Олимпийский креатив в виде «вертикального озеленения» и конструкций с фотографиями цветущих растений вместо, собственно, самих растений вызвал бурю негодования среди жителей Сочи: «Если это еще и за бюджетные деньги – то зачем?»
Конечно, по-разному можно воспринимать то, как лица, ответственные за озеленение столицы зимних Олимпийских игр-2014, представляют себе облик цветущего города-сада. Но большинство сочинцев такой неожиданный ход озадачил и возмутил.
«У моего прадеда, царство ему небесное, был туалет уличный с дыркой, и он внутри обклеивал его всякими картиночками, вырезками из газет, открыточками, из журналов с цветочками. В общем, это творение вызывает у меня именно такие ассоциации…» — пишет блогер korshunkova91 на ПриветСочи.ру.
Уж простите за такой пример, но если кратко резюмировать все высказывания о новых традициях в озеленении Сочи, прозвучавшие в последнее время в блогах и социальных сетях, то получается как-то так.
Все это можно было бы списать на банальное отсутствие профессионализма у тех, кто занимается сегодня озеленением Сочи, — если бы не один факт. Общая сумма бюджетных средств, выделенных на разбивку более 20 цветников в зонах международного гостеприимства, так называемое «вертикальное озеленение», которое в народе получило название «банно-прачечные тазики», и картинки с цветочками, – 250 миллионов рублей.
В то время, когда город явно ощущает нехватку бюджетных средств, муниципальные предприятия работают в убыток, а сочинцы вынуждены оплачивать из собственных карманов покупку новых «олимпийских» автобусов, такая озеленительная концепция кажется небывалой роскошью и пустой тратой денег.
И хотя озеленение единственного в России субтропического города в тот самый момент, когда он должен принять Олимпийские игры, к которым так долго и трудно готовился, выглядит абсурдным, в этом есть своя закономерность. На самом деле, к такому результату Сочи шел долго и планомерно.
А путь этот начался с банкротства МУП «Зеленстрой», одного из старейших муниципальных предприятий, которое занималось зеленой «обложкой» курорта. Сегодня в городе осталось всего несколько специалистов, которые помнят и знают, как именно нужно озеленять курорт в субтропиках, чтобы это действительно был город-сад. Они хранят традиции и еще могут обучить молодых специалистов и тех, кто сегодня разрабатывает новые «цветочные концепции». И рассказать о том, как это когда-то было. На фоне предолимпийских фотоцветочных феерий как раз самое время…
В 60-е годы курорт Сочи задумывался как город-сад, его озеленению уделялось самое пристальное внимание. Дело не только в большом количестве зеленых зон, но и в их оформлении. Для каждого из участков и районов города действовал свой принцип озеленения. Спальные микрорайоны озеленялись по принципу частных садов. На придомовых территориях обычных многоквартирных домов высаживались плодовые растения – яблони, инжир, мушмула, черешня.
Сочи – один из немногих городов России, где может расти гинкго Билоба – редкое растение, вид которого не изменился со времен динозавров. Его листья, формы веера, не только красивые, но и невероятно ценные с точки зрения фармацевтики. Лет пять-семь назад работники МУП «Зеленстрой» в беседе с журналистами просили не назвать места, где еще остались гинкго Билоба, потому что за несколько лет этот вид во дворах наших домов был практически уничтожен собирателями лекарственных растений.
В центре курорта и в местах скопления отдыхающих использовались другие озеленительные приемы. Разработчиком сочинского стиля озеленения стал известный ландшафтный дизайнер Сергей Венчагов, лауреат Государственной премии. Сегодня в городе сохранилось несколько «венчаговских» зеленых уголков. Его прием – сочетание нескольких видов цветущих и вечнозеленых растений с природными материалами: песчаником, галечником, слюдой и даже принесенными с берега моря живописными корягами. Город, которому климат позволяет оставаться цветущим круглый год, был своеобразным пособием по субтропическому ландшафтному дизайну, а «сочинский стиль», разработанный Сергей Венчаговым, вошел в учебники по озеленению.
Нина Ивановна Подколзина, ученица Венчагова, много лет проработавшая в МУП «Зеленстрой», рассказала нам, чем можно заменить в Сочи конструкции с фотографиями цветов и при этом потратить гораздо меньше бюджетных средств.
— Я буквально на днях разбирала документы и совершенно случайно наткнулась на перечень, который Венчагов написал еще в годы своей работы. Это список растений, которые необходимо было высадить в Сочи к началу курортного сезона. В нем – более ста видов цветущих растений. И так было практически каждый год, — вспоминает она. — Зимой Сочи тоже оставался цветущим. Высадки делились на «летние» и «зимние». Даже в те времена существовало множество видов морозостойких цветущих растений, которые прекрасно переносили наши зимы. Сегодня с появлением современных сортов их количество увеличилось в разы. В 60-70-е годы Сочи зимой украшали цветущие тюльпаны и нарциссы, несколько видов разноцветных примул, цикламены. В конце января — начале декабря на улицах города расцветали необычайно красивые анемоны красного, розового и голубого цветов. Сегодня практически забыты такие виды субтропических цветущих растений, как дельфиниум и дигиталис.
Цветущие растения на клумбах — далеко не всё, чем может украсить себя город с мягким, теплым климатом. На городских улицах высаживались деревья и кустарники, которые подбирались по принципу: летом – зеленая листва, в межсезонье — декоративные свойства, такие как ярко-красные и белые плоды и гроздья ягод. На улицах города росли и цвели редкие земляничные, клубничные, конфетные, уксусные деревья.
Стоит сказать, что стоили саженцы многих субтропических культур совсем недорого. Гораздо сложнее было организовать круглогодичную и регулярную работу озеленителей. На базе «Зеленстроя» существовало несколько питомников, где выращивались саженцы деревьев и кустарников. И одним их самых важных плюсов было то, что растения, которые росли на городских улицах, изначально были выращены в нашей природной среде, а не привезены из-за границы. Большинство погибавших в последние годы на улицах Сочи растений не прижились из-за того, что не прошли акклиматизацию и плохо перенесли переезд из-за границы.
Сегодня ни один из существовавших ранее питомников не сохранился. За долгие годы банкротства некогда процветающего предприятия множество земель было отнято у него за долги. Последний питомник, сохранившийся в Адлерском районе, был изъят под строительство развязки на дублере Курортного проспекта. Причем землю в другом месте предприятию не выделили.
Банкротство МУП «Зеленстрой» тянулось почти десятилетие. Проблемы начались с того, что крупному муниципальному предприятию не доставались муниципальные заказы. Тендеры на озеленение улиц города выигрывали малоизвестные и мелкие компании, что, конечно же, рано или поздно отразилось на его зеленом убранстве. Сегодня мы имеем то, что имеем – редкие осколки, оставшиеся от озеленения двадцатилетней давности, и конструкции с фотографиями цветов, как раз к Олимпиаде, как символ некогда цветущего города.