23 февраля, в День защитника Отечества, в нашей стране принято поздравлять, прежде всего, тех, кто служит в армии, на флоте или в каких-либо силовых структурах, да и вообще просто всех мужчин от мала до велика, даже если они и не имеют никакого отношения к вооруженным силам. Начиная с 2002 года, в России он объявлен выходным. Хотя в наше время многие уже и не знают, чему изначально был посвящен этот день — 23 февраля.
Во времена Советского Союза существовала версия, что первую свою победу Красная Армия одержала над немцами под Нарвой и Псковом именно 23 февраля 1918 года. Однако современные исследователи того времени документально утверждают, что это не только не так, но и совсем даже наоборот. Так что же было?
15 (28) января 1918 года Совет народных комиссаров Советской России издал Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии, после чего на фронте началась запись в новую армию солдат-добровольцев. 18 февраля 1918 года германские и австро-венгерские войска объявили о прекращении перемирия и начали наступление по всему Восточному фронту. Как отмечает историк Юрий Фельштинский, относительно небольшие немецкие отряды продвигались, почти не встречая сопротивления: «Из-за царившей у большевиков паники и слухов о приближении мифических германских войск города и станции оставлялись без боя ещё до прибытия противника. Двинск, например, был взят немецким отрядом в 60-100 человек. Псков был занят небольшим отрядом немцев, приехавших на мотоциклах. В Режице германский отряд был столь малочислен, что не смог занять телеграф, который работал ещё целые сутки». А ведь это были даже не регулярные части, немцы наступали небольшими летучими отрядами, сформированными из добровольцев, которые, «не встречая сопротивления, продвигались на поездах, автомашинах и санях далеко впереди от медленно подтягивающихся главных сил». Скорость продвижения немцев доходила до 50 км в сутки, и в течение первой же недели наступления они заняли Псков, Полоцк, Ревель и Минск.
В этот критический момент все надежды большевики возложили на сводные красноармейские части и «пролетарскую» Красную Гвардию во главе с членом первого Советского правительства, народного комиссара по морским делам Павла Дыбенко. Того самого Дыбенко, который вместе со своими вояками незадолго до этого отличился при разгоне Учредительного собрания, призванного учредить новую форму правления в стране – экономический и социальный строй, приемлемый для большинства населения. Однако жизнь показала, что воевать с вооруженным противником не то же самое, что расстреливать из пулеметов рабочие демонстрации. Поэтому никаких побед ни под Нарвой, ни под Псковом пламенные революционеры одержать не смогли, а смогли при первой же опасности драпануть аж до самой Гатчины, поставив в угрожающее положение ни много ни мало столицу государства — Петроград.
По воспоминаниям Антонова-Овсеенко, «сводные отряды в значительной части оказались недееспособны, дали большой процент дезертирства, ослушания. Отряды Красной Гвардии обнаружили, в общем слабую выносливость, плохую маневренность и боеспособность». По результатам этих событий 24 февраля В.И. Лениным была написана статья «Тяжёлый, но необходимый урок», опубликованная в «Правде» 25 февраля 1918 года, в которой он так характеризовал ситуацию тех дней: «Мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о невыполнении приказа уничтожить все и вся при отступлении; не говорим уже о бегстве, хаосе, близорукости, беспомощности, разгильдяйстве».
23 февраля 1918 года было опубликовано воззвание СНК от 21 февраля «Социалистическое отечество в опасности», согласно которому была объявлена мобилизация. Между тем, она не принесла ожидаемых результатов, так как, узнав о мобилизации Красной Гвардии и готовящемся преобразовании её в Красную Армию, многие петроградские красногвардейцы поспешили сдать оружие и разойтись по домам. Призывные пункты открылись только 25 февраля, когда и была сделана реальная попытка начать массовую запись в Красную Армию, и только после этого красные отряды начали оказывать сопротивление германским войскам.
Результатом этого явилось решение Совета народных комиссаров 26 февраля о переводе всех органов власти в Москву и подписание 3 марта 1918 года позорного Брестского мира целиком на германских условиях.
Таким образом, мы видим не громкие победы, а сплошной позор. Тем не менее, 23 февраля 1918 года стало праздничным днем, но совсем по иным причинам – через год после описываемых событий 24 января 1919 года Президиум Моссовета рассмотрел вопрос «Об устройстве праздника в ознаменование годовщины создания Красной Армии» и решил совместить его празднование с Днем Красного подарка — 17 февраля. День Красного подарка планировался как своеобразная благотворительная акция, когда население, по замыслу большевиков, должно было жертвовать подарки для красноармейцев. Но так как 17 февраля 1919 года попало на понедельник, День Красного подарка, и, соответственно, годовщину РККА отложили на ближайшее воскресенье, то есть на 23 февраля.
23 февраля 1919 года на заседании Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов, посвященном годовщине создания РККА, с приветственной речью выступил Председатель ВЦИК (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) Я. М. Свердлов, подчеркнувший, что Красная Армия была создана, в первую очередь, против иностранного врага. С 1922 года чествование Красной Армии и Флота в день их юбилея приобрело характер большого всенародного праздника. 22 февраля 1922 года на Красной площади состоялся парад войск Московского гарнизона, а вечером — торжественное заседание Моссовета совместно с представителями воинских частей Московского гарнизона. В 1923 году в честь Дня Красной Армии и Флота впервые был издан приказ Реввоенсовета Республики.
Так и появился этот праздник, хотя еще 23 февраля 1935 года Ворошилов в статье в газете «Правде» утверждал: «Приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами».
С тех пор ежегодно 23 февраля отмечался как День Красной Армии. С 1946 года он стал называться День Советской Армии и Военно-Морского флота. После распада СССР 23 февраля было переименовано в День защитника Отечества.
Государственная Дума России 10 февраля 1995 года приняла федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором этот день назван так: «23 февраля — День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) — День защитника Отечества». Действительно, февральское наступление 1918 года кайзеровских войск в России привело Германскую империю к гибели.
Тем не менее, большинство граждан России и стран бывшего СССР склонны рассматривать День защитника Отечества не столько как годовщину великой победы или День рождения Красной Армии, сколько как День настоящих мужчин. Защитников в широком смысле этого слова. В отличие от советских времен, когда «мужской» праздник не был выходным днем, а в женский день вся страна отдыхала, сегодня с «дискриминацией» сильного пола покончено, и 23 февраля для россиян стал настоящим праздником — еще одним красным днем календаря.