За счёт казны вам (не дай Бог, конечно!) предоставят гроб с обивкой, перевезут  тело на кладбище, выкопают могилу, захоронят и поставят «похоронный регистрационный знак с надписью».

Как не платить после смерти

На первый взгляд, очень просто. В деле бесплатного погребения поддержкой вам станет соответствующий  Указ президента РФ №1001 и Федеральный закон №8 «О погребении и похоронном деле».  На местах областные и краевые законодательные акты чётко прописывают  конкретный перечень услуг по погребению. За счёт казны вам (не дай Бог, конечно!) предоставят гроб с обивкой, перевезут  тело на кладбище, выкопают могилу, захоронят и поставят «похоронный регистрационный знак с надписью».

Воспользоваться  бесплатным перечнем может не только родственник усопшего, но и любое «лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение». В жизни это выглядит так: с заявлением и справкой о смерти  нужно обратиться в соответствующую организацию. В Сочи это – МБУ «Управление по организации похоронного дела» на улице Дагомысской, 39 . В течение двух дней обязаны похоронить  бесплатно.

Как выглядит «бюджетное»  захоронение, автору этих строк удалось увидеть лично. В «Мавзолее» в больничном городке тело помещают в донельзя «экономичный» гроб. Обивка присутствует. На родственников и близких во время всего процесса большого внимания  не обращают. В специальный зал для прощания гроб не заносили. Во дворике вы, конечно, можете  проститься с усопшим, но так, на ходу. Без сопровождающих лиц гроб погрузили  в УАЗ-«буханку» (такие в советское время возили врачей и милиционеров) и увезли. Близкие и родственники догоняли его на общественном транспорте или своих личных «Жигулях». Повезло. Догнали. На Барановском кладбище гроб не открыли (для удобства транспортировки его заколотили при погрузке) и отнесли к самому труднодоступному краю леса. Закопали.

могила5Ощущения – бедного родственника. Строго говоря, так оно и есть, но бесплатная процедура захоронения даст вам почувствовать свою ущербность ярко, зримо и наглядно. Отваживаются на неё немногие. Основной контингент – бездомные, абсолютно одинокие и «невостребованные». Впечатление, конечно, грустное. Впрочем, часто вы получали от государства что-нибудь бесплатное и одновременно качественное? Нет? Ну тогда не будем с кладбища и начинать…

«Самозахоронение»

Разумеется, это сленг. Речь идёт о захоронении на самовольно занятом участке. Закон этого не одобряет. Ни много ни мало, на территории города Сочи таких случаев фиксируют по 7-8 в год. Мотивы в каждом конкретном случае свои.

— Ну как они объясняют? «А кого я должен спрашивать!? Я пришёл на кладбище, закопал родственника — и всё! Я и 20 лет назад так делал!», — делится впечатлениями от общения с нарушителями директор сочинского МБУ «Управление по организации похоронного дела» Александр Мамлай.

Всё бы ничего, но на самовольные захоронения жалуются жители близлежащих домов и владельцы садовых участков, которым посчастливилось расположиться рядом с границами кладбищ. Кто-то обнаруживает в 30 метрах от грядки новую могилку, кто-то, выглянув в окно спальни, видит новый крест. Некоторые из этих «кто-то» обращаются в редакцию и прокуратуру.

Федеральным законом за «тайные похороны» ответственность не предусмотрена. Не удалось её обнаружить и в соответствующем Законе Краснодарского края.

Как выяснилось, далеко не все сочинские кладбища стоят на государственном кадастровом учёте. Казалось бы – ерунда! Ну нет их на кадастровом плане — и ладно. Но это влечёт за собой целую цепь последствий, приводящих в итоге к безнаказанности фактов самовольного захоронения.

Федеральным законом за «тайные похороны» ответственность не предусмотрена. Не удалось её обнаружить и в соответствующем Законе Краснодарского края. Практика других регионов России более прогрессивна – в Московской области, например, за самовольное захоронение штрафуют (физических лиц — на сумму до трех тысяч рублей, юридических – до ста десяти тысяч).  За «самозахоронение» вас могут привлечь только как за самовольное занятие земельного участка. И оштрафовать исходя из его кадастровой стоимости. А вот её-то как раз в Сочи практически  нет! Из 107 кладбищ Большого Сочи на кадастровом учёте состоят только 25.

