Деревья, не высаженные в грунт из контейнеров после доставки к месту Игр-2014, — сочинская фишка первого постолимпийского лета, источник ярких эмоций озеленителей и неспециалистов, жителей и гостей курорта. Пальмы в Олимпийском парке, магнолии у железнодорожной станции Мацеста… Что случится раньше? Засохнут? Или милосердные люди вызволят деревья из горшков и зароют в землю?
Пять магнолий в стаканчиках ждут своего часа прямо под федеральной трассой. Пока еще терпят сушь и солнце на газоне транспортно-пересадочного узла под мацестинским мостом. Но вид у вечнозеленых за три месяца после Игр довольно облетевший.
Между пустой автопарковкой и железнодорожной платформкой Мацеста рабочие режут на металлолом павильоны пропуска и досмотра граждан во время Игр. Магнолии кажутся забытыми после праздника предметами.
Транспортно-пересадочный узел вместе с газонами и деревьями находится в ведении РЖД. Как раз в эти дни в Сочи проходит международный форум железнодорожников с участием главного российского путейца Владимира Якунина. Обсуждают, как повысить пропускную способность железных дорог. Якунину это важно.
А магнолиям жизненно важно повысить пропускную способность земли под корнями. В глухом пластиковом горшке пропускная способность — 0. Деревца чахнут, но живут, пока дожди. Когда город накроет настоящая и долгая летняя жара, засохнут в горшках.
Сочи относится к Северо-Кавказской железной дороге с офисом в Ростове-на-Дону. Забытое под Мацестинским мостом оттуда не видно. Пришлось звонить. Там на удивление быстро разобрались и ответили.
— Это излишки посадочного материала с олимпийских объектов. Ими решили облагородить станцию Мацеста. Она относится к дирекции пригородного сообщения. Главный инженер обещал в ближайшее время, еще на этой неделе, высадить магнолии. Их обработают стимуляторами роста, чтобы они прижились, обеспечат уход и полив. Я это буду держать на контроле, на следующей неделе приеду, посмотрю. У меня сердце кровью обливается, как у биолога. Мне бы тоже хотелось, чтобы с этими деревьями все было нормально, — сообщила начальник отдела охраны природы Северо-Кавказской железной дороги Евгения Гладкова.
Если магнолии вправду высадят в грунт, можно считать, им крупно повезло.
А вот десяткам пальм в Олимпийском парке не повезло совсем. Перед Играми кубанские озеленители зарыли их в землю вместе с контейнерами, в которых деревья приехали в Сочи. Уже в апреле пальмы начали сохнуть. На место увядания была вызвана Нина Подколзина, старейший мастер сочинского «Зеленстроя». Только на одном участке Олимпийского парка она насчитала около 30 канарских фиников, высаженных в грунт с горшками.
— Еще в Олимпиаду гости ко мне приезжали, удивлялись: почему пальмы в горшках? Я отвечала: понятия не имею, я их не сажала. После Олимпиады меня позвали в парк и спросили, почему пальмы сохнут. А они прикопаны в кадках. Я тогда сказала, что надо высаживать в грунт. Мои собеседники («Омега») ответили, что они только эксплуатируют парк, а сажали другие… Я ничего не понимаю! Кто и по чьему указанию их так сажал? Я ничему уже не удивляюсь в наше время, — сказала Нина Подколзина.
— Пересадить пальмы из кадок в землю мог бы наш МУП «Зеленстрой», но его господин Пахомов еще в 2010 году обанкротил. На нашей бывшей базе на Пластунской, 52 до сих пор техника ржавеет. Когда проезжаю мимо, сердце кровью обливается. Эта база строилась когда-то на прибыль, заработанную «Зеленстроем». Нас выгнали, угробили, и некому за порядком следить в озеленении города, — считает собеседница «Сочинских новостей.рф».
Впечатляет эволюция, пройденная Олимпийским парком от стадии проектирования до воплощения его экологической составляющей на местности. На красивом рисунке одно из огромных сооружений Олимпийского парка увенчано зеленой кровлей, это целый сад на крыше. Мол, будет и у нас, как на Олимпиаде в Лондоне. В итоге, кровлю сделали обычную — голую. А на земле пальмы из горшков не достали. Такого озеленения нигде нет, даже в Лондоне.
Демократия отвечает на вызовы созданием институтов гражданского общества. В ответ на жестокое обращение с кошками и собаками возникли общества защиты животных. Сочи впору создавать общество защиты деревьев от бессмысленно жестокого обращения. Кроме пальм в горшках, много других фактов. На стройке совмещенной дороги Адлер — Красная Поляна в долине Мзымты вырубили гораздо больше реликтового леса, чем было необходимо. Самшит, чтобы спрятать от экологов, буквально зарывали в землю.
Конечно, по сравнению с бродячими животными деревья имеют непростительный изъян: они не лают, не кусают, не мяукают ночью под окнами. Деревья молча задыхаются и сохнут в тесных боксах в отрыве от земли. Но, будучи живыми организмами, они тоже что-то чувствуют. Значит, нуждаются в сочувствии.