савельевы, ни их соседи никаких особых действий, кроме писем в некоторые инстанции, не предпринимали. Они просто ждали, чем дело закончится. Закончилось ожидаемо: «караул устал, освободите помещение». В общем, барак снесли.
23 февраля семья Савельевых в составе пяти человек самовольно вселилась в один из пустующих домов в поселке, построенном для «олимпийского переселения» на улице Таврической. По данным СМИ, тут стоят около ста коттеджей, которые почему-то до сих пор необитаемы.
Уже 24 февраля Адлерский районный суд признал их вселение незаконным и приговорил «самовольщиков» к штрафу. Надо думать, скоро в этот дом явятся судебные приставы для выселения. Ибо штраф – только первая ступенька к этому. Ну, разве что произойдет чудо и письма, отправленные семьей президенту РФ и главе Сочи, «сработают», и дом, как просит семья, закрепят за ней. Но это будет совсем сказка.
Реальность же в таких ситуациях куда грубее.
Дело еще осложняется тем, что Савельевы практически не контактируют ни с прессой, ни с правозащитниками.
— Насколько я знаю, их толком никто не защищает, — рассказал «Сочинским новостям.рф» адвокат, член межрегиональной неправительственной организации «Агора» Александр Попков. – Это во многом вызвано их собственной позицией: они максимально избегают контактов, не дают свои телефонные номера. Хотя в ситуации, в которую попала эта семья, без помощи общественности, журналистов не обойтись. Даже если у них так все запутано с документами и прочим – есть право людей на жилище, в конце концов, их нельзя оставлять без крыши над головой. Они добропорядочные граждане, к тому же, в семье есть дети. А права детей в государстве должны защищаться особым образом. На их месте я бы, наоборот, шире контактировал с общественностью и прессой. И объединялся с людьми с такими же проблемами.
Адвокат отметил, что для Сочи такое поведение пострадавших довольно типично, и он не раз сталкивался с подобными примерами.
— Когда началось олимпийское строительство, в разных местах города было немало критических ситуаций для жителей, которые попадали в зону размещения будущих объектов. Казалось бы, тут пострадавшим надо было объединиться, потому что власть прислушивается только к «громким сигналам». Я, да и другие адвокаты и правозащитники даже давали тем, кто к нам обращался, телефоны таких же «жертв». Но они не созванивались, опытом не делились и не пытались объединиться. Каждый пытался решить свои проблемы индивидуально. Это, впрочем, касается не только «олимпийских историй». По многим другим делам поведение пострадавших схожее. Но ведь были и иные примеры. Например, те же строители, которым не платили зарплату. Кто объединялся – чаще всего добивался своего. Кто пытался «порешать вопросы» втихую – проигрывал.
Тут можно вспомнить ситуацию, когда 53 строителя (причем, большинство из них – мигранты из Средней Азии, Украины и т.д.) добились выплаты положенного им жалованья от ООО «Охотская строительная компания». Несмотря на уговоры и посулы начальства рабочие собрались и обратились в сочинскую приемной сети «Миграция и право». Кроме того, они охотно давали интервью журналистам, выкладывали обращения в соцсети и т.п.
Как тогда прокомментировал руководитель приемной этой общественной организации Семен Симонов, рабочие добились нужного результата, в основном, из-за громкого резонанса.
— Я думаю, что благополучный исход этого дела получился благодаря тому, что к этой проблеме было обращено большое внимание общественных организаций и СМИ, что повлекло за собой более серьезные и усиленные проверки деятельности строительной компании со стороны прокуратуры и трудинспекции, — рассказал Симонов журналистам.
Была еще одна история, которая также закончилась «хэппи эндом», хотя там все начиналось куда серьезнее и силы были задействованы очень влиятельные. Это история попытки строительства грузового морского порта вблизи устья Псоу. Туда уже пригнали бульдозеры, а строители спешно начали сооружать заборы. Однако местные жители активно стали им препятствовать. И не только своими телами, загораживая путь строительным машинам. Они быстро организовались, назначили активистов, связались со СМИ, в том числе – зарубежными, установили контакты с общественными организациями. Мало того: связались с представителями крупного бизнеса из курортно-туристской сферы, которые имели на эту территорию свои виды. А именно: на месте старых турбаз построить современную гостинично-рекреационную зону. Это было лучше, чем порт для перевалки сыпучих строительных материалов. То-то пылищи бы было на курорте.
В свою очередь, бизнесмены умело сыграли на противоречиях между двумя кремлевскими «группировками». Одна (во главе с тогдашним министром транспорта РФ Левитиным) активно проталкивала проект строительства порта, другая (по слухам, там первую скрипку играл секретарь Совбеза Патрушев) – была за сохранение этой территории как перспективной курортной. К тому же в СМИ была «озвучена» информация, что такой порт России здесь совсем не нужен, а вот туркам – тем да. Для экспорта стройматериалов. Да и в тендере на строительство тоже победила турецкая компания.
Результат: «стройку века» (а планировали огромный порт) отменили.
«Принятое решение является очень значительным событием – в его результате устранена опасность строительства экологически опасного объекта на Черноморском побережье, угрожавшего экосистемам Черного моря, экологическому благополучию и рекреационным ресурсам Сочи и близ расположенной Абхазии. Это крупная победа жителей Имеретинки и общественных организаций, свидетельствующая, что активное гражданское сопротивление нецелесообразным и экологически опасным олимпийским проектам может приносить плоды», — было отмечено в комментарии Экологической вахты по Северном Кавказу по этому случаю.
Так что даже в «расслабленном» Сочи были примеры серьезных общественных успехов. Однако, к сожалению, это нетипично.
— Обычно люди избегают солидаризации, даже если их подталкиваешь к этому, — резюмирует Александр Попков. – Однажды у меня набралась «группа» из 8-9 человек, которые имели схожую проблему, связанную с нарушениями их прав. Я пытался их уговорить, чтобы они как-то объединились. Не получилось.