могила4— Проблема самовольных захоронений сейчас остро не стоит. Я не могу сказать, что нет самовольных захоронений, они есть. Но как только появляется на том или ином кладбище самовольное захоронение, наши специалисты выявляют, готовят материалы и тут же направляют в органы внутренних дел. Вопрос деликатный, но у нас есть законодательство, то есть меры могут быть приняты вплоть до эксгумации. На сегодняшний день таких случаев, конечно, нет, но они все в работе. Процедура долгая: сначала органы внутренних дел устанавливают – кто? Чтобы исключить вариант криминальных захоронений – эта информация отрабатывается от и до, поэтому бывает, что один материал они и год, и полтора отрабатывают. Когда находят лицо, осуществившее самовольное захоронение, с него требуют документы, подтверждающие факт смерти того гражданина, которого он похоронил. Это долгая процедура, очень долгая. Пока «финиша» ни в одном деле нет, — делится наболевшим директор сочинского МБУ «Управление по организации похоронного дела» Александр Мамлай.

Отсутствие большинства сочинских кладбищ на кадастровом учёте, как и любая другая неразбериха в документах, может приводить не только к искам от прокурора, но и создавать почву для коррупции. 

Прокуратура от комментариев по поводу самовольных захоронений отказалась. На сайте районного суда есть лишь информация об одном гражданском деле. Прокурор Хостинского района обратился в суд с иском к администрации города «признать незаконным бездействие» мэрии в деле постановки одного из кладбищ района на кадастровый учёт и регистрации права муниципальной собственности на него. Представитель администрации в суде признал, что из 15 кладбищ  в Хосте в муниципальную собственность оформлены только 5. Получается, что  остальные 10 формально собственника пока не имеют. Бездействие городской администрации было признано незаконным, и решение вступило в законную силу.

Ситуация типична для города в целом. Три четверти сочинских кладбищ по закону городу не принадлежат. Но деньги на их содержание бюджет выделяет. А это – ещё одно нарушение. Отсутствие большинства сочинских кладбищ на кадастровом учёте, как и любая другая неразбериха в документах, может приводить не только к искам от прокурора, но и создавать почву для коррупции.  Сразу надо оговориться, что ни руководство сочинских кладбищ, ни люди в синих мундирах такую точку зрения не разделяют.

Берут все

Скандал на кладбищенскую тему пару лет назад случился в Московской области, где преимущественно и хоронят  сейчас жителей столицы. Число несанкционированных захоронений там постоянно растет, и депутаты подозревают, что коррупция пустила корни и сюда.

В целом по России, случаев продажи «могиломест» предостаточно. Одного смотрителя кладбища в Екатеринбурге посадили за это на 8 лет.

— В реальности из-за дефицита мест цены выше официальных в разы, отсюда и нелегальное расширение имеющихся кладбищ, захват земель. Заниматься нелегальными захоронениями могут агентства в связке с администрациями кладбищ. А москвичи просто платят и даже не вникают в то, как идет процесс. Скорее всего, они даже получают какие-то бумаги о захоронении, но по книгам учета эти документы не проходят,— делится с «Известиями» депутат Мособлдумы Александр Наумов.

В целом по России, случаев продажи «могиломест» предостаточно. Одного смотрителя кладбища в Екатеринбурге посадили за это на 8 лет, с поличным были пойманы его коллеги из подмосковного Климовска и Брянска, условный срок получил заместитель начальника кладбища в Новосибирске, «прокололся» чиновник мэрии Орла…  Полный перечень подобных случаев огромен.

Sun Setting on Lone Cross in Graveyard

Не отстают и сотрудники ритуальных агентств. Заместителя директора одной из таких фирм поймали на «меченых» купюрах в Красногорске, сотрудник ритуального агентства «погорел» в Туапсе… Примечательно, что по закону распределять могилы предприниматели-ритуальщики не могут. Это знают лучше других полицейские.  И берут за это деньги. В городе Видное сотрудники отдела по борьбе с коррупцией вымогали 1 миллион рублей (в ценах 2011 года) у представителя ритуального агентства.  Таким образом, могила кормит всех. Чиновников, предпринимателей, полицию.

В Сочи —  «бес-плат-но»!

Насколько сочинская реальность близка к средней по стране, сказать трудно. На наивный журналистский вопрос о возможной «смычке» представителей администрации города-курорта и предпринимателей из ритуальных агентств директор Управления по организации похоронного дела Александр Мамлай отвечает  чётко:

— Я не занимаюсь хозяйственной деятельностью. У нас очень много предпринимателей, которые занимаются ритуальными услугами. Моя задача – их контролировать. Насколько я могу для соблюдения законодательства. Предприниматели не имеют права определять места для захоронения.

Если где-то с людей взяли за место, это повод для органов внутренних дел. Тут же – заявление и разбирательство!  — решительно отвергает обвинения Александр Мамлай.

По его словам, слухи о высоких ценах за место на сочинских кладбищах – от незнания.

— Само место – бес-плат-но! Ни в одном документе вы не увидите, что место 10 тысяч, 100, 500 – это исключено. Просто трактуют неправильно, и когда люди говорят, что им «место обошлось в 100 тысяч», — это неправильно. Людям не доводят это на кладбищах, а они думают логически, что с них взяли за место. А когда я поднимаю документы, говорю: покажите мне, за что вы заплатили 100 тысяч, – в документах написано: «гроб — 60 000, подноска тела – 3 000, копка – 8 000»! Гроб можно взять за 3 тысячи, а можно за 50 тысяч. Также бывает, что люди оплачивают благоустройство территории, бетон и другое – то, что они ничего делать не будут. Абсолютно разные варианты есть, но ни в коем случае не за место. Если где-то с людей взяли за место, это повод для органов внутренних дел. Тут же – заявление и разбирательство!  — решительно отвергает обвинения Александр Мамлай.

Тут не поспоришь. Ни по каким официальным ведомостям деньги за кладбищенские места не проходят.

0_3b39b_b1443ff1_orig

Курортное дело

«Мы все живём тут под одним одеялом»,— намекая на круговую поруку среди местных, буркнул мне один мой сочинский знакомый, когда я пытался найти в городе следы кладбищенских взяток. «И одеяло это – из прозрачной плёнки»,— добавил второй, с местным колоритом перефразируя поговорку о шиле в мешке. Здесь, лично столкнувшись с практикой «платных могил», не говорят: «Да какое вы право имеете?», а возмущаются – «Почему так дорого?»…

О том, что в Сочи можно купить хорошее место на кладбище, слышали многие. Очевидцы есть, в Сочи ежегодно умирает около 5 тысяч человек, но рассказать о взятке решится не каждый. Давал – значит, тоже преступник. Закон у нас наказывает обе стороны.

Всё чисто. Предоставляли вам бесплатное место? Да. Можете показать Александру Мамлаю бумажку со стоимостью кладбищенского места? Нет. Заявление писать будете?

Те, кто покупал место на сочинском кладбище, на мои доводы от Александра Мамлая о том, что «место бесплатно, а услуги платные», просто усмехались. Жители олимпийской столицы не столь наивны, чтоб не отличить деньги за венки  от конверта директору кладбища. Пример из жизни. На условиях анонимности, разумеется.

— У нас на работе у одного водителя умер отец. Родные кинулись на кладбище, за местом. Бесплатные есть, директор показал. На краю, у леса, под горой. Там – болото, грунтовые воды стоят, как хоронить? Мы — к директору кладбища. Есть, говорит, другое место. На горке, сухое, даже оградку сделали уже. Стоит 130 тысяч. Хорошее! Отсюда даже море видно. Ну мы сказали — подумаем. Стали звонить знакомым знакомых, находить личные контакты, и в результате нам сделали скидку. Заплатили 109. Похоронили, — вспоминает живой участник траурной церемонии.

Всё чисто. Предоставляли вам бесплатное место? Да. Можете показать Александру Мамлаю бумажку со стоимостью кладбищенского места? Нет. Заявление писать будете?