Отставка главы департамента архитектуры и благоустройства Сочи явилась неожиданностью, пожалуй, только для обывателей. В администрации города добровольного исхода Константина Мацкевича ждали. Поговаривают, будто бы именно глава Сочи Анатолий Пахомов стал инициатором увольнения.
Полгода назад Мацкевич пришел на смену Олегу Шевейко, которого в конце апреля осудили за превышение служебных полномочий, приговорив к 1 году 8 месяцам с отбыванием срока в колонии-поселении. Правда, пока приговор в законную силу не вступил, а сам Олег Шевейко находится в Сочи под подпиской о невыезде. Окончательно его судьба решится на следующей неделе в Краснодарском краевом суде.
Несмотря на то, что Константин Мацкевич избегает встреч с прессой и никаких комментариев по поводу отставки не дает, в самой мэрии склонны полагать, что написанное еще 30 апреля заявление об увольнении может свидетельствовать о недовольстве мэра Пахомова тем, что отставник препятствовал строительству ряда объектов. Среди таковых, например, называется жилой комплекс «Кристалл Тауэр».
Источники в администрации города связывают строительство этого комплекса с недавними заявлениями властей о том, что часть квартир в элитном квартале может впоследствии перейти в юрисдикцию муниципалитета. Г-н Пахомов неоднократно намекал, что рассчитывает на перевод едва ли не трети возводимого в Сочи жилья в муниципальную собственность. Город, по его словам, остро нуждается в жилье, и у муниципалитета более чем достаточно оснований для обеспечения квадратными метрами очередников не только в домах, чья судьба сейчас решается с помощью судебных приставов, но и в олимпийском новоделе. Мацкевич же выступал категорически против сохранения части незаконных построек, предлагая сносить «нелегалов» безо всякого сожаления. В этом смысле он в точности повторил намерения губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, жестко выступающего за безоговорочный снос незаконных строений. Городские власти же пока ограничиваются показательным уничтожением прибрежных эллингов.
Вольно или невольно на поводу у властей идут и судебные приставы, тормозящие исполнение судебных решений, о чем на днях впрямую заявили представители Генеральной прокуратуры. Следственный комитет по Краснодарскому краю под давлением прокурорских вынужден был возбудить уголовное дело против заместителя начальника Адлерского районного отдела ФССП Руслана Портнова.
Упрямство главы департамента архитектуры и благоустройства Мацкевича выводило Пахомова из себя. В конце концов, Мацкевичу дали понять, что его может ждать судьба Олега Шевейко.
В бэкграунд увольнения можно вписать и то, что 1 января этого года все строительство в Сочи должно было быть завершено. Однако буквально накануне выяснилось, что Сочи – это один сплошной недодел. В результате строительное лобби обратилось напрямую к вице-премьеру Дмитрию Козаку с предложением продлить мораторий до декабря. Козак подмахнул директиву, сохранив при том главное условие: в Сочи пора наводить порядок – заканчивать строительство, вывозить мусор, начинать благоустройство. Причем, делать это параллельно с соблюдением финансовых гарантий со стороны девелоперов. Естественно, забота о марафете была взвалена на департамент архитектуры и благоустройства. Строитель по образованию Мацкевич встал в позу, не только не позволяя продолжить возведение «Кристалл-Тауэр», но и по касательной блокируя реконструкцию площади у Морского вокзала, которая была вписана в программу наведения порядка. Тогда Мацкевича поддержали ряд депутатов городского Собрания, в начале апреля устроившие пикет против обустройства на привокзальной площади фонтанного городка с соответствующим антуражем из торговых лавок.
В результате, и строительство жилого комплекса, и реконструкция площади приостановлены до окончания Олимпиады. Однако арендаторы, уже вложившие в проектно-сметные документы не один миллион рублей и в свое время получившие гарантии городских властей, начинают взваливать ответственность на мэра Пахомова. Тот, как известно, отвечать в индивидуальном порядке не любит и, как правило, подверстывает к скандалам своих замов. Более того, сам Пахомов крайне редко подписывает официальные бумаги, предоставляя «право первой ночи» подчиненным. В итоге, за все проколы первого лица слово держат отнюдь не самые истовые чиновники.
Судя по всему, Мацкевич попал в разряд этих самых безответных «ответчиков», но неожиданно проявил недюжинную волю. Накопать на него уголовное дело явно не удалось, поэтому было решено покончить с внутренней «оппозицией» самым простым путем: предложить добровольную отставку с сохранением «золотого парашюта».
Дело Мацкевича представляется вполне благополучным на фоне других громких процессов. «Сочинские новости. рф» уже писали о судьбе бывшего главного архитектора Города Олега Шевейко.
Сейчас в суде находится дело руководителя Центрального района Сочи Сергея Павленко. Рассматривается обвинение против чиновника в рамках его предыдущей деятельности на посту начальника управления капитального ремонта администрации Сочи, который он занимал до ноября 2010 года. Чиновник подозревается в злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге.
2 апреля осужден экс-чиновник администрации Сочи Игорь Магдашян, виновный в покушении на мошенничество в особо крупном размере. Он приговорен к трем годам исправительной колонии общего режима и выплате штрафа в размере 300 тысяч рублей.
Магдашян занимал должность начальника Управления капитального ремонта администрации Сочи. Летом 2012 года он и двое его знакомых вступили в преступный сговор и вымогали 2 миллиона рублей у представителя строительной фирмы. В момент передачи денег посредников задержали.
Стоит отметить, что ни один из вышеуказанных чиновников сочинской администрации не волен действовать самостоятельно. Все градостроительные решения так или иначе принимаются на уровне главы города.