Канализации в Сочи никогда не было. Это исторически сложившийся факт. Шли годы, мэр сменял мэра, город строился стремительными темпами, из южной столицы России Сочи переименовали в «курорт мирового значения», но ситуация с водоотведением оставалась неизменной. В большинстве населенных пунктов оно отсутствовало.

Около года назад власти решили заняться этой проблемой всерьез. Решить городскую проблему предстоит местным жителям. За их собственные средства. Главная задача градоуправителей в этом нелегком деле заключается в том, чтобы вовремя перекрыть кран с водой тем, кто по каким-то причинам не смог провести коммуникации. Наш корреспондент узнавал, что думают по этому поводу жители города и в какую сумму им обойдется канализация на мировом курорте.

Город и Водоканал вместе и навсегда?

Сегодня в Сочи насчитывается около ста сельских населенных пунктов, канализации нет в большей части из них. Около десяти сёл в начале ХХI века обходятся без магистрального водопровода.

Канализацию в Сочи никто не разрушал и тайно не крал в ночной темноте. Ее никогда не существовало. Миллиардные вложения в городскую инфраструктуру, связанные с проведением здесь Игр, тоже ничего не изменили. Хотя попытка была.

За год до их начала практически на всех информационных ресурсах прошли новости о том, что в Сочи будет канализовано около 70 населенных пунктов. Информационным поводом для таких сообщений стало не начало работ по строительству водоотводов, а всего лишь разработка Программы развития коммунальной инфраструктуры Сочи. Работа шла исключительно на бумаге.

Журналисты, конечно, с новостями поторопились. Это стало понятно, когда разработчики программы на одной из сессий Городского Собрания назвали сумму, в которую городу обойдется подобная роскошь. Программу несколько раз отправляли на доработку с целью уменьшить количество нулей в цифрах. Разработчики обижались и говорили что-то про горный рельеф и про то, что сети отсутствуют не где-нибудь, а в большей части населенных пунктов. Так ничего и не добившись, власти решили найти инвесторов, готовых вложиться в коммунальную инфраструктуру. На этом вопрос был закрыт.

Около десяти лет назад городское имущество в сфере водоснабжения было передано в аренду частной организации. Передано, кстати, по вполне себе сносной цене, которую многие специалисты даже назвали заниженной. За право собирать средства за поставку воды с каждого жителя города представители организации много чего пообещали, в том числе и модернизацию старых сетей, и прокладку новых. Сложно сказать, что за десятилетие, во время которого усиленно печатались и рассылались квитанции, ничего не было сделано, но то, что канализация в большинстве районов города по-прежнему отсутствует, – факт.

В итоге к горделивому статусу мирового курорта Сочи подошел с не совсем приятной проблемой, стекающей прямо в море. В той ситуации, когда нельзя похвастаться наличием комфортных и доступных пляжей, иметь еще и море, заполненное нехорошими стоками, — тут уж не только на право курорта мирового значения претендовать не приходится, тут даже сам статус курорта может оказаться под большим сомнением.

Кто виноват и что делать?

Конечно, проблем не надо бояться, их надо решать. Другой вопрос — как. Городской бюджет сегодня балансирует где-то на грани ухода в минус. При этом ежегодно сотни миллионов рублей отправляются на счета убыточных муниципальных предприятий во имя их спасения. У города сегодня несколько кредитов, которые надо отдавать. То есть управители муниципальными средствами сегодня вполне могут расписаться в неспособности решить на курорте мирового уровня банальную проблему канализационных стоков. И в том, что в течение долгого времени ею никто особенно не занимался, — тоже.

Тут бы самое время вспомнить, что у нас все-таки есть муниципальное водное имущество, которое можно сдать в аренду более успешно, или еще можно вспомнить про обещания, которые давали представители ООО «Югводоканал». Даже при той ситуации, когда денег в бюджете очень мало, за минувшие десять лет вполне можно было бы разработать программу прокладки сетей водоотведения, в которой часть средств на это мог выделять Водоканал, часть — город и даже часть — местные жители. Привлечь какие-то федеральные и краевые средства, разработать индивидуальный подход к каждому, обозначить сроки, пусть даже и не быстрые.

Срок, на протяжении которого Водоканал арендует городское имущество, достаточно долгий, за это время можно было бы если уж не решить проблему полностью, то хотя бы сделать значительный шаг вперед и обозначить планы на будущее. Но этого почему-то не произошло. В этом году уходящий состав депутатского корпуса принял единогласное решение о расторжении договора аренды с ООО «Югводоканал. Но оно исполнительной властью до сих пор не исполнено.

Происходят вообще удивительные вещи – предприятие, которое когда-то клялось и божилось сделать нам хорошо за право собирать с нас деньги, сегодня присылает нам письма с угрозами о расторжении договора на поставку холодной воды, если хорошо мы себе не сделаем сами. За свой собственный счет.

А кто не будет брать – отключим газ!

Помните управдома из фильма «Бриллиантовая рука»? Кто бы мог подумать, что эти типажи вечны как в советских городах, так на капиталистических мировых курортах.

Решение проблемы отсутствия водоотведения в Сочи было переложено на жителей города. Им теперь предписано в краткие сроки подключиться к магистральному коллектору (если таковой имеется в радиусе ближайшего километра) либо поставить ЛОС (локальные очистные сооружения).

К слову сказать, методы, когда то, что не может сделать власть, вменяется в обязанность налогоплательщикам под угрозой штрафов и лишений коммунальных благ, уже давно и весьма успешно используются в Сочи. Не так давно собственники домов дружно красили их крыши и фасады в нужный цвет, дабы город в глазах приезжих гостей производил впечатление единения и благополучия. Несколько месяцев назад на одной из строительных выставок начальник департамента дизайна и городской среды рассказывала о нелегком труде, который предстоит проделать, «убеждая» жителей Лазаревского района устанавливать одинаковые заборы и приводить в порядок улочки и переулки. Теперь вот нам надо срочно вложиться в канализацию, а не то отключат воду.

Если верить школьному курсу истории, то у нас сложилась практически революционная ситуация, когда верхи не могут, а низы не очень-то хотят. Правда, пока все тихо, не считая разбитых очков бывшего начальника управления городского хозяйства.

Самое время провести мониторинг настроения сочинцев и подробнее узнать, как сработает новая методика властей «быстро сделали город хорошим, а не то».

Не было, не было и вдруг появились

— Рома, иди, говори, когда будешь канализацию делать, тут телевиденье по этому вопросу приехало, — кричит у соседских ворот на улице Целинной наша провожатая Татьяна Топчан.
— Сделаем, конечно.. Что не сделать?.. Куда денемся? Надо … значит, сделаем, – виновато выглядывает из ворот сосед, судя по всему, уже видевший по телевизору сюжеты о нерадивых сочинцах, нарушающих на курорте санитарно-эпидемиологическую обстановку.

В каждом районе, жителям которого приходят «письма счастья» от Водоканала, своя непростая ситуация. Жителям домов барачного типа, например, надо проводить коммуникации не только по придомовой, но и по муниципальной территории. Проект тоже выполняется за их счет.

У жителей улицы Целинной, на первый взгляд, ситуация проще, магистральную сеть водоотведения к ним провели. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что подключиться к ней не так-то просто.

— Район расположен на холме, — рассказывает Татьяна Топчан. — Был изначальный проект водоотведения, в котором магистраль шла внизу холма. Спустить трубы вниз из частных дворов гораздо проще и дешевле. Но не так давно водоотвод проложили в верхней части, причем прямо под асфальтированной автодорогой. Теперь стоки будут не стекать, а подниматься. Для этого нужно ставить насос. Стоит он около 40 тысяч рублей, тратит много электроэнергии, а вот эффект от него очень сомнительный. Район подвержен оползням, и кто сможет дать гарантии, что во время сильных ливней и подвижек грунта содержимое стоков не хлынет прямо во дворы? Мы обращались в администрацию с просьбой проложить магистраль по старому проекту в нижней части, но нам пришел ответ, что вот эта верхняя магистраль выполняется строго в рамках «олимпийской программы». Потом обращались с просьбами не асфальтировать трассу до того, как жители смогут подключиться к магистрали. Но тоже безрезультатно. Теперь каждый двор должен разворотить в трассе дорожки для прокладки труб.

Мы идем вдоль узкой и пыльной трассы, которую время от времени пересекают то свежие полоски асфальта, то разрытые дорожки, идущие к люкам. Жители частного сектора, расположенного рядом с ней, послушно подключаются к магистрали. На этом уровне стоимость подключения к сетям, начиная от проекта и заканчивая работами, обходится в 120 тысяч рублей.

Но улица раскинулась не только вдоль дороги, горный рельеф то спускается вниз, образуя небольшие котлованы, усыпанные частными домиками, то поднимается наверх. Во сколько обойдется подключение тем, чьи дома расположены от магистрали на значительном расстоянии, остается только гадать, — в среднем, один метр работ по прокладке труб обходится в 2000 рублей. Жители отдаленных от дороги домов пока не торопятся подключаться к канализации. Впрочем, даже тем, кто живет рядом с трассой, заплатить 120 тысяч за это удовольствие не так-то просто.

Раиса Джигиль — пенсионер и инвалид II группы. Живет одна на пенсию в 13 тысяч рублей. Ее дом расположен совсем рядом с трассой, но дорожки к коллектору нет. Выбор у нее небольшой – выкраивать с крошечной пенсии средства на штрафы и сидеть без воды. Получить кредит в банке, дабы исполнить постановление мэра, у женщины не получится из-за возраста.

— Не было, не было, и вдруг появились, — жалуется нам житель другого дома, пенсионерка Клавдия Федоровна Щик. – Спрашивается, где раньше были? Никто никогда не интересовался, куда у нас канализация течет, а тут вдруг сразу берите и делайте, а не то отключим воду.

Клавдия Федоровна — тоже пенсионерка, тоже живет одна на небольшую пенсию в ветхом домике на трех хозяев. Ей подключение к магистрали обойдется в разы дороже 120 тысяч. Переулок, где расположен дом, находится гораздо дальше от трассы. Рядом – дом семьи погорельцев, или вернее то, что от него осталось. Компенсации или какой-либо другой помощи от города после пожара семья не получила, хотя это еще не значит, что их освободят от перспективы выложить круглую сумму за подключение к сетям. Где их взять, семья просто не знает. Хотя это никого не спасет от ответственности. Жители расположенной в том же микрорайоне улицы Плеханова обходятся без воды уже около месяца из-за того, что по указанию главы не подключились к сетям.

Решение канализационной проблемы в Сочи опять заходит в тупик. Хотя, пожалуй, точка в этом вопросе еще не поставлена. Как быть дальше, решать, в первую очередь, самим сочинцам, ну раз у городских властей других предложений больше нет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь