Армия Путина

0
625

Если вы этого не слышали – то и говорить, собственно, не о чем. А между тем, новая песня сочинской поэтессы Татьяны Назаровой «Мы – личная армия Путина» достойна пристального внимания. Впервые клип появился на сайте Сочинского управления культуры 14 апреля 2015-го и за пару недель его посмотрели около 100 тысяч человек. Так что, смотрите – и не говорите, что не видели…

Ну вот, а теперь, когда к этим ста тысячам (или сколько там уже на этот час?) присоединились и вы, самое время разделить зрительские восторги по поводу песни и автора.

Ах, какая женщина, какая женщина, мне б такую…

Эта строчка из собственной песни преследует Татьяну Назарову уже двадцать лет. Встретив Татьяну Ивановну, каждый второй произносит именно эти слова. Стереотипное мышление: «Великая русская река? – Волга! Великий русский поэт? – Пушкин! Ах, какая женщина? – Назарова!».  Эта песня  широко известна в исполнении Вадима Казаченко и стала настоящим брендом Назаровой. Причём брендом в прямом смысле слова. К своему 50-летию наша землячка запатентовала эту фразу из текста своей самой известной песни на тот случай если, по её собственному признанию, кем-то  «будут выпускаться парфюмерия, косметика, алкоголь и кондитерские изделия.Им – радость, а мне – проценты».

Разумеется, творческий багаж Татьяны Ивановны не ограничивается этим всенародным шлягером. Её песни поют Алла Пугачёва, Валентина Толкунова, Лариса Долина.… И почти всегда это были песни о любви, страданиях  женской души и неразделённых чувствах. Были. Сейчас – другое. Время изменилось. «Песни, которые создаю сейчас, – патриотические, то есть  для отечественного шоу-бизнеса не очень «форматные». Однако убеждена, что эстрада – идеологическое оружие, пренебрегать которым неразумно», — так сегодня формулирует своё новое творческое кредо Татьяна Назарова.

«Так близки наши тела, и безумные слова, без стыда тебе шепчу я…»

Маршевый стиль новой песни отсылает нас в непростую эпоху массовых парадов, зримой демонстрации величия империи и единодушного осуждения врагов. И тех, которые снаружи, и тех, которых нашли внутри. Верно ухватив «мессидж», посылаемый в массы федеральными СМИ, Татьяна Назарова сработала на твёрдую «пятёрку» — и из-под пера «ах, какой женщины» свободно потекли такие строчки:

«Нам грозит разный сброд,
Но шагаем вперёд,
Не растеряны мы на распутье.
У российской земли
Есть защитник — народ.
У народа России есть Путин!»

И чуть ниже:

«И пусть знают чужие по сути нам
Доброхоты из пятой колонны,
Мы — личная армия Путина,
И нас миллионы!»

И ещё немного ниже:

«Мы прошли через ад,
Где «ни шагу назад!»,
Дремлет в генах святая свирепость…»

На следующий же день после интернет-премьеры песни «Мы – личная армия Путина» к Татьяне Назаровой приехали журналисты одного кубанского телеканала, и в интервью поэт-песенник поделилась первыми опасениями: «Я написала то, что из души, но я боюсь, что меня обвинят в культе личности… Хотелось, чтобы было то, что нас объединяет, как граждан. Я верю в нашего президента, я очень хочу в нем не ошибиться, и я понимаю, что теперь с такой песней мы связаны».

Предчувствия не обманули Татьяну Ивановну.  С одной стороны – счётчик просмотров нового клипа  в интернете вертелся как флюгер на ветру – что не могло не радовать автора, но с другой — несознательная часть интернет-сообщества (коих оказалось изрядное количество!) жёстко комментировала песню. Слова «подхалимство и конъюнктурщица» перемежались с фразами – «подставила Президента!», «мне реально стало страшно» и «возвращаем и укрепляем скрепы!». А вот это уже не могло не огорчать автора.

Возможность оставлять комментарии на сайте YouTube с самого начала была предусмотрительно отключена, но ролик разлетелся по сети. Через две(!) недели  после премьеры зрителями нового клипа стали почти 100 тысяч человек. Успех…

«Это не лизоблюдство, а пиетет»

Под таким заголовком в «Московском комсомольце» вышло в своё время интервью Артура Гаспаряна с поэтом Ильёй Резником.  Илья Рахмиэлевич отдувался за свой шлягер «Когда мы вместе». Тоже про Путина, тоже хорошо. Музыку не совсем  в своём стиле  написал подзабытый Кай Метов, с должным  надрывом спела Маша Распутина.

В песне есть такие строчки:

«Служенье ваше – Божий знак

Вы в мир явились доброй вестью,

Любой повержен будет враг

Всегда, когда мы с вами вместе»

И припев:

Дай Бог, чтоб свет ваш не погас,

Дай Бог благословенной силы,

Россия молится за вас,

И вы молитесь за Россию!»

И чуть выше:

«В сей исторический момент

Тревог, надежд и испытаний

Примите, друг наш, Президент,

Страны сердечное признанье…»

И чуть пониже:

«Надежда наша и оплот

Великий сын своей  Отчизны!»

Таким образом, божественный характер власти Президента Путина раскрыт своевременно и творчески убедительно. По мнению Ильи Резника, ультрапатриотический текст россиянам понравился. А радиостанция «Эхо Москвы» тут же провела опрос: «Является ли песня “Когда мы вместе” лизоблюдством и проявлением культа личности?». 87% слушателей ответили согласием. Но это ж «Эхо Москвы»…Аудитория специфическая…

Что же касается «МК», то  Артур Гаспарян на всякий случай уточнил у Ильи Резника:

То есть у вас с Распутиной и Метовым возникла непреодолимая внутренняя потребность пламенно признаться в любви к руководителю?

— Я с большим пиететом к нему отношусь. И горжусь, что у него такая популярность — под 90 процентов. Поэтому не надо стыдиться. Это не лизоблюдство или пресмыкание. Во всяком случае, с моей стороны. Еще раз повторю, лично мне это ничего не дает, абсолютно. Я говорю все искренне.…Вот и все. А мы славим не только президента, а и свою страну, а он ее представитель, —  признался маэстро.

На фоне мастодонтов российской поп-сцены милой шалостью смотрится песенка одного паренька из Таджикистана. Толибджон Курбанханов посвятил Путину сразу несколько песен. Самая-самая написана в 2012 году, как раз в ту пору, когда Владимир Путин был премьер-министром, на носу – президентские выборы и мир замер в ожидании – кто же сменит Дмитрия Медведева? Кого изберут? Толибджон оказался на шаг впереди избирательного штаба Путина и своей песней решил не словом, а делом поддержать кандидата. Песня так и называется – ВВП.

Некоторые злые журналисты наивной простоты текста не поняли, в искренность чувств не поверили, придрались к словам, обвинили в связях с оппозицией и вынесли вердикт – «лучший антипутинский ролик в истории». Толибджон не угомонился, тему продолжил и через год ко дню рождения кумира написал ещё. Потом ажиотаж прошёл, и таджикского соловья забыли.

Боже, Царя храни! 

Традиция восхваления монарших особ уходит корнями в историю человечества. Задолго до нашей суетной эры гигантские статуи египетских фараонов не оставляли сомнений в божественном происхождении древних царей. Вольная трактовка образа не предполагалась. Заблуждения перекочевали во все культуры и времена. Не дожидаясь данных соцопросов, римский император Калигула сам объявил себя «живым богом», притеснял народ, регулярно повышал налоги и под конец въехал в сенат верхом на коне. Придворные поэты и биографы обеспечивали «информационное сопровождение». К слову сказать, ещё до Калигулы образ другого римского императора – Августа вообще дал толчок к развитию национальной скульптуры. Поощряемое искусство расцвело пышным цветом на государственных заказах. Последователи не отставали – император Каракалл, судя по произведениям скульпторов, создававших его бюсты в стиле барокко, предпочитал видеть себя в образе Бога-Солнца. Ну да ладно, Древний Рим – это, как говорится, дела давно минувших дней, но, копаясь в биографиях правителей того времени, историки сделали любопытный вывод – чем больше римских императоров восхваляли при жизни, тем сильнее их ругали после смерти. Маятник людских пристрастий мотало из стороны в сторону с математической точностью. В просвещённый век мало что изменилось. Гавриил Державин стал знаменит одами в честь Екатерины Второй. Правда, природная скромность не позволяла пииту напрямую восхвалять императрицу, и он прозрачно вуалировал свой восторг через обращение к Фелице — богине успеха и счастья из римской мифологии. Приёмчик формальный – придворные того времени, да и нынешние школьники знакомы с этими гимнами Державина с припиской – «ода Екатерине Второй». Короче, все знают про кого он: 

«Твою к нам милость, мать народа,

Мне всю удобно ль исчислять?

Произвела тебя природа,

Чтоб всю вселенну удивлять!»

«Недуг» воспевания начальства поражал далеко не безвестных стихослагателей. Не избежал этого даже безупречный Михайло Ломоносов. По разным информационным поводам из-под его пера вышло не менее десятка гимнов в честь монарха, причём правители менялись – а оды возникали как по графику. На день свадьбы, ко дню восшествия на престол, на день рождения. Вот, например, не хуже Резника: 

«Сия Тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная Твоя держава
О, как Тебе благодарит!»
— это Ломоносов про Елизавету Первую.

С «Боже, царя храни» история отдельная.  Прообразами послужили немецкий гимн «Gott erhalte den Kaizer» и английский – «God save the King». Александр Первый манеру перенял, и первое время русские слова звучали под английскую мелодию. Но Николаю Первому стало«скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую», и Алексей Львов написал исконно русский «саундтрек», а Василий Жуковский –  новый текст.  Но величественный гимн на протяжении ста лет не воспевал конкретную фамилию, царя славили как символ, видя в нём, прежде всего, Помазанника. Монархия… С чего начали, тем и заканчиваем…Правда, сейчас, как говорится,  «и труба пониже и дым пожиже»…

Поэтическое переживание радости и сердечного восторга при виде Руководителя сопровождает многие культуры и во все времена.  Ода стала жанром. В общем, далее – везде. Ленин, Сталин, каждый из Генеральных секретарей КПСС – все получали свою порцию лести. Книги, песни, фильмы, транспаранты… Казалось бы, нынешний циничный век вседозволенным интернетом выдул из сознания любые намёки на культ какой-либо, пусть и замечательной, личности. Островки «всенародного ликования» в виде Северной Кореи не в счёт. Казалось бы…

Градусники и лакмусовые бумажки

Поэт – существо нежное, ранимое и чрезвычайно чувствительное. Живо откликается не только на предварительный заказ, но и на настроение в обществе. И если, допустим, «Эх, хорошо в стране советской жить» нужно было написать в 1935 году для кино и никаких других вариантов трактовки жизни не предполагалось (потому что через два года был уже 1937-ой), то в 2015-м песни Резника и Назаровой, по признанию обоих, никто не заказывал (а что будет через два года – никто  не знает). Ну а раз «по велению сердца», то получите – поэт уловил настроение масс, распознал в насупленных бровях крестьянина и рабочего невысказанное и – готово! — «Мы – личная армия Путина» в унисон со строчками про «великого сына». И не пытайтесь уличить автора в подхалимстве или, чего страшнее, в корысти. Он так чувствует! И говорить любит от имени страны и миллионов. На меньшее не согласен. Потому как —  провидец! «Поэт в России больше,  чем поэт..» Помните, что там у Евтушенко дальше? А дальше вот что:«Поэт в ней – образ века своего и будущего призрачный прообраз». Короче, неча на зеркало пенять… Заслужили.   

Имя нам – миллионы

О верности Президенту патриотически настроенные россияне заявляют всё громче и шире. Раньше и ярче всех сформулировал посыл к руководителю страны Рамзан Кадыров, выступая перед чеченскими силовиками. Он обозначил их  как «боевую пехоту Владимира Путина» и «добровольный спецотряд Верховного Главнокомандующего». Сочи не отстал, и Татьяна Назарова первой ввела в песенный обиход термин «личная армия Путина». Видимо, под ним подразумевается коллектив сторонников действующего президента. Судя по кадрам клипа, немалое их количество сосредоточено в Георгиевском зале Кремля. Но это лишь вольная трактовка видеоряда, потому что из слов песни следует, что «нас миллионы». Так оно и есть. «Левада-центр» тому свидетель. По данным опроса, опубликованного 1 апреля, за Путина проголосовали бы 82% россиян. Так что права Татьяна Назарова, права. Миллионы. Ну, а что касается остальных процентов (из песни слов не выкинешь!) – что с них взять – «доброхоты из пятой колонны», да «разный сброд»…

О том, что песня Татьяны Назаровой не залежится на полке,  можно сегодня уже не волноваться.  Подхватят массы, будь спок! Так что, если не хотите беззвучно шевелить губами – учите слова. Грянем вместе!

Служить бы рад… 

Вопрос о том, насколько прилично при посторонних хвалить начальство, волновал человека всегда. Моральный выбор каждый делает сам. И о том, что с культом личности общество получает в нагрузку ГУЛАГ, репрессии и Бутовский полигон – вспоминает не каждый. Причинно-следственные связи – не наш конёк. И  лесть в адрес босса нас тоже поначалу не напрягает.  Хотя Чацкий, например, нос воротил от идеологии Фамусова и выдал потомкам готовую формулу – «Служить бы рад, прислуживаться тошно». И чего добился? Горе одно от своего ума получил. Диссидентом стал. Уехал. «Карету мне, — мол, — карету…». Где он нашёл «уголок» своему «оскорблённому чувству» — Грибоедов умалчивает…  Время у нас сейчас другое. И водораздел между «служить» и «прислуживаться» стёрся. Пора определиться в понятиях. И русский язык — нам в помощь. Итак. Служить можно Родине, стране, высокой идее. А прислуживаются конкретному человеку (императору, диктатору, президенту – нужное подчеркнуть) или группе лиц (партии, правительству – ненужное вычеркнуть).  Вот и всё. Ну, а для культа личности в России никаких предпосылок, разумеется, нет. Таково моё оценочное мнение и независимое суждение. Я думаю, Владимир Владимирович меня бы понял…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь