nenorma

«Вот это у вас плитка на улицах, я чуть каблуки не переломала, — сетовала на тактильные указатели в Сочи подруга из Волгограда. – Как нарочно асфальт вздыбили, чтобы было неудобно ходить».

Специальные рельефные полосы или выпуклые конусы, квадраты, указывающие направление движения, препятствия, повороты, начало лестницы и т. д., – это своеобразная азбука знаков для передвижения по городу инвалидов по зрению. Но если у здоровых людей они вызывают вопросы, что уж говорить об инвалидах.

Подготовка к предстоящей Олимпиаде отразилась на изменении облика Сочи, в том числе, и появлением тактильных указателей. Однако, по мнению экспертов, правильность их нанесения, да и вообще обустройство безбарьерной среды в городе  – большой вопрос.

Например, пандус здания управления физкультуры администрации города, ставший у инвалидов притчей во языцех. Он настолько широкий, что человек в инвалидной коляске, раскинув руки, «от борта до борта» не дотянется. Поэтому он стал очень удобным местом для парковки автомобилей сотрудников управления.

Несмотря на появившиеся в Сочи автобусы с откидными пандусами, приспособленные для маломобильных граждан, инвалидам сложно самостоятельно передвигаться на них.

Если на автобусной остановке припаркованы автомобили, автобус не может подъехать вплотную к бордюру, — рассказывает Николай Цверов, председатель Сочинской городской организации инвалидов-колясочников «Прометей». – А если «спрыгнуть» в коляске на проезжую часть, можно опрокинуться.

Откидные пандусы весят порядка 7 кг, — добавляет Олег Стекольников, председатель городской общественной организации инвалидов-колясочников «Стоик». – Так что самостоятельно его выдвинуть инвалид не в состоянии, водители же не всегда помогают. Кроме того, сами пандусы еще и грязные.

Поэтому инвалидам невозможно самостоятельно передвигаться по городу.

Путь до автобусной остановки тоже нелегок. Проще, если инвалид живет в частном доме, но и здесь из-за плохой дороги, ее ремонта возникают проблемы. Если же в многоэтажке, да еще и без лифта, то многие годами не выходят на улицу. 

— Это главный вопрос, — признается Николай Цверов. – И всего несколько случаев поддались решению, когда удалось переселить инвалидов в дома со всеми безбарьерными требованиями. В основном, это новостройки на окраине, и родные инвалида не хотят переселяться туда из центра города.

Не соответствующие нормативам уклоны пандусов становятся непреодолимым препятствием для инвалидов, чтобы попасть в банки, магазины. По словам Николая Цверова, списки выявленных нарушений подаются в управление соцзащиты населения. При невыполнении требований организации либо предпринимателей штрафуют.

Выбор тактильной плитки для ориентации в пространстве инвалидов по зрению, которую укладывают перед входом и в самих зданиях, на тротуарах и пешеходных переходах,  должен базироваться на СНиП и других документах. В реальности – противоречие нормативам. Например, вместо плитки с квадратными рифами, означающей «внимание, светофор» может быть уложена другая, с конусообразными, смысл которой «внимание, подземный переход». Далеко не все сочинские инвалиды вообще знают «тактильную» азбуку, ну а знакомых с ней вот такие обозначения просто ставят в тупик.

По информации Сергея Гриня, эксперта по оценке уровня доступности для малобильных групп населения (МГН) департамента интеграции и координации подготовки Паралимпийских игр администрации Сочи, замечания инвалидов учитываются не всегда. 

— Иногда не обращают внимания на простейшее, — говорит он. – Например, ветки хлещут по лицу инвалидов, следующих вдоль уложенной под деревьями тактильной плитки, как имело место быть возле перехода у железнодорожного вокзала.

Дело доходит до курьезов. В парке «Ривьера» установили указатели — шаффлборд, океанариум — с переводом на язык Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт  для письма и чтения незрячими людьми). 

— Если всего 3% инвалидов в мире знают язык Брайля, к чему бессмысленная трата денег?– возмущается Олег Стекольников. – К тому же вы можете представить, что слепой человек пришел посмотреть на дельфинов, поиграть в шаффлборд? То же относится к тактильной плитке в банках, магазинах, торгующих автомобилями, мотоциклами. Не станет же инвалид по зрению приобретать мотоцикл!

Он считает, что к этому приводят некомпетентные рекомендации органов соцзащиты.

К тому же в комиссиях, помимо представителей общественных организаций инвалидов, по закону, должны присутствовать и эксперты технического контроля в области обеспечения безбарьерной среды для маломобильных граждан, — добавляет Олег Стекольников.

В случаях, когда невозможно устройство пандусов, руководство организаций обязано установить лифтовое оборудование – стационарные инвалидные подъемники для вертикального перемещения и для перемещения вдоль лестниц. Однако их стоимость равняется цене автомобиля – от 500 тысяч до 1,5 млн рублей. Имеющихся же недостаточно либо они неисправны.  

— Хорошо бы, если бы на всех оживленных улицах были установлены говорящие светофоры, — высказывает пожелание Сергей Гринь. – Потому что посадка на транспорт и высадка, переход через улицу входят в список основных проблем инвалидов. Однако важно, чтобы при этом учитывались и интересы здоровых людей. Например, в Хабаровске, откуда я приехал, говорящий светофор разбили местные жители, потому что ночью он не давал им спать, а таймер отключения в нем не предусмотрен.

Несмотря на эти и многие другие нарушения при создании безбарьерной среды в Сочи, московские инвалиды считают наш город продвинутым, самым передовым в стране в этом плане, у них еще хуже, — говорит Олег Стекольников.

На торжественном приеме главы администрации города в День инвалидов мэр Сочи Анатолий Пахомов пообещал, что после Олимпиады продолжится работа не только по дальнейшему созданию безбарьерной среды, но и будут устраняться допущенные ошибки. Лишь бы снова это не было по принципу «авось».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь