У дверей избирательной комиссии в пятницу после обеда собралось около двух десятков человек. В основном, это были кандидаты в депутаты Городского Собрания Сочи, которые пришли выразить недовольство предвыборной кампанией в нашем городе. Под предводительством инициатора этого собрания, коммуниста Игоря Васильева они направились к дверям и решительно вошли в помещение избиркома. И здесь их явно не ждали. На пути встала лично председатель избиркома Валентина Ткачева и принялась спрашивать — зачем и почему все эти люди явились сюда без приглашения. Васильев возразил в том смысле, что если это муниципальное помещение избирательной комиссии, то для предстоящего собрания кандидатов от разных партий и объединений лучше места и не придумать. В общем, сдержать революционный натиск кандидатов оказалось не в её силах, и председатель избиркома переключилась на проверку удостоверений у немногочисленных журналистов.
— Евгений Алексеевич… и вы? – вдруг, не скрывая своего разочарования, обратилась Валентина Ткачева к кандидату от партии «Родина» Евгению Ковалеву.
Слова председателя избиркома возымели должный эффект, и кандидат Ковалев как-то быстро и незаметно исчез. Потом кто-то сказал, что он ушел смотреть за тем, чтобы его машину не утащил эвакуатор.
Учитывая тот факт, что до начала голосования оставалось полтора дня, Игорь Васильев начал несколько издалека – с июльского приглашения партии «Единая Россия» принять участие в круглом столе с условным названием «За честные выборы!», состоявшемся в том же месяце. Главный сочинский коммунист с выражением прочитал свой отказ, направленный тогда на имя главы города Анатолия Пахомова, в котором он вспомнил кампании 2011, 2012 и 2014 годов. По мнению Васильева, все эти выборы объединял ряд вещей: использование административных ресурсов в пользу «Единой России», клевета в адрес оппонентов, неравенство освещения в СМИ, ну и, конечно, фальсификации на избирательных участках. Затем Игорь Васильев со всей прямотой заявил, что персональную ответственность за все эти безобразия не территории Сочи несет председатель избиркома Валентина Ткачева, которую периодически пытались вовлечь в диалог, но она была очень занята эмоциональным разговором по телефону и никак не могла подойти. А Васильев тем временем подошел к главному.
— На сегодняшний день, особенно в Центральном и Хостинском районах, сложилась катастрофическая ситуация с так называемым досрочным голосованием. В законе определен порог – 1%. После чего уже нужно «бить в колокола», то есть после 1% закон предлагает составлять отдельный протокол, чтобы выяснить, за кого же шло это досрочное голосование. Так вот на сегодняшний день поступает масса заявлений, но для избирательной комиссии заявление и не обязательно. Идет статистический учет информации из ТИКов, где черным по белому кричит, вопит о том, что идет нарушение. Такого быть не должно, чтобы на участке, где 1400 избирателей, приходили на «досрочку» по 100 человек и более. А один участок мы имеем, где из 1400 человек проголосовали 460 уже! — заявил Васильев.
Лидер сочинских коммунистов вопрошал – почему никто не интересуется мотивами людей, приходящих на досрочное голосование. Председатель избиркома, по его мнению, уже должна была написать заявления в следственный комитет и прокуратуру, чтобы «остановить этот, с позволения сказать, беспредел». Игорь Васильев произнес еще много обидных слов в адрес председателя избиркома, а затем предложил присутствующим кандидатам подписать жалобу в Центральную избирательную комиссию.
Пятнадцать кандидатов в депутаты Горсобрания Сочи поставили свои подписи под этим документом. Вкратце заявление выглядит так. В Центральном районе, по состоянию на 9 сентября, досрочно проголосовало 3,6% избирателей. На одном из участков эта цифра превысила 16%. Далее идет самая серьезная претензия: «массовый подкуп избирателей».
— Наблюдателями и членами избирательных комиссий, назначенными не от партии «Единая Россия», зафиксированы многочисленные случаи фотографирования избирателями на мобильные телефоны заполненных бюллетеней. На вопрос членов комиссий, зачем они это делают, многие из них не скрывают, что для отчета и получения гонорара. Так, на участке № 4532 четверо молодых людей на вопрос члена избирательной комиссии Саяниной Ирины Михайловны, зачем они это делают, вслух заявили, что за голосование за конкретного кандидата им должны заплатить деньги. Фотографирование заполненных бюллетеней зафиксировано на большинстве участков избирательного округа № 5 Хостинский, — сказано в заявлении.
Кроме того, член избиркома с правом решающего голоса Елена Диденко заявила о том, что в большинстве случаев в заявлениях избирателей на досрочное голосование указываются причины, не соответствующие требованиям закона. Однако никто, ни полиция, ни Следственный комитет, ни сам избирком со всеми этими заявлениями разбираться не желает, утверждают авторы обращения.
Далее идут два требования: 1) признать недействительными результаты досрочного голосования по городу-курорту Сочи в целом на выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края и выборах Городского Собрания Сочи пятого созыва; 2) принять решение о расформировании существующего состава ИКМО города-курорта Сочи как абсолютно профнепригодного и неспособного организовать выборы в соответствии с законодательством.
В процессе прочтения заявления Игорь Васильев рассказал одну историю, которая, возможно, во многом объясняет радикальность выдвинутых требований. Произошла она на улице Островского, когда лидер сочинских коммунистов сопровождал кандидата в губернаторы от КПРФ Николая Осадчего.
— Нос к носу мы встретились с мэром Пахомовым. И тут Пахомов цинично заявляет – коммунисты в Хостинском районе организовали досрочное голосование. То есть этот дядя в теме, знает, о чем идет речь. Совершенно владеет ситуацией, что там идет массовая «досрочка», но он озвучил, что это организовали коммунисты, — поделился наболевшим Васильев.
Другие участники встречи тоже рассказывали много интересного: о том, как по разнарядке на школьных линейках 1 сентября выступали кандидаты от «Единой России»; о том, что подчиненные некоторых кандидатов работают в территориальных избиркомах; об игнорировании законных требований кандидатов председателями некоторых участковых комиссий; про увеличение темпов досрочного голосования и т.д. и т.п. Кандидат Юрий Дзагания апеллировал к председателю ЦИК Чурову, который говорил о недопустимости «накачки» досрочного голосования.
Игорь Василев заявил, что у него есть фамилии тех людей, которые, по его информации, голосовали за деньги.
— У системы МВД, у следственного комитета есть масса способов раскрутить, развязать язык человеку и найти истинную правду, – сказал Васильев, — но на сегодняшний день активных действий, к сожалению, не видно.
В этот, можно сказать, кульминационный момент в зал вошла председатель избиркома Валентина Ткачева и тут же узнала от коммунистов, что обсуждается ее «плохая работа». Игорь Васильев не упустил возможность повторить ей в лицо все, что он думает о Сочинской избирательной комиссии и лично его председателе. Но ее это нисколько не смутило в попытке объяснить свою точку зрения «по существу и без демагогии».
— Процент досрочного голосования соответствует прошлым выборам, – начала Валентина Ткачева, чем вызвала немалое веселье в рядах коммунистов.
Она напомнила, что в 2011 году открепительные удостоверения получили более 20 000 сочинцев, а по состоянию на 11 сентября 2015 года по всему Сочи проголосовало чуть более 8000 избирателей — таким образом, все эти цифры «не являются катастрофичными», считает Ткачева. Что же касается участка в Зимнем театре, где наблюдается аномальный всплеск досрочного голосования, то объясняется это довольно просто – за ним закреплена военная часть ФСО, и все, кто там служат, в день выборов будут заняты.
Постепенно добрались до обсуждения положения закона об 1% при досрочном голосовании. Как выяснилось, при превышении этой цифры избиркомы должны ставить на обороте бюллетеня печать, чтобы была возможность посчитать их потом отдельно от всех остальных. Но в реальности, как рассказал опытный кандидат Дзагания, делается это примерно в 30% случаев, потому что мало кто хочет тратить лишнее время на эту процедуру. Но самое главное заключается в том, что закон о выборах в России не предусматривает отмену результатов досрочного голосования. То есть если выяснится, что все 100% досрочников в Сочи проголосовали за кандидатов от «Единой России», это не будет иметь никаких юридических последствий.
Основанием для отмены результатов на том или ином участке могут быть только доказанные в суде факты подкупа избирателей или фальсификации результатов голосования. Валентина Ткачева рассказала, что на прошлых выборах избиркому уже приходилось проверять заявления о том, что кто-то, якобы, получал деньги за голосование в пользу определённых кандидатов. Но все они ни к чему не привели по очень простой причине.
— Была проверка по таким жалобам, но люди отказались подтвердить, что они получали деньги, — рассказала Ткачева.