Людей на вершине горы Ахун мало. Напротив видовой башни замерло пустое чёртово колесо. Мрачные ростовые фигуры (за рубежом мода на них давно прошла) тормозят редких посетителей у ларьков, продающих сувенирный ширпотреб. Асфальт на пустой стоянке исчерчен шинами ночных гонщиков… Сама жизнь подсказывает защитить гору шлагбаумом от лихачей и оставить в покое, как и предписывает ее статус — памятник природы «Гора Большой Ахун». Однако охраняемую гору хотят взорвать большой стройкой и поднимать на Ахун около трех миллионов туристов в год. Разве это реально? А если нет, что за этим кроется?
Сегодня рыночная конъюнктура благоприятна для сохранения памятника природы и неблагоприятна для развития бизнеса на Ахуне. Олимпийский парк оттянул на себя экскурсионные потоки.
— В этом году заметно снизилось число экскурсий на 33 водопада, на гору Ахун. И другие традиционные достопримечательности Сочи вызывают меньший интерес, — говорит директор экскурсионной фирмы Ирина Казанкова.
Опытные гиды считают, что на экскурсии по Сочи едут, в основном, туристы-урбанисты, они выбирают удобства и «кичуху». Например, посетители тисо-самшитовой рощи жаловались, что их не возят в электрокарах (!) по заповеднику. Но это же замечательно. Пусть едут на олимпийские объекты – природа целее будет. Если говорить о финансовых интересах Большого Сочи, какая разница, где турист оставит деньги?
Никто не жалуется, что нет экскурсий по памятнику природы «Сосновая роща» на мысе Видном. А ведь ситуация похожа. Недалеко от горы Ахун, на вершине приморского холма, венчающего рощу сосны пицундской, стоит исполинский крест с асфальтовой площадкой под ним. Там тоже шумели ночные гонщики.
На мысе Видном гонщикам загородили дорогу шлагбаумом. Это стало возможно благодаря тому, что кафешники и ларёчники не сумели захватить пятачки для торговли под крестом. Но главное, роща сосны пицундской на мысе Видном сохраняет статус памятника природы регионального значения. А гору Ахун вот-вот этого статуса лишат.
Усилия в этом направлении предпринимают Москва, Краснодар, Сочи. Министерство природных ресурсов России и краевое МПР решили снять статус памятников регионального значения со всех территорий, входящих в Сочинский национальный парк. В том числе и с горы Большой Ахун. Формальная логика чиновников такая: ни к чему дублировать охрану краевым статусом на федеральной особо охраняемой природной территории (ООПТ).
Однако сочинская общественность против такой логики. Да, нацпарк — это ООПТ. Но внутри он поделен на различные зоны, включая рекреационную и хозяйственную, где разрешено капитальное строительство. Границы зон размыты, не закреплены кадастровым учетом и могут меняться келейными решениями исполнительной власти без согласия законодателей, без ведома граждан Сочи.
Несколько общественных слушаний, они проводились в этом году и в прошлом, не сняли, а усилили остроту противоречий между обществом и властью в лице директора Кубанского государственного аграрного университета Леонида Ярмака. Госагроуниверситет получил от краевой администрации заказ на комплексное экологическое обследование памятников природы, но выполнил работу халтурно.
Замечания общественности оказались по существу проигнорированы. Тем не менее, материалы обследования поступили на государственную экологическую экспертизу. На днях в Краснодаре прошло ее первое заседание. О результатах «Сочинским новостям.рф» рассказала доктор биологических наук Светлана Литвинская:
— Все эксперты, и я в том числе, дали отрицательные заключения на представленные материалы в связи с непрофессиональным подходом к выполнению работы. Как дальше будут развиваться события, не могу знать. Эксперты только делают заключение, а решение принимает Министерство природных ресурсов. Сочинский нацпарк — это федеральная территория, и рассматривать проблему необходимо на федеральном уровне. Не могу понять, почему этот вопрос решается на региональном уровне. Мы можем только предложить решение вопроса, но для этого необходимо всем специалистам, именно специалистам, из Сочи, Краснодара сесть за рабочий стол и найти приемлемые варианты. ООПТ в Краснодарском крае — это не простой вопрос, он требует глубокого изучения, а не поверхностного описания из паспортов 80-х годов прошлого века.
Экологи-общественники опасаются, что чиновники МПР придумают, как умиротворить госэкспертизу или обойти ее отрицательное заключение, и официально снимут статус памятников природы.
А фактические нарушения охранного статуса Сочинский национальный парк практикует давно. Особенно на горе Большой Ахун. В 2005 году известный сочинский предприниматель Валерий Удалов взял у нацпарка в аренду сроком на 49 лет 2 гектара леса на вершине Ахуна. По документам — для обустройства и эксплуатации спортивно-развлекательного центра.
Туристические услуги на Ахуне оказывали и до Удалова. Но исторически видовая башня и шашлыки под ней появились задолго до 1988 года, когда гора получила статус памятника природы. Прежде существовавшие постройки не вошли в границы территории, где запрещена любая деятельность в ущерб природе.
А вот в 2005-м нацпарк запустил в лес арендатора в нарушение федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно закону, владельцы земельных участков обязаны обеспечить режим особой охраны памятников природы.
Одно нарушение потянуло за собой цепочку.
Напротив видовой башни появился дублер и конкурент — колесо обозрения. Его установили без разрешительных документов, без экологической экспертизы. Под колесом выросло кафе «Колесо», рядом еще кафе. Воду в кафе привозили в бутылках. Когда она превращалась в жидкие бытовые отходы, вероятно, сливали на рельеф. Благодаря своей геологии гора хорошо впитывает влагу. Хуже — машинное масло и топливо. Тем не менее, электричеством колесо и кафе питает дизель-генератор.
