В воскресенье 22 июня, когда в России отмечается День памяти и скорби, в Сочи общественная организация «Дети войны» собиралась провести митинг в центре города. Однако получила отказ, мотивированный тем, что площадь у памятника Ленину принадлежит не городу, а краю. Кроме того, организаторам дали понять, что они находятся в «поле» закона о противодействии экстремизму.
Перед планируемым событием между организаторами и мэрией шла активная переписка. Председатель Сочинского отделения организации «Дети войны» Баронкина и уполномоченное лицо Шевченко уведомили городские власти о намерении провести указанный митинг. Предполагалось, что в нем примут участие до 500 человек. Среди заявленных тем мероприятия значились такие: «сохранение исторической памяти о вкладе Советского Союза, его народов и «детей войны» в победу над фашизмом; достижение принятия законов о присвоении официального статуса гражданам, бывшим детьми в период Великой Отечественной войны и войны с Японией, и предоставления им соответствующих социальных обязательств; выражение общественного мнения по отношению к событиям на Украине и политики, проводимой властями РФ по поддержке мирного населения Юго-Востока Украины (Новороссии)».
В общем-то, никакой «крамолы». Это с точки зрения организаторов. А у властей иное мнение. В чем «крамола», об этом чуть позже, а пока разберемся с местом проведения митинга. Оно было обозначено как площадь у памятника Ленину, улица Орджоникидзе, 51. Однако, как видно из ответа мэрии, разрешение проводить там такие мероприятия — за рамками ее компетенции. Потому что памятник относится к охраняемым объектам регионального значения, а значит, обращаться за разрешением нужно в край. Подписала ответ начальник управления по взаимодействию с общественными организациями администрации Сочи Наталья Мажанова.
Хорошо, обратились в край. Соответствующее письмо направил туда депутат Госдумы РФ Обухов. И получил интересный ответ. Из краевой прокуратуры. Оказывается «установлено, что объект монументального искусства регионального значения — памятник Ленину В.И…. находится в реестре муниципальной собственности города-курорта Сочи, балансосодержателем памятника — муниципальным бюджетным учреждением оформлено охранное свидетельство». Как говорят в подобных случаях — о как! Подписал ответ прокурор Краснодарского края Коржинек.
Казалось бы, тема исчерпана.
Но — нет. Несмотря на то, что администрация города в любом случае по закону должна была предложить иное место для проведения митинга (чего, как видим, не было сделано), вскоре от госпожи Мажановой организаторы получили еще и предупреждение о невозможности проведения мероприятия, поскольку-де организаторы не выполнили рекомендации мэрии и не проинформировали письменно городские власти об их принятии или непринятии. А теперь, мол, уже поздно: 19 июня на дворе, поезд ушел.
Свое предупреждение прислало и УВД Сочи. Ссылаясь на законы «О собраниях, демонстрациях, митингах…» и «Противодействии экстремистской деятельности», организаторов предупредили о грозящей им ответственности, если будет какое-то отклонение от заявленных целей мероприятия. Вообще-то эти «отклонения» — дело тонкое. Смотря кто их фиксирует. Вот, к примеру, какой-нибудь субъект вытянет руку дальше положенного, а «фиксирующий» увидит в этом «зиг» гитлеровский… И — до свидания, митинг.
Естественно, предупрежденные со всех сторон, да еще и не имея на руках разрешения о проведении митинга, организаторы от задуманного вынуждены были отказаться.
Вообще переписка организаторов с разными инстанциями была более обширной. Не цитируем все лишь для экономии места, хотя соответствующие документы в распоряжении редакции «Сочинских новостей.рф» имеются.
Короче, митинг не состоялся. Несмотря на свои безобидные, а в чем-то даже и патриотические, задумки. Не дали отметить памятную дату, в общем. А почему, собственно? Стариков испугались? Ведь в «Детях войны» состоят люди, родившиеся в период с 1928 по 1945 год.
Может речь идет о банальной перестраховке? Вот соберется много людей, мало ли чего, а вдруг их не туда понесет?
Ладно, поинтересуемся версиями пострадавшей стороны.
— Во-первых, чисто по-человечески, я считаю поведение администрации города в этом вопросе отвратительным, — говорит заместитель председателя Сочинского отделения общественной организации «Дети войны» Юрий Дзагания. — Ведь дело касается людей, которые в годы войны прошли через большие испытания и наряду со взрослыми разделили все трудности и тяготы того периода. И отказать им в проведении митинга в важный для них день, День памяти и скорби — это за гранью понимания. Тем более что отказ был немотивированным, абсурдным и опирался на надуманные доводы. И надуманность эта очевидна, если прочитать всю переписку по теме.
Истинную причину отказа заместитель председателя видит в недопущении активности организации, которая не курируется властями и независима от них. Дзагания пояснил, что «Дети войны» была создана по инициативе КПРФ, и исключительно в благих целях. А именно: обеспечить элементарными льготами категорию граждан, которая оказалась за бортом социальной политики государства, хотя имеет право на поддержку. Ведь в годы войны эти люди не только перенесли разного рода лишения, но многие из них были участниками трудового фронта, хотя это никак официально не оформлено. Не секрет, что детсткий труд в тот период использовался повсеместно, просто по причине нехватки рабочих рук.
— Депутаты от фракции КПРФ неоднократно вносили предложения о необходимости социальной защиты этой категории граждан, но правящая партия с подачи правительства их систематически отклоняла, — рассказал Дзагания. — Речь идет о доплатах к пенсии, возможности пользоваться 50-процентной скидкой при покупке лекарств, транспортных и коммунальных льготах. Организация для того и была создана, чтобы добиваться введения соответствующей социальной помощи, если не на федеральном, то хотя бы на региональном уровне.
Сейчас в сочинском отделении, по словам заместителя председателя, состоит более 7 тысяч человек.
Тем временем, некоторые политические активные люди высказывают подозрения, что эта организация в Сочи была создана исключительно под выборы. В данном случае — под выборы мэра.
— «Дети войны» — общероссийская организация, а не местная, — пояснил по этому поводу Дзагания. — Сочинское отделение возникло потому, что такая категория людей в городе есть, и она не маленькая. С другой стороны, я не исключаю, что у администрации города есть соблазн подчинить организацию своем контролю, в том числе и для использования в ходе предвыборной гонки. Опыт у них есть: могу ответственно заявить, что многие ветеранские организации города уже попали под такой контроль.
Ладно, оставим политику и обратимся к мировому опыту. А именно: возможно ли такое, чтобы люди, в чьих документах не зафиксированы какие-то специальные основания для получения льгот, пользовались бы ими? Например, просто по принадлежности к определенной возрастной категории.
Да, есть такое! В ряде стран при пользовании транспортом или посещении платных объектов общественного значения при условии достижения определенного возраста автоматически дают скидки. Эту систему в действии я видел, например, в Италии. Там порог скидок в таких случаях начинается с 60 лет. И посетителям сами служащие при покупке билетов обычно напоминают об этом.
Заметьте, это — не за страдания и лишения, как в нашей ситуации. А просто «за возраст». В общем, прецедент есть. А Россия, по конституции, — социальное государство. И это достаточное основание для внимания к запроса людей, которые просто по моральным основаниям могут рассчитывать на внимание со стороны общества.