— В августе этого года Территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю г. Сочи была проведена внеплановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований санитарного законодательства. На юридическое и должностное лицо составлены протоколы об административном правонарушении. Протокол на юридическое лицо направлен на рассмотрение в суд Хостинского района Сочи для принятия решения об административном приостановлении деятельности, — рассказывает помощник депутата ЗСК Нина Рогачова.
Сегодня на стройплощадке под чертовым колесом затишье. Кафе закрыто. Прилегающая территория огорожена забором, частично обрушенным упавшими от ветра деревьями. Внутри вырыт котлован. Лежат спиленные буки. Еще живые деревья пронумерованы, видимо, тоже под снос.
Но есть признаки, что это затишье перед бурей. Нынешней осенью на Международном инвестиционном форуме в Сочи был представлен предпроект канатной дороги от ресторана «Кавказский аул» (при входе на Агурские водопады) до вершины горы Ахун.
АПК-ПРОЕКТ, автор предпроекта, основывается на строгих математических выкладках. Производительность предлагаемой канатной дороги — 1000 человек в час, 8000 в день, около трех миллионов в год.
Нельзя заведомо исходить из того, что дорога будет простаивать. Кто же говорит такие вещи инвестору! Но тогда встает вопрос на засыпку: как эти миллионы доставить к нижней станции канатной дороги и чем их на Ахуне занять?
Этот труднейший вопрос предпроектанты решают с блеском.
«Для эффективной загрузки канатной дороги стоянки автотранспорта должны обеспечивать ее дневную производительность 8000 человек в день. В схеме генерального плана нижней зоны с перспективой развития показано проектное предложение по устройству стоянок на 240 машиномест для автомобилей, 40 мест – для автобусов и 10 мест для минивэнов. Однократное ее заполнение обеспечивает прибытие 2500 посетителей, необходимых для эффективной загрузки канатной дороги.
Возможный вариант реализации генплана – спрямление и регулирование русла реки Агура на протяжении 540 метров от моста вниз по течению, что позволит получить 1,33 гектара инженерно подготовленной территории по обоим берегам реки, пригодной для размещения автостоянок. Продолжительность работы канатной дороги можно увеличить до 12 и более часов в день, это потребует увеличения вместимости автостоянок, что реально сделать за счет строительства второго уровня стоянок для автомобилей и высвобождения части первого для автобусов…»
Это о том, во что превратится территория при входе на Агурские водопады. Но еще более впечатляет то, что будет на вершине Ахуна и прилегающих склонах. Это — чтение не для слабонервных.
Амфитеатр на 1500 мест для проведения всемирного хорового фестиваля.
Комплекс малых гостиниц на 100-150 мест.
Многофункциональный корпус с пандусно-террасными крышами для катания детей и взрослых. Для продления сезона катания возможно использование снежных пушек. Для катания летом применяется пластиковое покрытие, как на тренировочных трамплинах.
Еще санная трасса с бугельным подъемником вдоль тропы за видовой башней.
Очень привлекательны катки, особенно открытые, и с возможностью вечернего катания.
Санный поезд на заснеженном отрезке горного серпантина очень привлекателен для детей младшего возраста. Взрослые могут кататься на прокатных снегоходах по подготовленным снежным трассам.
Возможны тарзанки и канатные парки, а также очень популярный аттракцион – аэротруба, заменяющая рискованные прыжки с парашютом, но почти не уступающая им по остроте ощущений. Завершающим аккордом этого экстрим-парка может стать верхняя станция канопи-тура. Любители самых острых ощущений перемещаются на роликовых подвесках по системе натянутых канатов над пропастями, каньонами и долинами рек. Отсюда может начинаться канопи-тур на Орлиные скалы и через Агурские водопады до нижней станции канатной дороги с последующим возвратом к началу маршрута.
На склонах горы необходима организация полигонов для лесных вариантов пейнтбола, лучных, арбалетных и пневматических тиров.
Заслуживает внимания идея, предложенная Заказчиком в верхней зоне горы Большой Ахун: создание монумента, символизирующего единство людей доброй воли в Истине и Правде.
Согласитесь, таким предпроектом город Сочи красиво заявил о себе на первом после Олимпиады Международном инвестиционном форуме. Дескать, Игры прошли, но великие стройки продолжатся. Можно было бы еще космодром на Ахун посадить, рядом с монументом Истины и Правды. Ничего страшного, ведь МИФ в соответствии с названием является форумом сказочников. Только представляет сказки не для детей, а для инвесторов. Например, можно вспомнить очень страшную сказку о повороте сочинских рек в Африку, рассказанную корпорацией «Росвода» и Управлением проектов городского развития администрации Сочи. АПК-ПРОЕКТ в фантазиях и вариациях на тему канатной дороги составил достойную конкуренцию «Росводе».
Реально говоря, миллионы отдыхающих горе Ахун не грозят. Им неоткуда взяться в условиях острой конкуренции между экскурсионными объектами внутри города и внешней конкуренции Сочи с другими курортами. Золотой дождь в городскую казну с Ахуна не польется.
Заявленная цель сродни путеводной звезде: она задает направление, но никогда не будет достигнута. Реальные цели будут достигнуты раньше, как было на олимпийских стройках: нажива в мутной воде проектирования и строительства, деградация памятника природы с последующих захватом земли, где уже ничего не будет расти. Это называется «инженерно подготовленные территории». А мы думали, что это природа, мать наша.